Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
проект на тему
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №88 «Одуванчик»
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Выполнила:
Воспитатель 1 категории
Рзаева Оксана Минниахматовна
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Цель формирующего эксперимента: разработать проект педагогической технологии, направленной на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
Прежде чем разработать проект технологии, предстояло сформировать концептуальные основы, специфику педагогической технологии, выявить ее структуру и критерии технологичности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить:
- Структуру педагогической технологии: концептуальная основа, содержательная часть, цели обучения и содержание непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мониторинг.
- Критерии технологичности:
- концептуальность (опора на концепцию);
- системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); управляемость (возможность целеполагания, планирования и проектирования педагогического процесса, варьирование методами и средствами с целью коррекции результатов);
- эффективность (быть эффективными по результатам и оптимальным затратам, гарантированность достижения определенного стандарта обучения);
- воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, исходного уровня развития творческого мышления старшего дошкольника нами был разработан проект технологии, направленной на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
Условно в структуре проекта технологии можно выделить взаимосвязанные модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-результативный (Таблица 1).
Таблица 1
Проект технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
№ п/п | Модуль технологии | Содержание модуля технологии |
1. | Целевой модуль | Цель проекта технологии: развитие качеств творческого мышления (гибкость, беглость, точность, оригинальность)детей старшего дошкольного возраста в рисовании. Проект технология направлен на решение следующих задач:
Разработка проекта технологии основывается на следующих теоретических положениях:
Разработанный проект технологии составлен на основе программы дошкольного образования «Радуга» (Т.Н. Дороновой и др.). Направленность проекта технологии - развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. |
2. | Содержательный модуль | 1. Подготовительный блок. Содержание: система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя создание проблемно-поисковых ситуаций, игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Задания требуют от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. 2. Основной блок. Содержание: непосредственно образовательная деятельность по обучению старших дошкольников типовым приемам фантазирования в рисунке: уменьшение - увеличение, использование предметов необычным способом, одушевление, поиск общих признаков у случайных объектов, фантастическое дробление и др. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Задания этого типа позволяют ребенку попасть в постоянно меняющиеся ситуации, где он начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. 3. Заключительный блок. Содержание: непосредственно образовательная деятельность, направленная на созидание, реализацию версий, идей образов в материале изобразительного искусства с использованием различных техник в рисунке. Задания предполагают самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел рисунка, планируют свои действия, намечают, какими графическими материалами лучше воспользоваться. |
3. | Процессуально-деятельностный модуль | Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Этапы работы: 1 этап. Репродуктивно - подражательный. Цель: обучение детей необычным способам создания рисунков; ознакомление с различными средствами выразительности, связанные с созданием творческого изображения предметов в рисунке; пробудить в детях интерес к самостоятельному творчеству и эксперименту. 2 этап. Конструктивный. Цель: развитие творческой индивидуальности дошкольников посредством выполнения творческих заданий. 3 этап. Творческий. Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования вариативного образа в рисунках. Формы работы:
Средства: обучение в ходе непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, предметно-развивающая эстетическая среда, печатные пособия (иллюстрации, картины), аудиовизуальные (слайды), графические материалы. Методы и приемы:
Последовательность: поэтапная реализация каждого блока, постепенное усложнение. |
4. | Диагностико-результативный модуль | Результат: повышение уровня творческого мышления у старших дошкольников, развитие качеств творческого мышления таких как гибкость, беглость, точность, оригинальность. Ребенок владеет средствами типового фантазирования, направляющего его на решение поставленной изобразительной задачи. Диагностические методы: тест«Незаконченные рисунки» (автор модификации Т.С. Комарова). Цель: определение уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста на основании анализа результатов творческой деятельности по основным показателям - беглости, гибкости, оригинальности, разработанности . |
Форма организации непосредственно образовательной деятельности носит характер регулярных 14 встреч, которые проводились 2 раза в неделю по 30 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в экспериментальной группе, в соответствии с поставленными задачами.
Непосредственно образовательная деятельность при использовании творческих заданий основывается на следующих принципах:
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
- Принцип открытости. Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.
- Принцип деятельности. Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.
- Принцип обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.
- Принцип личностной ориентации. Каждый дошкольник должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.
- Принцип креативности. Предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций в процессе изобразительной деятельности.
В нашей работе применялась следующая система организации непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте, которая состоит из 3блоков, имеющих свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
1 блок - подготовительный. Основные направления непосредственно образовательной деятельности на этапе: система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя создание проблемно-поисковых ситуаций, игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.
№ п/п | Тема, цель НОД | Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности |
1. | Тема: «Приемы развития пространственного мышления» Цель: развивать умение использовать в рисунках рациональные и вариативные способы рисования однородных предметов. | 1.Творческая работа «Фигуры», «Кляксография», «Дорисовывание линий». 2.Игра «Путешествие в фигурный город», «Мозговой штурм». |
2. | Тема: «Приемы развития креативности, ассоциативного мышления» Цель: развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему. | 1.Игра «Зима в стране Вообразилиии» на развитие нестандартности, оригинальности мышления. 2.Творческая работа «Снегопад в стране Вообразилии». 3.Игра с чудо - сундуком «На что похоже?» 4.Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?». 5.Коллективная творческая работа по рисованию смеха. |
3. | Тема: «Приемы развития системного мышления» Цель: учить детей задумывать и воплощать разнообразие образов в круге, квадрате, овале. | 1.Игра «Теремок» на закрепление полученных знаний о признаках и свойствах различных объектов, развитие умения анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее. 2.Творческая работа «Изумрудный коллаж» на развитие операций мышления: классификация, обобщение, оригинальности мышления. Составление композиции, придумывание оригинального названия. |
4. | Тема: «Приемы развития диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров в рисовании» Цель: поощрение отхода от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов. | Ребенку предлагается шаблон с геометрическими фигурами: кругами произвольного диаметра, квадратами, треугольниками разной величины. Предложите ребенку дорисовать фигуры так, чтобы получились изображения разных предметов. Несколько шаблонов можно объединять в один рисунок. |
2 блок - основной. Непосредственно образовательная деятельность по обучению старших дошкольников типовым приемам фантазирования в рисунке.
№ п/п | Тема, цель НОД | Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности |
1. | Тема: «Прием уменьшение - увеличение» Цель: учить создавать образы предметов на основе восприятия их размера и отдельных деталей этих предметов. | 1.Игра-беседа «Волшебная палочка», направленная на развитие творческого воображения дошкольников на вербальном и образном материале. 2.Игра «Встреча с волшебниками Размера и наоборот». |
2. | Тема: «Прием использования предмета необычным образом» Цель: научить создавать в воображении ситуации, основываясь на нецелевом использовании предмета. | 1.Игра «Мозговой штурм». 2.Игра «Новая сказка». Требования к сказке: учитываются их оригинальность, стройность изложения, детализированность описаний и т.д. |
3. | Тема: «Прием поиска общих признаков у случайных объектов» Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. | 1.Игра «Как хорошо…». 2.Игра с картинками (кукла-снег, облако-дверь и т.д.). 3.Рисование в командах «Я рисую белым мелом мороженое». |
4. | Тема: «Одушевление» Цель: научить создавать новые образцы на основе восприятия окружающей действительности. | 1.Игра «Я дарю тебе…». Предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок. 2.Творческая работа «Ожившая картинка». Придумать и нарисовать новое животное или растение. |
5. | Тема: «Фантастическое дробление» Цель: научить создавать ситуации на основе заданного образа. | 1.Сочинение истории «Путешествие в будущее», «Путешествие в прошлое». 2.Творческая работа «Машина времени». |
3 блок - заключительный. Непосредственно образовательная деятельность, направленная на созидание, реализацию версий, идей образов в материале изобразительного искусства с использованием различных техник в рисунке.
№ п/п | Тема, цель НОД | Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности |
1. | Тема: «Сказочный лес» Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования оригинального образа в рисунках. | 1.Педагог предлагает детям нарисовать сказочный лес на шаблоне со схематическими изображениями, незаконченными рисунками. А потом рассказать про него волшебную историю. 2.Игра «Веселые задачки», «Слово». |
2. | Тема: «Чудесные превращения» Цель :закрепление изученных приемов фантазирования. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла рисунка из различных материалов. | 1.Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его. 2.Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе - где и как живет, что делает, с кем дружит. |
3. | Тема: «Ледяные узоры» Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования вариативности образа в рисунках. | Детям предлагается нарисовать ледяные узоры различными способами: закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого). |
4. | Тема: «Самое удивительное на свете» Цель: развитие умения самостоятельной реализации оригинального образа в рисунке. | Детям предлагается нарисовать «самое удивительное на свете» различными способами. |
5. | Тема: «Цветочный базар» Цель: развитие навыков самостоятельного добывания знаний, анализ полученной информации о реализации задуманного образа в рисунке. | 1.Педагог рассказывает детям о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему. 2.Дети рисуют свой букет, используя различные техники и графические материалы. |
Итак, в процессе реализации педагогической технологии старшие дошкольники овладеюттиповым приемам фантазирования в рисунке.Для детей наиболее интересным будет возможность использования различных материалов в работе и возможность рисовать, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческого мышления не может быть одинаковым у всех детей, поэтому в ходе непосредственно образовательной деятельности следует давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость созидания задуманного образа в рисунке.
Все темы непосредственно образовательной деятельности изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В процессе непосредственно образовательной деятельности в полной мере соблюден личностно - ориентированный подход к детям, учтены возможные индивидуальные и возрастные потребности дошкольников со средним и низким уровнем творческого мышления в рисовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....
«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...
Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...
Опыт работы "Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"
представлен опыт работы + три приложения...
"Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ технологии"
В данное время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ...
Педагогический проект: «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Педагогический проект:«Разноцветный мир творчества»...