Педагогический проект: "МИНИ-МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ".
проект (средняя группа)

Буторина Алена Геннадьевна

Проек по нравственно-патриотическому вопитанию на основе музейной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

МИНИ МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

Педагогический проект

воспитателей группы № 19

Буториной А.Г.

 

2015 г.

Цели проекта:

Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно деревянной игрушки.

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству России как неотъемлемой части культуры.

Задачи:

Способствовать активной игровой деятельности ребенка.

Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой.

Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорного восприятия.

Способствовать социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире.

Способствовать художественно-эстетическому развитию.

Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители 
воспитанников,
сотрудники детского сада.
Место расположения музея:
групповая комната.
Мини-музей занимает специально отведенное место, экспонаты
доступны для детей.

Актуальность проекта

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка.

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры.

А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.

Проблема

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».

Гипотеза

Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков активной игровой деятельности может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация о деревянной игрушке как части народного декоративно-прикладного искусства России как неотъемлемой части культуры.

Предполагаемый результат:

  • расширение представлений дошкольников о стране, в которой  живут;
  • развитие эстетического вкуса детей среднего дошкольного возраста;
  • формирование нравственных понятий дружбы, трудолюбия, любви к Родине;
  • формирование умений переносить образы, представления и чувства в художественно – продуктивную деятельность.

Методы исследования:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Художественное творчество.

3 Чтение художественной литературы.

4. Целевые экскурсии в музее МАДОУ.

5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

6. Тематические погружения по теме проекта.

7. Работа с родителями.

8. Использование аудио- и видеоматериалов по теме проекта.

Этапы проекта

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

4.Определение  перспективы создания мини-музея и разработка  алгоритма по созданию мини-музея :

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов.

Второй этап, практический - «Создание мини-музея».

1. Выбор темы мини-музея

Название экспозиции «Деревянная игрушка»

2. Определение места размещения мини-музея

Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.  

3. Планирование экспозиций

Мини-музей   в ДОУ может  располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов

В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини-музея  предполагаются  следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит  презентация мини-музея.  

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».

 Сначала   организовано посещение мини-музея педагогами, затем  воспитатели проводят экскурсию  родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий  и занятий детям.

Полученный результат:

Мы считаем, что создание   мини-музея   позволило:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,  расширит  познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

 - позволило пополнять мини-музей новыми экспозициями;

-  оказать помощь в усвоении детей элементов культуры, расширении словарного запаса  путём  подбора загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов.

- обогатить предметно –развивающую среду в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "мини-музей головных уборов"

Педагогический проект "Мини-музей головных уборов"...

Педагогический проект «Мини - музей трафаретов, используемых в нетрадиционной технике рисования»

Педагогический проект "Мини-музей трафаретов, используемых в нетрадиционнной технике рисования"...

Педагогический проект Мини-музей Медвежонок

1.     Тема проекта: Проект мини-музей «Медвежонок». Тип: Средне продолжительный, познавательно-исследовательский.2.     Цели и задачи проекта:...

Педагогический проект мини-музей "Мульти-пульти"

В рамках музейной педагогики и реализации ФГОС...

Педагогический проект "мини- музей "Рябушка"

Педагогический проект « Наш мини-музей «Рябушка» в первой младшей группе.Добро пожаловать в наш мини-музей «Рябушка»Цель создания: Расширить представления детейоб окружающем мире, познакомить мал...

Педагогический проект "Мини-музей"

В моей группе "Земляничка" был создан мини-музей "Солнышко-лучистое"....