Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
учебно-методический материал (младшая группа)
Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол для педагогов детского сада
«Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Подготовила:
воспитатель Удавихина Н.А.
Тема круглого стола: «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема круглого стола «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
План работы:
- Дать определение адаптации.
- Влияние адаптации на здоровье ребенка.
- Способы облегчения адаптации.
- Что такое адаптация
Ведущий. Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста, но требуют непременного участия взрослого и определенных воздействий.
Возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно, относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в детский сад протекает для него не безболезненно.
Чем, по вашему мнению, является детский сад при поступлении ребенка раннего возраста. Детский сад для него это…?
- новое окружение – взрослые, другие дети, новые игрушки, новые предметы, процесс вхождения в новую среду и т.д.
Ведущий. Толковый словарь русского языка И.С. Ожигова, Н.Ю. Шведовой дает нам следующее определение:
«Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям»
Адаптация — это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучии
II. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
Ведущий. Значение адаптации, т.е. приспособление детского организма к окружающей среде отражается на дальнейшем здоровье и самочувствии в новых условиях.
? Какое влияние оказывает адаптация на здоровье ребенка?
- Ребенок начинает плакать, отказывается от общения с воспитателями, другими взрослыми, отказывается от еды, с детьми не играет, сон его короткий, не глубокий.
Ведущий. Ребенок, поступая в дошкольную среду, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.
Поступление ребенка в детский сад является для него новым неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии. Стресс имеет свои особенности:
1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные ситуации, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, то люди бы сразу умирали. Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую ситуацию, правильно воздействовать на детей и искать способы облегчения адаптации.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок заболевает.
Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам самостоятельного обслуживания и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.
III. Способы, облегчающие адаптацию.
Ведущий. Привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в жизни.
? Какова, по вашему мнению роль семьи в подготовке ребенка к детскому саду?
- Родителям необходимо заранее познакомится с воспитателями группы, режимом дня, пройти консультацию у педагога-психолога, медицинского работника, старшего воспитателя. Так же следует рассказать воспитателям об особенностях поведения ребенка, его интересах.
Необходимо особое внимание уделить родителям рациону питания, приучить ребенка к разнообразным овощным, молочным и рыбным блюдам. Тогда ребенок не останется голодным.
Режим дома следует максимально приблизить к режиму детского сада, так как коррекцию желательно проводить в домашних условиях, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельности, которые будут проявляться в процессе умывания, во время приема пищи, одевания и раздевания. Самостоятельность в действиях с игрушками, положительно скажется на самочувствии ребенка.
Воспитатель, имея полную информацию о ребенке, быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче.
?Какова роль воспитателя для обеспечения легкой адаптации?
- Для поступившего в детский сад ребенка следует установить щадящий режим, позволить ему подольше поспать, пораньше лечь, вовлечь его в игру, позволив принести любимую игрушку из дома.
Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего ребенок любит заниматься.
В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скачали и вспоминали. В группе создать условия максимально приближенные к домашним, эмоционально благоприятную атмосферу.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
- Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
- Возраст ребенка.
- Характеристики семейной ситуации.
- Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.
Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.
- Недостаток подготовки ребенка к ДОУ.
- Неспособность самостоятельно обслуживать себя. Именно этот фактор значительно мешает привыканию к детском саду, ведь отсутствие самостоятельности ребенка вынуждает его больше контактировать с другими малознакомыми взрослыми.
- Избыток впечатлений. В первые дни малыш узнает много нового и испытывает яркие впечатления, как негативные, так и позитивные. Излишнее эмоциональное возбуждение переутомляет малыша, а следствием этого являются нервозность и капризы.
- Неприязнь в общении с конкретными детьми и персоналом.
- Биологические и социальные факторы.
- Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка.
Ведущий: По каким параметрам можно определить, как прошел период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения?
Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:
1 уровень - Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.
У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
2 уровень - Средний уровень адаптации (20-40 дней)
Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми.
Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.
3 уровень Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).
В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников.
Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
• Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду.
• У ребенка сформировались своеобразные привычки.
• Малыш не приучен к непродолжительному одиночеству и не может играть игрушками наедине с собой.
• Отсутствие навыков в соблюдении гигиены.
• Малыш редко находится в компании незнакомых людей
Показателями окончания адаптационного периода является:
• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
• уравновешенное настроение в течение дня;
• адекватное отношение к предложениям взрослых;
• общение с ними по собственной инициативе;
• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Следовательно, знание данных факторов позволит, обеспечит адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.
Ведущий.
- Вывод: Для того, что бы период адаптации протекал с наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:
- Научить ребенка вступать в общение со взрослым и сверстниками.
- Выработать привычку к режиму дня.
- Повышать уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
- Не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми и самостоятельными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"
Материал предназначен для педагогов ДОУ с целью взаимодействия с родителями детей раннего возраста по периоду адаптации в детском саду....
Методические рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узна...
Круглый стол для воспитателей на тему «Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение периода адаптации. План работы:I. Дать определение адаптации.II. Влияни...
Консультация для педагогов. Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация адресована воспитателям образовательных учреждений, работающим в группах с детьми раннего возраста, реализующим программы дошкольного образования "Организация процесса адаптации дете...
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...