Методическое пособие "Музыкальная школа Смешариков"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Оленберг Гульсум Якубовна

Наглядное методическое пособие,которое помогает формировать музыкальные способности детей в доступной игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_opisanie.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Название пособия

МУЗЫКАЛЬНАЯ   ШКОЛА  СМЕШАРИКОВ

Авторы:

 музыкальные  руководители

высшей квалификационной категории

МБДУ детский сад №53 «Радуга»

                                         Оленберг  Гульсум  Якубовна

Жимарева  Алёна  Александровна

                                                                 г.Лесосибирск, Красноярский  край, 2013г

 В контексте современных требований к дошкольному образованию мы считаем, что структура непосредственной образовательной деятельности детей   должна  быть  захватывающей и интересной, с разнообразными  игровыми приемами, которые помогают детям более полно и осознанно  воспринимать  музыку во всех её проявлениях. Мы изготовили и успешно применяем в своей практической деятельности наглядное методическое пособие, которое помогает формировать музыкальные способности детей в доступной игровой форме.  Учитывая  интерес  детей  к современной  анимации, использовали в оформлении пособия  героев мультипликационного сериала «Смешарики» и назвали его «Музыкальная  школа  Смешариков»(фото №1).

Как  изготовить  пособие?

Для  изготовления  персонажей  понадобится  ламинированная  потолочная  плитка, интерьерная  краска «Технопласт» различного цвета. Для  раздаточного  материала – использованные телефонные  карты, самоклеющаяся  бумага.

Назначение  пособия

 Это  наглядное  пособие  позволяет  решить  некоторые  вопросы  развития детского  творчества (сочинение  коротких  стихотворений, мелодий, импровизированных  движений  и т.д.), развивает  музыкально – сенсорные  способности в различных видах музыкальной деятельности, делает интерес детей к музыке более устойчивым.

В соответствии с видами деятельности на музыкальных занятиях (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игра на  детских музыкальных инструментах),   каждому  персонажу отведена  определенная  роль.

«Музыкальная  школа Смешариков»

Приглашает  детей  поиграть,

В «Музыкальной   школе  Смешариков»

Всё о музыке можно узнать:

Нюша песням и танцам  научит,

Крош  про ритм  может  все  рассказать,

                                 А  Лосяш  любит  музыку  слушать,

Бараш к  песням стихи  сочинять.

И  Копатыч. Он мишка – оркестр,

Любит  музыку  всем  исполнять.

В «Музыкальной  школе  Смешариков»

Никому  не придется  скучать!                                                  

      Данное  пособие  с  большим  успехом  используют  и  другие  педагоги. Это и  воспитатели, и  руководитель  изостудии, и инструктор по физической  культуре, и  логопед. «Смешариков»  с  радостью  принимают  дети  в  досугах, в совместной деятельности, в непосредственной образовательной деятельности, наши герои «гостят» в группах  в  течение  недели (фото №2), встречая  и  забавляя  детей своими сюрпризами, которые дети находят  в  их «кармашках».                        

                                                                                                                                      2.  

Как использовать пособие?

      Персонажи  «приходят» на  занятия по  одному  или  вдвоем, принося  то или  иное  задание  на  карточках  в  кармашках. Это  могут быть  и  дидактические  игры, и предметные  картинки, и любой  раздаточный  материал (фото № 3). При демонстрации героя обязательно используем  художественное  слово.

Нюша: Я  певица хоть  куда,

             Я  пою  везде, всегда.

             Кто  желает  спеть  со  мной?

             Свое  имя  всем  пропой!

Дети  поют  свое  имя  на  заданный звук либо на   придуманную  самостоятельно  мелодию.  Варианты  этого  задания   разнообразны, например:

Нюша  предлагает  детям  познакомиться:

               Я пою, вы повторяйте,

               Моё имя называйте:

               Ню-ша (дети повторяют: «Ню-ша»)

               Ню-шень-ка (дети вторят «Ню-шень-ка»).

Затем  Нюша  дает  задание, указывая  на ребенка (1 вариант):

                                       Я и ты, давай  вдвоем

                                       Твое  имя  пропоем!

                                       Ка-тя, Ка-тя,

                                       Ка-тень-ка, Ка-тень-ка.

         Или (2 вариант): Кто же  смелый  среди  вас?

                                       Своё имя  спой сейчас!

Таким  способом  Нюша  опрашивает несколько детей.

Для развития музыкально-двигательной активности предлагаем игру «Путешествие в сказку». Дети встают за Нюшей, шагают простым шагом, Нюша приговаривает:

                              Мы по сказкам погуляем,

                                Там героев повстречаем,                                                                                                              

                              Но не будем мы стоять,

                              Будем их изображать.

«Буратино ШАГАЕТ в кукольный театр» - руки согнуты в локтях, пальцы    

  растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная.

«ИДЕТ Василиса Прекрасная» - корпус вытянут, голова приподнята, глаза опущены, руки на поясе.

«ЛЕТИТ  Жар-птица» - плавные взмахи руками.

«ШАГАЮТ  великаны» - большие шаги с большим размахом рук.

«ШАГАЮТ  гномы» - корпус  тела наклонен  вперед, голова втянута,  руки прижаты к телу, мелкие шаги.

«КАТИТСЯ Колобок» - руки на поясе, легкий бег с поворотом вокруг себя в движении.

«ШАГАЕТ оловянный солдатик» - четкий ритмичный шаг.

                                                                                                                              3.

                 Игра  развивает  воображение и творчество  в движениях.

Крош: Не  сидится  мне  на  месте,

            Я  веселый, озорной!

            Ставьте  ушки  на  макушке

            Ритм  прохлопайте  со  мной!

Крош  предлагает  различные  упражнения   на  развитие  ритмического  слуха:

упражнения с ладошками, ритмичные стихи, игры с палочками, игры с игрушками  и  картинками, например: детям показывают карточки с  изображением божьих коровок, на  одних карточках большая божья коровка, на других - маленькая. Педагог:

             Мама-коровка деток искала,

             Деток искала, к себе подзывала,

             Та-а..отзовитесь скорее букашки,

             Та-а…поиграю я с вами в пятнашки.

             Детки мамулю свою услыхали,

             Ти-ти-ти-ти, тут же к ней прибежали,

             Стали играть, веселиться, шалить,

             Звонко смеяться  и говорить.

Дети придумывают диалог: Та-ти-ти-ти, Та-ти-ти-Та, ти-ти-Та-Та-ти-Та-Та и т.д. выкладывают карточки на столе и проговаривают, прохлопывают ритмический рисунок, пропевают (фото №4).

Педагог держит карточку с большой божьей коровкой в руках, детям раздает карточки с маленькими коровками.  Педагог говорит от имени мамы-коровки:

                                                                                                                                     

  Я не дам вам заскучать,

  Научу вас танцевать!

Отстукивает несложный ритмический рисунок карточкой по столу, дети повторяют своими карточками (фото №5).

Лосяш: Я вдумчивый,  мечтательный,

              Во  всех делах  старательный.

              Мне  с  музыкой  приятно  жить.

              В мой  мир хочу  вас пригласить!

С  Лосяшем  дети слушают  и  анализируют  программные  произведения.  Также  детям предлагаются  задания  на закрепление материала с  использованием  музыкальных   терминов, даются представления об изобразительных  возможностях  музыки (оттенки  настроения, характер интонаций и т.д.), нотной грамоте.

 Лосяш говорит, что в его  кармашке спрятались нотки-сестрички, показывает их, обращает внимание на то, что они все разные,  предлагает послушать о них стихотворение, после прочтения  каждого  четверостишия  проигрывает  ноту на инструменте и предлагает детям её  пропеть (фото №6).

                                                                                                                              4.

                                                                                                                      Стихотворение «Нотки-сестрицы»

 

Это первая  сестрица, (Показывает  картинку)

По пошиву  мастерица.

Сшила  модное  пальто,

Ходит  важно – до – до – до. (Проигрывает ноту на инструменте)

У моей второй  сестрицы

Симпатичные  ресницы.

Только  утро на  дворе,

А она  уже: ре – ре!

Есть и третья сестренка,

Она  любит  есть «сгущенку».

Только  успевай  корми,

Снова просит: ми – ми – ми!

У  сестренки нашей  «Фа»

Есть прекрасная  софа,                                                                                              

Ох, лентяйка  нотка «Фа»…

Тихо  дремлет: фа – фа – фа.

Пятая  сестрица «Соль».

Вечно  варит  всем  фасоль,

А  готовить не  умеет,

Соль – соль – соли  не  жалеет.

Вот и меньшая  сестра,

Может  петь хоть до  утра.

Если  даже  слов  не  знает,

«Ля – ля – ля», - все  напевает.

А  вот эта - нотка «Си»

Часто  ездит  на  такси.

Она  повсюду  поспевает,

«Си – си – си», - петь обожает.

После  прочтения  стихотворения  поют  гамму (фото №7).

Бараш:  Я Бараш – дружочек,

              Сочинитель  строчек.

             «Ешь  варенье в День рожденья…»

              Вышло  что?

Дети:    Стихотворенье!                                                                                         5.

Это  задание  на  развитие  творчества  детей  в  стихосложении (подбор  рифмы, обогащение  словарного  запаса, использование синонимов, антонимов в речи и т.д.), например: (из опыта) выучили с детьми «Простую песенку»

муз. М.Ивенсен, сл.Ан.Александрова. Приходит в гости Бараш. Ему очень нравится эта песенка, он просит у детей разрешения спеть свою простую песенку. Дети  соглашаются, Бараш поёт:

                             Утром я встаю, песенку пою,

                            «Бе-бе-бе-бе-бе, в гости жду к себе!»

А далее  он обращает внимание детей на книжку со сказкой «Теремок», которая  лежит  у  него в кармашке. Демонстрируя эту книжку,  говорит детям: «Ребята, а как бы спела эту песенку Мышка (дает карточку с изображением персонажа ребенку), проснувшись утром рано? А Лягушка? А Заяц? А Лиса? А Медведь? Дети предлагают свои варианты. Например:                                                          6.

 Ребенок-мышка:  Утром я встаю, песенку пою,

                                Песенку простую вот такую:

                                Пи-пи-пи-пи-пи, больше ты не спи!

Ребенок-Лягушка: Утром я встаю, песенку пою,

                                Песенку простую вот такую:

                                Ква- ква-ква- ква-ква, где  лежат  дрова?

 Ребенок-Заяц:       Утром я встаю, песенку пою,

                                Песенку простую вот такую:

                                Прыг- прыг- прыг-прыг-прыг,

                                Так я жить привык!

 Задание с лисой  вызвало затруднение, т.к. дети не знали какие звуки она издает, один из детей сказал: «Лиса  очень  хитрая. Все проснулись, а она притворилась, что у ней голова болит».

Ребенок-Медведь: Утром я встаю, песенку пою,

                                Песенку простую вот такую:

                                Бу-бу-бу-бу-бу, влезу на трубу.

 Аналогичных песен используем в практике немало: « Бурчалочка», «Упрямый  медведь» муз. и сл. И.Осокиной, «Разговор» сл. и муз. О.Дружининой, «Пять обезьянок» (французская народная  песенка), «Веселый старичок» муз.  Г.Оленберг, сл.Д.Хармса.

Копатыч:   Я Копатыч – весельчак,

                     Играть в оркестре я мастак.

                     А чтобы  музыкантом стать –

                     Все  инструменты  надо  знать!

Копатыч  знакомит  детей с музыкальными  инструментами (историей, классификацией, звучанием, разновидностями). Предлагаем несколько игр Дж.Бина, А.Оулдфилд  с музыкальными инструментами, которые используем в своей практике (фото №8)

                                                                                                                                 6.

 «Руки вверх». Детям раздаются небольшие музыкальные инструменты, пока звучит музыка, дети  подыгрывают на своих инструментах, как только смолкает, дети бесшумно поднимают свои инструменты над головой. Музыка возобновляется, когда наступает полная тишина. Наиболее важный период в игре, когда дети выдерживают паузу.

«Обойди  барабан». Дети в кругу, в середине барабан с палочками.

Водящий ходит по кругу и поет:

                              Я по кругу иду, звонко песню пою,

                              Постучать в барабан (имя ребенка) я позову.                          

Названный ребенок отстукивает  ритм или придумывает свой, по окончанию исполнения встает за спину водящего, при повторе игры обходят круг вдвоем:                  

                             Мы  по  кругу идем, звонко песню поем,

                             Постучать в барабан (имя ребенка) мы позовем и т.д.

Вместо барабана можно использовать разные музыкальные инструменты (тарелки на подставке, металлофон, треугольник, закрепленный на штативе и т.д.)

«Оркестр». Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов, дети по звучанию определяют тот или иной инструмент,  показывают соответствующую карточку.

«Слушай и выбирай». Водящий прячется за ширмой, играет на каком-либо инструменте. Тот ребенок, который назвал инструмент его и получает, так продолжается до тех пор, пока все инструменты не будут отгаданы, после этого все вместе играют на инструментах.

С большим удовольствием дети музицируют  под песню «Музыкальная семья» (автор неизвестен), опубликованную в первом выпуске пособия Л.А. Яртовой

«Музыкальные встречи», издательство Прометей, Книголюб, Москва 2002. Слова мы немного интерпретировали:

             Музыку все мы очень любим,

             Музыку любит вся семья!

             Песни звучат у нас повсюду,

             Песни пою со всеми я.

             Как только вместе мы собрались,

             Все к инструментам мы идем.

             Подходит Саша к пианино,

             Сегодня главным будет он. (Ребенок  названный    подходит к пианино).

             В руках у Иры дудка, у Коли барабан,

             Катюша с ксилофоном, а Дима взял баян,

             Данил у нас  при этом уже сидит с кларнетом,

             Металлофон сейчас для Светы в самый раз!

             Дзин-да, дзин-да, тра-ля-ля, дзин-да, дзин-да, тра-ля-ля,

             Дзин-да, дзин-да, тра-ля.ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!

             Вот какая, траля-ля - музыкальная семья!

             (Дети подыгрывают на музыкальных инструментах).

                                                                                                                               7.

Сюрпризный момент.

                  Открывается дверь, входит Робоняня.

Робоняня: Без сюрприза сегодня нельзя,                                                

                  За старание конфетки, друзья!

                  А конфеты совсем не простые

                 «Джаз» и «Степ» - вот названья какие!

Нюша: А что такое «степ» и «джаз»,

             Узнаем, дети, в следующий раз.

Герои угощают детей (фото №12). Фотографируются на память (фото №13.) Прощаются, дети выходят из зала.

 

   

                                                                                                                                   

                                                                                                                              8.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в школу Смешариков. Игровое занятие по развитию речи.

Данное занятие разработано с той целью, чтобы показать, как на занятиях по логопедии используются разные виды здоровьесберегающих технологий. Цель занятия: Учить детей различать звуки С, Ш; Разви...

«Идём в школу смешариков».

Развлечение с мячами в подготовительной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебную школу Смешариков"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебную школу Смешариков" предназначен для детей логопедической подготовительной к школе группы. Программное содержание:Расш...

Волшебная школа Смешариков.

Закрепить материал по лексической теме : "Школьные принадлежности"...

Конспект ООД ШКОЛА СМЕШАРИКОВ

Уточнить, расширить и систематизировать полученные знания....

"Музыкальная школа Смешариков" (дидактическое пособие)

Дидактическое пособие, которое помогает формировать и развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста в доступной игровой форме....