Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
методическая разработка на тему
В данной статье представлены практические материалы по использованию предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного аспекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
(из опыта работы)
Хисамова Юлия Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №146»
Слайд 2 Наиболее распространенная программа, на которую ориентированы детские сады - "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Наш детский сад не исключение.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает задачу: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Необходимо создавать в дошкольном учреждении условия для гендерной социализации дошкольников, в том числе соответствующую предметно-пространственную развивающую среду.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Слайд 3 При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее: слайд
• привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Слайд 4 Каковы же основные ориентиры при организации предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного подхода:
- учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
- учёт этапов развития гендерной идентичности;
- учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Рассмотрим каждый их них подробнее.
1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. Однако в построении пространства и его наполнении содержанием не учитывается соотношение количества мальчиков и девочек, что замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности. На сегодняшний день педагоги нашего детского сада стремятся учитывать гендерное пространство группы, пересматривая его с точки зрения соотношения предназначенности.
Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики слайд 5 (настольно-печатные игры, книги, слайд 6 интерактивное пособие - лэпбук), располагаются в группе по обоюдной договоренности.
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Слайд 7 Например, в нашем саду в группах деление на мальчиков и девочек присутствует, в умывальной комнате: полотенца для рук двух цветов, в спальне: покрывала розовые и зеленые.
Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери).
3. Слайд 8 Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно небольшого уютного уголка в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. В нашем детском саду для организации предметно-развивающей среды девочкам мы создаем замкнутое игровое пространство с помощью ширм, занавесок. Широко используется нашими педагогами практика по созданию "домиков под столами".
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. В игровой или приемной комнатах в нашем саду есть спортивное оборудование, позволяющее обеспечить мальчикам необходимый уровень двигательной активности. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Для удобства сдвигаются столы в игровой комнате. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Также используется пространство для таких игр в спальне, где свободное пространство обеспечивается за счет оборудования выкатными кроватями.
Учёт вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно-развивающей среды приводит нас, педагогов, к мысли о необходимости её периодической корректировки, с точки зрения, асимметрии в распределении пространства и его содержании в уголках: конструктивных игр, спортивном, продуктивной деятельности и других с учетом гендерного подхода, данный факт не должен оставаться без внимания.
Слайд 9 Помещение, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка.
слайд 10 Опыт по данной теме был реализован в 2015 году на Муниципальной пилотной (стажировочной) площадке по введению ФГОС ДО, которая была представлена в виде Педагогической гостиной на тему «Гендерная направленность предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на современном этапе». А также в 2016 году в сборнике материалов участников муниципального профессионального конкурса «Педагогическое развитие», на тему «Реализация гендерного подхода в образовательной работе с детьми 4-5 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.
Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования
Статья раскрывает требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования...
Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)
В данной статье представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает обновление образовательной деятельности на основ...
Организация музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
Консультация для педагогов...
Консультация " Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО."
Построение развивающей предметно-пространственной среды....
статья "Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО".
Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО....
Взаимодействие с родителями в различных видах деятельности, как один из аспектов реализации здоровьесозидающих подходов в образовании в контексте ФГОС.
Форм здоровьесозидающих подходов очень много. Мы хотим представить вам опыт работы по взаимодействию с родителями в различных видах деятельности, как один из аспектов реализации здоровьесозидающ...