Педагогический проект: "МИНИ-МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ".
проект (средняя группа)
Проек по нравственно-патриотическому вопитанию на основе музейной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»
МИНИ МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ
Педагогический проект
воспитателей группы № 19
Буториной А.Г.
2015 г.
Цели проекта:
Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно деревянной игрушки.
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству России как неотъемлемой части культуры.
Задачи:
Способствовать активной игровой деятельности ребенка.
Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой.
Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорного восприятия.
Способствовать социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире.
Способствовать художественно-эстетическому развитию.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители
воспитанников,
сотрудники детского сада.
Место расположения музея:
групповая комната.
Мини-музей занимает специально отведенное место, экспонаты
доступны для детей.
Актуальность проекта
В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий.
Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.
Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре.
«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка.
Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа.
Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры.
А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.
Проблема
Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».
Гипотеза
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков активной игровой деятельности может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация о деревянной игрушке как части народного декоративно-прикладного искусства России как неотъемлемой части культуры.
Предполагаемый результат:
- расширение представлений дошкольников о стране, в которой живут;
- развитие эстетического вкуса детей среднего дошкольного возраста;
- формирование нравственных понятий дружбы, трудолюбия, любви к Родине;
- формирование умений переносить образы, представления и чувства в художественно – продуктивную деятельность.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Художественное творчество.
3 Чтение художественной литературы.
4. Целевые экскурсии в музее МАДОУ.
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
6. Тематические погружения по теме проекта.
7. Работа с родителями.
8. Использование аудио- и видеоматериалов по теме проекта.
Этапы проекта
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
4.Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея :
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
1. Выбор темы мини-музея
Название экспозиции «Деревянная игрушка»
2. Определение места размещения мини-музея
Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
3. Планирование экспозиций
Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов
В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.
6. Оформление буклета мини-музея
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентация мини-музея.
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».
Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.
Полученный результат:
Мы считаем, что создание мини-музея позволило:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- позволило пополнять мини-музей новыми экспозициями;
- оказать помощь в усвоении детей элементов культуры, расширении словарного запаса путём подбора загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов.
- обогатить предметно –развивающую среду в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "мини-музей головных уборов"
Педагогический проект "Мини-музей головных уборов"...
Педагогический проект «Мини - музей трафаретов, используемых в нетрадиционной технике рисования»
Педагогический проект "Мини-музей трафаретов, используемых в нетрадиционнной технике рисования"...
Педагогический проект Мини-музей Медвежонок
1. Тема проекта: Проект мини-музей «Медвежонок». Тип: Средне продолжительный, познавательно-исследовательский.2. Цели и задачи проекта:...
Педагогический проект мини-музей "Мульти-пульти"
В рамках музейной педагогики и реализации ФГОС...
Педагогический проект "мини- музей "Рябушка"
Педагогический проект « Наш мини-музей «Рябушка» в первой младшей группе.Добро пожаловать в наш мини-музей «Рябушка»Цель создания: Расширить представления детейоб окружающем мире, познакомить мал...
Педагогический проект "Мини-музей"
В моей группе "Земляничка" был создан мини-музей "Солнышко-лучистое"....
Педагогический проект "Мини- музей "Деревянная игрушка"
Опыт работы по музейной педагогике...
- Мне нравится (1)