Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
статья (старшая группа) на тему
На современном этапе развития, общество нуждается в инициативных, самостоятельных, творческих людях. И конечно же, развивать эти качества, необходимо уже в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность, а в частности рисование, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности. Наиболее значимыми являются: создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности способов и средств осуществления изобразительного замысла; использование технологии обучения рисованию детей этого возраста, направленной на формирование самостоятельности как качества личности; применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которой лежит дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста в рисовании.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.
Исследования ученых свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста, при оптимальных условиях воспитания и обучения, дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности. В этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Изобразительная деятельность, и в частности рисование, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников.
Развитие самостоятельности через рисование способствует не только развитию самой самостоятельности, но ещё развитию инициативы, творческого воображения, моторики рук, образному мышлению.
Самостоятельность детей в процессе рисования понимается как качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к рисованию, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения заданий, умением поставить цель деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, соответствующий поставленной цели, а также способностью к проявлению инициативы и творчества в решении задач какой-либо деятельности.
Развитию самостоятельности в изобразительной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста способствуют: обогащение предметно-развивающей среды, специально организованная система работы, направленная на формирование интереса к изобразительной деятельности, игровая и проблемная направленность обучения.
В нашем детском саду организована изостудия, где дети имеют возможность знакомиться с произведениями живописи, предметами народного искусства, сказками и книжной графикой, интересными явлениями и объектами окружающей среды. Здесь мы учимся работать с различными художественными материалами, в разных техниках, экспериментируем с красками и бумагой, подбираем адекватные средства для реализации замысла.
Слушая музыку, изучая художественные произведения, наблюдая природные явления, дети получают первичные эстетические эмоции, которые влияют на содержание и динамику ее восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Развивая самостоятельность в рисовании старшего дошкольника, поддерживаю детей в желании слушать, реагировать, следовать, повторять, рассматривать обследовать и эмоционально-ценностно воспринимать все, что вокруг него. Помогаю детям замечать красоту, радоваться и удивляться ей, проявляя свои чувства.
Чрезвычайно эффективны игровые приемы, используемые с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям, самостоятельному поиску решения. Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, продолжаю предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме, ввожу мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно, включаю игровые персонажи, проблемные ситуации. Целесообразны и такие методы работы: наблюдения, обследования, беседы, манипулирования (например, с предметами на плоскости, в пространстве, на фланелеграфе), демонстрация последовательности изобразительных действий (например, рисунки на плакатах, образцах-картах; наглядно-практический показ), исследовательский метод.
Перед педагогом стоит задача - научить детей самостоятельно определять последовательность работы, содержание рисунка, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью использую: пояснения и указания. Однако слежу за тем, чтобы их не было слишком много, чтобы они были направлены не только на решение частной задачи (например, научить рисовать снежинку), но и на формирование самоконтроля, самооценки и других умений (анализировать образец, определять последовательность операций), способствующих развитию активности, самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих возможностях. Одним из эффективных приемов является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставления предметов( явлений), обобщения. Вопросы заставляют ребенка совершать умственные усилия, побуждают к целенаправленной работе.
Использую: пальчиковые игры, физкультминутки, художественное слово, элементы психогимнастики и релаксационные упражнения, музыкальное сопровождение, графические и живописные упражнения. Разработана картотека дидактических и художественно- развивающих игр. Например: «Составь букет», «Подбери по цвету», «Мозаика», «Дорисуй половину предмета», «Одень кукол», «Подбери цвет к картине», «Цветные капельки», «Близко - далеко», «Из каких геометрических фигур нарисован рисунок?» и т.д. Задания-упражнения дифференцирую по степени сложности и предлагаю детям с учетом их возможностей и подготовленности.
Очень интересной и продуктивной формой организации работы является совместно-индивидуальная, где каждая индивидуальная работа становится частью коллективной композиции. В конце оцениваю не только общий результат, но и вклад каждого участника в частности. Создавать одну большую композицию дети могут несколькими подгруппами, что побуждает их к самостоятельным творческих проявлениям. Заинтересованность детей во время коллективной изобразительной деятельности значительно возрастает, если результат имеет общественную ценность, когда дети вместе создаются большое панно, плакаты к праздникам, поздравительные открытки, оформление группы.
Организуя совместную образовательную деятельность, провожу не только групповые занятия, но и подгрупповые, индивидуальные, парные и мини-занятия, что позволяет осуществлять индивидуальную работу с детьми разных дифференцированных групп. Главное внимание направляю на то, чтобы активизировать каждого ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения.
Развитию самостоятельности в рисовании способствует поддержка каждого ребенка. Стараюсь установить с каждым тесные, дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть; сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь выражать свои чувства; поощряю стремление самостоятельно решать проблемы, поставленные задачи и делать собственный выбор. Оценивая работу, учитываю не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат. Стараюсь, что бы во время самоанализа ребенок сам увидел и понял, как можно исправить или преобразить свой рисунок. Главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса рисования.
Одним из важных средств поощрения и стимулирования детей к творческой изобразительной деятельности, являются творческие выставки, которые проводим один раз в квартал. Дети имеют возможность сравнить свои работы, увидеть что то новое и интересное в рисунках сверстников.
Проведенная работа по развитию самостоятельности детей на занятиях рисованием дала положительные результаты. Личные наблюдения, отзывы воспитателей и родителей свидетельствуют о повышении самостоятельности детей в процессе подготовки к совместной образовательной деятельности, проявлении устойчивой положительной мотивации к занятиям рисования дома и в детском саду. Большинство дошкольников овладели новыми способами и приемами работы с изобразительным материалом, что позволило им стать более самостоятельными в разработке последовательности и способов выполнения рисунка, научились осуществлять корректирующий контроль. Примечательно, что навыки работы, приобретенные детьми в совместной образовательной деятельности, были перенесены ими в другие виды продуктивной деятельности - аппликацию, лепку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"
Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.
Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы. ...
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...
Консультация для родителей по рисованию "Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей по рисованию «Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по рисованию на тему: «Конёк Горбунок»
Конспект ООДпо художественно-эстетическомуразвитию детей старшего дошкольного возрастапо рисованиюна тему: «Конёк Горбунок»Воспитатель: Цаплина Ю.А. Цель: Самостоятельн...