ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ «КОРОНА ИЗ РОСЫ»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Важнейший из методов исследования — это эксперимент. Экспериментирование используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности старших дошкольников. Детям нравится совершать свои первые открытия, объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят подобные опыты дома.
На наш взгляд, обучение детей старшего дошкольного возраста приемам исследовательской и измерительной деятельности будет успешно проходить в процессе экспериментирования детей с водой, где дети овладевают основными приемами исследовательской и измерительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_1.docx | 121.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ «КОРОНА ИЗ РОСЫ»
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Важнейший из методов исследования — это эксперимент. Экспериментирование используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности старших дошкольников. Детям нравится совершать свои первые открытия, объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят подобные опыты дома.
На наш взгляд, обучение детей старшего дошкольного возраста приемам исследовательской и измерительной деятельности будет успешно проходить в процессе экспериментирования детей с водой, где дети овладевают основными приемами исследовательской и измерительной деятельности.
Задачи:
1. Активизировать умение детей измерять объем воды с опорой на схему
(см. приложение 1).
Развивать у детей логическое мышление.
Способствовать развитию зрительных и тактильных анализаторов.
Развивать речь детей: формулировать ответы на поставленные воспитателем вопросы, грамотно задавать вопросы, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь.
Способствовать практическому освоению детьми приемов создания плана исследовательской деятельности и этапов ее реализации.
Материалы: вода; емкости для заморозки воды различных форм и размеров; формочка в виде короны; лед, условные мерки, схема измерения, фотография розы с капельками росы.
Данный проект реализуется на протяжении 4-х дней, последовательно, в 4 этапа.
День первый
1-й этап
На первом этапе воспитатель на основе ознакомления с первой частью сказки «Корона» вызывает у детей интерес и активизирует их познавательную деятельность, происходит формулировка проблемы.
Воспитатель. Ребята, в книжном шкафу я нашла старинную книгу, которую мне в детстве читала мама. Я решила ее прочитать. Свое чтение я начала со сказки, которая называется «Корона», но на самом интересном моменте я обнаружила, что в книге не хватает нескольких страниц. А мне стало так интересно, что же случилось с героями сказки дальше, но я не смогла вспомнить и не смогла придумать. Может быть, у вас получится? Сейчас я вам прочитаю начало этой сказки, а конец мы придумаем вместе.
«Жил-был богатый император, у которого была единственная наследница дочь. И была она настолько красива, насколько надменна и строптива. Она носила самые красивые платья из тончайшего шелка, ее голову украшали самые большие драгоценные камни из императорской казны, но она была всем недовольна. Ей хотелось иметь что-то такое, чего не имеет ни один человек на свете.
Однажды на рассвете, гуляя по саду, она посмотрела на розы и пришла в ярость. На нежных розовых лепестках, как маленькие короны, сверкали
капли росы, похожие на бриллианты самой чистой воды, а рассвет делал их еще прекраснее {воспитатель показывает детям изображение розы с капельками росы).
Значит, какие-то ничтожные цветы красивее меня, самой прекрасной девушки на свете! — закричала в бешенстве принцесса и в слезах побежала во дворец.
Сейчас же сделайте мне корону из капель росы! — заявила она отцу-императору.
Старый мудрый император понимал, что это невозможно, но поскольку он любил свою дочь больше всего на свете, то обещал ей выполнить ее просьбу.
Он собрал самых опытных ювелиров и объявил им, чтобы они через три дня сделали для принцессы корону из капель росы. Один из них согласился...»
На этом, ребята, сказка обрывается. Чем же закончится сказка? Как вы думаете, что предложил сделать ювелир? Удастся ли ему смастерить корону из росы для капризной принцессы?
2-й этап (первая часть)
На втором этапе детьми выдвигаются предположения о способах решения проблемы.
Воспитатель. Давайте разберемся, что же такое роса? Дети. Это вода.
Воспитатель. А можно ли сделать из воды корону? Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Вода жидкая, течет, не держит форму.
Воспитатель. А как же тогда предложил сделать корону из росы старец-ювелир?
Дети {высказывают свои мнения и предположения). Сначала надо сделать воду твердой.
Воспитатель. А как сделать воду твердой? Как сделать, чтобы вода могла принимать любую форму на длительное время?
Дети. Давайте воду заморозим, тогда она превратится в лед и затвердеет.
Дети вместе с воспитателем заполняют разнообразные формочки водой и ставят их в холодильник, в морозилку. В процессе этих действий воспитатель задает детям вопросы: «Почему мы ставим формочки с водой в морозилку? Почему самое холодное место в холодильнике называется морозилкой? Как заморозить воду таким образом, чтобы получился лед в форме шара?» (И т. п.)
Примечание. В случае отсутствия в детском саду условий для замораживания воды педагог предлагает детям выполнить это действие дома вместе
с родителями. Возможно замораживание воды в специальных емкостях — донышках срезанных пластиковых бутылок, которые оставляются на снегу. Это удобно, и форма несколько напоминает корону.
В помещении следует вынимать заготовки, опустив формочки в теплую воду. Придать заготовке изо льда форму короны. На улице заготовки выскальзывают из рук, неудобно работать в варежках, лед плохо поддается стеке.
День второй
2-й этап (вторая часть)
Воспитатель. Вчера мы с вами так и не узнали конец сказки. Мы попробовали самостоятельно изготовить корону из росы: для этого мы заморозили воду. Как мы это сделали?
Дети. Налили холодную воду в формочки и поставили их в морозилку на всю ночь.
Воспитатель. И сегодня у нас получилось много кусков льда различной формы и размера. От чего зависит форма льда?
Дети. Форма льда зависит от формы той емкости, куда наливалась вода до заморозки.
Воспитатель. Что тяжелее — вода или лед?
Дети сравнивают на вес, проверяя свое барическое чувство, потом с помощью воспитателя устанавливают, что вода весит столько же, сколько и лед, если сравнивать равное количество воды и льда, — дети проверяют путем измерения по алгоритму (см. приложение 1), сосчитывая количество получившихся мерок.
Воспитатель. Что произойдет, если соединить воду и лед?
Дети. Лед растает.
Воспитатель. Как изменяются в соединении свойства воды и льда?
Дети. Вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается ровно на столько, сколько опущено льда, так как лед тает (доказывают в процессе измерительной деятельности (по алгоритму)), становится холоднее.
Воспитатель. Мы с вами узнали много о свойствах воды и льда, научились правильно измерять объем воды — мы с вами действовали как исследователи. А теперь сами попробуем смастерить корону из воды. Если у нас получится, это и будет ответ на вопрос «Как предложил сделать корону из росы ювелир?» Предлагайте свои варианты, а я буду зарисовывать ваши идеи.
1-й ребенок. Я предлагаю заморозить воду и из куска льда при помощи инструмента (стеки) изготовить корону.
Воспитатель фиксирует на бумаге или на доске предположение ребенка, поясняя и комментируя свои записи.
Воспитатель. Что мы сможем сделать сегодня, а что нам придется перенести на завтра? Почему?
Дети. Сегодня мы сможем налить воду в большую формочку и поставить ее замораживаться в морозилку. А завтра, когда вода замерзнет, из полученного куска льда при помощи инструментов вырежем корону.
Воспитатель. Какие еще у вас есть идеи?
2-й ребенок. Я предлагаю наклеить льдинки на корону, изготовленную из картона. Так у нас получится корона из росы — льдинки будут словно капельки росы на цветке.
Воспитатель фиксирует на бумаге предположение ребенка, поясняя и комментируя свои записи. Затем просит детей самостоятельно разделить этапы реализации данного предположения по дням.
3-й ребенок. Я предлагаю налить воду в формочку в виде короны: когда вода замерзнет — получится корона из росы.
Воспитатель фиксирует на бумаге предположение ребенка, поясняя и комментируя свои записи.
Воспитатель просит детей самостоятельно разделить этапы реализации данного предположения по дням. При необходимости помогает детям правильно и четко сформулировать свои предположения и наметить конечную цель его реализации.
После того как высказались все дети и их предположения были схематически отображены на бумаге и вывешены на доску, они объединяются по рабочим подгруппам и начинают реализовывать первую часть своих проектов.
Рабочая подгруппа, выбравшая проект, предложенный 1-м ребенком, выбирает одну большую глубокую емкость, наполняет ее холодной водой и ставит в морозильную камеру холодильника.
Рабочая подгруппа, выбравшая проект, предложенный 2-м ребенком, выбирает много маленьких мелких емкостей, заполняет их холодной водой и ставит в морозильную камеру холодильника. Затем дети изготавливают корону с помощью картона, клея и ножниц.
Рабочая подгруппа, выбравшая проект, предложенный 3-м ребенком, выбирает одну большую глубокую емкость в форме короны, наполняет ее холодной водой и ставит в морозильную камеру холодильника.
День третий
3-й этап
На третьем этапе детьми совместно с воспитателем проводится практическая проверка выполненных проектов.
Дети, выбравшие проект, предложенный 1-м ребенком, достают из морозилки одну большую глубокую емкость, при помощи теплой воды извлекают из нее лед и из куска льда стеками начинают вырезать корону. Для удобства на лед можно нанести пометки фломастером.
Дети, выбравшие проект, предложенный 2-м ребенком, достают из морозилки много маленьких мелких емкостей, извлекают из них льдинки, мажут льдинки клеем и пытаются приклеить их на корону из картона.
Дети, выбравшие проект, предложенный 3-м ребенком, достают из морозилки одну большую глубокую емкость в форме короны, при помощи теплой воды извлекают из нее лед аккуратно, чтобы не повредить его форму.
Затем воспитателем совместно с детьми формулируется итоговый общий вывод — на основе исследовательской деятельности детей, по решению поставленной в начале проекта проблемы.
Воспитатель. Ребята, получилось у нас или нет сделать корону из росы? Почему?
Дети. Нет. Если бы мы и сделали корону, то через некоторое время она бы все равно растаяла.
4-й этап
На четвертом этапе происходит закрепление детьми знаний, полученных в ходе практической исследовательской деятельности, а также проверка итогового вывода, детям читают вторую часть сказки «Корона».
Воспитатель. Но вы не расстраивайтесь, потому что мы узнали много о свойствах воды и способах ее измерения. И это еще не все, у меня для вас есть сюрприз: выпавшая из книги страничка нашлась, и я вам сейчас дочитаю эту сказку. Слушайте внимательно.
«Ювелира привели к императору и принцессе, и, склонив седую голову, старец подтвердил свои слова о том, что хочет изготовить для принцессы корону из росы.
Но у меня есть одна просьба, — объявил старец.
Говори, я все исполню, — ответила принцесса.
— Я хочу, — продолжал старец, — чтобы вы, ваше высочество, самостоятельно собрали бы в саду те капли росы, которые вам больше всего нравятся. Когда они будут у меня, я незамедлительно приступлю к работе.
Недолго думая принцесса кинулась в сад. Было раннее утро, и все листья и цветы вокруг были покрыты капельками росы. Но как только принцесса прикасалась к ним, они таяли.
Принцесса металась от листка к листку, от цветка к цветку, собирая капельки, пока не обежала весь сад. В самом дальнем его конце она увидела старого ювелира. Протянув ему ладонь, она увидела на ней лишь маленькую лужицу воды. Седой старик, улыбаясь, смотрел на нее, и принцессе стало очень стыдно. Щедро наградив ювелира, она отпустила его домой и с того дня никогда больше не упоминала о своем капризе».
Вот видите: то, что мы считали неудачей, оказалось результатом. И не просто результатом, а абсолютно верным результатом. У нас с вами все получилось. Только мы убедились в этом, проверив предположения каждого из нас, а старец-ювелир — очень мудрый, опытный человек, он все знал заранее. Вам понравилась сказка?
Ответы детей.
Воспитатель. Сказка учит нас не капризничать, быть сдержанными в своих желаниях и находить выход даже из самых сложных и запутанных ситуаций.
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
(А. Ю. Колесникова)
Такое явление, как солнечные зайчики, невероятно привлекает детей, вызывает у них искренний интерес. К тому же его легко воспроизвести в обычной обстановке детского сада — как воспитателем, так и самими детьми, — не прибегая к сложным конструкциям и дорогостоящим материалам.
В ходе реализации данного проекта детям раскроются азы такого физического явления, как отражение (преломление лучей), его свойств. Также это станет началом развития у них поисковой исследовательской деятельности.
В процессе разработки проекта были использованы материалы из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей» [28].
Проект осуществляется на протяжении нескольких дней. Задачи:
Привлечь внимание детей к такому физическому явлению, как преломление/отражение солнечного света.
Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отражения солнечного света.
Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе использования зеркал для преломления/отражения солнечного света.
Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.
1-й этап. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
1. Педагог заинтересовывает детей данным явлением, размышляя вместе
с детьми, подводит их к пониманию того, что такое солнечный зайчик, каковы
его свойства и основные характеристики. Предлагаются загадка К. Чуковского и стихотворение Н. Матвеевой «Солнечный зайчик».
Воспитатель наглядно демонстрирует это явление, после чего дети могут поэкспериментировать: брать различной формы зеркала и наблюдать за изменением освещенности комнаты. Кроме этого, дети сами обнаружат, что если нет солнца (закрыть плотно шторы), то это будет невозможно.
2. Воспитатель предлагает осуществить опыт, в ходе которого дети узнают, как с помощью гладкой поверхности (зеркала) можно ловить луч и направлять его в любое место, то есть детям предлагается проблемная ситуация — преломить солнечный луч таким образом, чтобы «перенести в необходимое место».
Материалы и оборудование: зеркальца различной формы для всех детей и зеркало побольше для воспитателя.
Воспитатель. Послушайте загадку:
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца. Хорошая копеечка, а в руки не дается. Пойдите приведите четырнадцать коней, Пойдите позовите пятнадцать силачей! Пускай они попробуют копеечку поднять, Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть! И кони прискакали, и силачи пришли, Но маленькой копеечки не подняли с земли, Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
К. Чуковский
Ребята, как вы думаете, о чем речь в этой загадке? Почему люди не смогли поднять копеечку?
В ходе совместных размышлений воспитатель помогает детям прийти к правильному ответу. Затем предлагает детям поближе познакомиться с солнечными лучами.
Воспитатель. Есть ли этой в комнате солнечные лучи? Как можно доказать это?
Ответы детей.
Воспитатель. Солнечные лучи каждый день освещают нашу комнату, поэтому мы не обращаем на них внимания. А что произойдет, если мы плотно закроем шторы на окнах? (Закрывает окна плотными шторами.) Что изменилось и почему?
Дети. Солнечные лучи не могут проникнуть к нам в комнату — мы оказались в темноте.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите поймать солнечных зайчиков? Возможно, кто-то из них уже пробовал это сделать — они могут поделиться опытом.
Затем воспитатель раздает всем детям небольшие зеркальца и просит поймать солнечного зайчика.
Воспитатель. Ребята, так что же такое солнечный зайчик? Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, это солнечный лучик отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика. Солнечный зайчик — это пятно солнечного света.
Ребята, давайте подумаем, почему мы говорим «зайчик»?
Ответы детей.
Воспитатель. Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, и может вообще исчезнуть, спрятаться.
Вот как об этом написала Новелла Матвеева:
Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине, Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
Я зайчик солнечный, дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!
По золотистым кольцам дыма,
По крышам, рощам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам.
Ребята, на что похож солнечный зайчик? Как вы думаете, от чего зависит его форма?
Ответы детей.
Затем воспитатель дает детям зеркальца различной формы, и они смотрят на отражения.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что форма солнечного зайчика зависит от формы зеркала: квадратное зеркало — квадратный зайчик.
Воспитатель. Ребята, а что такое солнечный луч? Ответы детей.
Воспитатель. Откуда он берется? Ответы детей.
Воспитатель. А мы можем почувствовать его?
Воспитатель предлагает детям направить свои зеркальца с солнечным лучом на ладошку.
Воспитатель. Что вы почувствовали? Дети. Мы почувствовали тепло.
Воспитатель. Как вы думаете, почему вашим ладошкам стало тепло? Ответы детей.
Воспитатель. Солнечный луч идет от солнца, а оно греет. 2-й этап
Цель — активизировать поисковую деятельность детей по использованию разных способов отражения света с помощью зеркал.
Материалы и оборудование: зеркальца для детей, изображение домика.
Реализация
Воспитатель. Ребята, вы помните загадку про копеечку? О чем шла речь? Давайте вспомним вместе.
Дети рассказывают о том, что копеечку не могли поднять из-за того, что это был солнечный зайчик.
Воспитатель. Ребята, у нас болеет кукла Маша. Сейчас она в своем домике. Мы с вами играем, а она одна. Давайте мы с вами эту «копеечку» попробуем отнести Маше. Но как мы ее поднимем? По-особенному. Мы с вами много узнали о солнечных лучах, давайте подумаем, могут ли они помочь нам? Как?
Дети предлагают свои варианты, идет обсуждение.
Воспитатель. Чтобы перенести «копеечку», необходимо встать в определенном положении и направить луч на домик (чтобы солнечный луч преломился и попал в домик к Маше).
Первый ребенок подставляет зеркальце под солнечный луч.
Воспитатель. «Копеечка» лежит теперь не на полу, а на зеркальце. Затем лучик отскочил от него и полетел прямо к Машенькиному дому. Да вот беда: окно Машенькиной комнаты с другой стороны. Что же делать?
Второй ребенок берет зеркало и встает возле угла домика. Ловит зеркальцем лучик от зеркала первого ребенка, направляя его в сторону окна Машенькиной комнаты. Там лучика уже дожидается третий ребенок: подхватывает своим зеркалом лучик и направляет его в комнату Машеньки.
Дети вместе со взрослым соотносят выдвинутые гипотезы с результатом.
В заключение можно провести аналогичную ситуацию с другим сюжетом, на закрепление полученных знаний, в ходе которой дети смогут самостоятельно решить поставленную задачу. Например, детям необходимо перевезти машинку через реку, но моста нет. Они с помощью зеркал пытаются «перевезти» ее (аналогично заданию с «копеечкой»).
Проводится краткая беседа воспитателя с детьми, в ходе которой ведется обсуждение полученной информации (физического явления, основных понятий).
Воспитатель предлагает детям придумать игровые ситуации, требующие использования солнечных зайчиков. Например, «Волшебный колобок»: показать зайчиком Красной Шапочке путь к бабушкиной избушке. В ситуации «Напугаем волка» двое детей пускают бегающих солнечных зайчиков и мешают волку напасть на козленка. В ситуации «Веселые старты» дети устраивают соревнования солнечных зайчиков.
Дома детям предлагается провести опыты с зеркалами и показать родителям. Затем рассказать всем в группе о своих экспериментах с солнечными зайчиками.
СИТУАЦИЯ «КОРОЛЕВСТВО ЦИФР»
(А. А. Куликова, Т. С. Шестакова)
Задачи:
Развивать исследовательское поведение детей 4—5 лет в условиях проблемно-игровой ситуации.
Развивать умения детей думать, сопоставлять, включаться в конструирование различных ситуаций для решения поставленных задач.
Последовательность проведения исследования детьми. Первая проблема («Новая цифра»)
На первом этапе дети слушают про Королевство цифр, о том, кто там живет и как выглядят жители королевства. Таким образом происходит вхождение в проблему.
Воспитатель. У короля родился сын, и ему нужна самая лучшая кормилица. Но все цифры в королевстве уже работают. Надо собрать новую цифру из уже имеющихся частей, которая сможет ухаживать за принцем.
Детям необходимо помочь составить новую цифру, используя разные по размеру и цвету картонные цифры, разрезанные на части. Гипотеза, которая формулируется на данном этапе экспериментирования: «При поиске подходящих частей надо руководствоваться какими-то общими свойствами».
На втором и третьем этапах развития исследовательской деятельности дети говорят, что они будут делать: возьмут разные по размеру части, попробуют их приложить друг к другу, затем возьмут разные по цвету части, приложат. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что части надо подбирать по сходным свойствам: в данном случае —по цвету и размеру.
На четвертом этапе дети экспериментально проверяют свои догадки, делают окончательные выводы о том, что в процессе подбора частей по цвету и размеру у них получились новые «жители королевства», и таким образом, практически подтверждается ранее сформулированная гипотеза. Дети выбирают цифру, подходящую на роль кормилицы. Воспитатель от имени короля благодарит их за помощь.
Вторая проблема
В следующий раз дети вновь слушают историю о Королевстве цифр. Они узнают, что во время игры в прятки в сказочном лесу пропала одна цифра, но никто не знает, какая именно. У жителей королевства есть фотография, где запечатлены все цифры до этой трагедии. Кроме того, все жители собрались на главной площади. Король снова обращается к детям за помощью. Как же узнать, какая цифра пропала? Дети предлагают свои варианты. Педагог с помощью подсказок приводит их к гипотезе, которая формулируется на этом этапе эксперимента: «С помощью наложения цифр на фотографию (карточку с цифрами) дети смогут найти пропавшую цифру». Когда все узнали, какая цифра пропала, на поиски выходит все королевство и довольно быстро ее находят. Король снова благодарит детей. Третья проблема
К детям за помощью обращается королева. Вечером должен состояться бал, а фрейлины перепутали все платья. Надо подобрать им платья по желанию детей. Ребята быстро справляются с этим заданием. Но тут королева спрашивает: «Как же сделать так, чтобы фрейлины не путали больше платья?» Дети предлагают свои варианты. Приходят к выводу, что каждое платье надо обозначить индивидуальным знаком, свойственным только этой цифре. Дети помогают каждой цифре нарисовать на платье выбранный знак. Королева и фрейлины благодарят детей и приглашают их на бал. Дети танцуют, имитируя бал.
Сценарий реализации темы «Королевство цифр» Ситуация 1
Воспитатель. Дети, сегодня я хочу рассказать вам о Королевстве цифр и его жителях. Это прекрасная страна с замечательными жителями-цифрами. Они очень добрые и приветливые. В один прекрасный день королева родила сына. Перед королем стала задача — найти принцу кормилицу, ведь у каждого принца должна быть своя кормилица. Но у всех цифр уже была своя работа. Дети, где же найти кормилицу? Ведь нужна другая цифра.
Король просит вас помочь ему. Надо составить цифру из частей, которые у нас есть, но все эти части разные по размеру и цвету. Как же мы будем это делать?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель. Правильно, давайте подберем их соответственно цвету и размеру.
Дети собирают цифры.
Воспитатель. Теперь у нас есть новые жители королевства. Посмотрите, какие они красивые! Король вам очень благодарен. Давайте выберем цифру, которая будет кормилицей.
Все дружно выбирают «кормилицу».
Ситуация 2
Воспитатель. Дети, помните я вам рассказывала про Королевство цифр? В королевстве случилась беда: во время игры в прятки в сказочном лесу пропала одна цифра, и король снова просит о помощи. У жителей есть фотография, где запечатлены все жители до ужасной трагедии, а сами же жители собрались на главной площади. Как же узнать, какая цифра пропала?
Дети придумывают выходы из ситуаций. Воспитатель предлагает им проверить один из них: «положить» всех «жителей» на фотографию и выяснить, какой же цифры нет. Дети называют пропавшую цифру и показывают ее изображение. От имени короля воспитатель благодарит детей за помощь.
Ситуация 3
Воспитатель. Сегодня вечером должен состояться бал в королевстве. Фрейлины сшили прекрасные платья для всех, но перепутали их. Надо каждой фрейлине подобрать платье. Дети, подскажите королеве, как сделать, чтобы платья не путались.
Дети. Надо каждое платье отметить особенным знаком, свойственным только этой цифре. {Предлагают варианты таких знаков.)
Воспитатель. Давайте отметим платья фрейлин этими знаками. (Дети отмечают.)
Воспитатель. Королева благодарит вас, дети, и приглашает нас на бал.
Дети исполняют знакомый танец под музыку.
Далее проводится разговор с детьми о том, как удалось справиться со всеми проблемами и помочь жителям королевства.
Воспитатель. Чтобы в следующий раз тоже можно было помочь кому-либо, надо вспомнить, как же мы сегодня выходили из разных ситуаций. (Дети вспоминают.) А вам понравилось помогать цифрам? Будем еще им помогать? Я думаю, если нам будет нужна помощь, они тоже обязательно нам помогут.
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ «СОСТЯЗАНИЕ В УМЕНИИ»
(М. Я. Мостенкова, А. С. Каменная)
Цель — освоение умений осуществлять исследовательскую деятельность:
формулировать проблему, выдвигать гипотезы, идеи, их решение.
Материалы и оборудование: письмо, кресло, условные мерки, рабочие листы, карточки с цифрами, схематическое изображение вариантов измерительной деятельности.
Поэтапная реализация проекта
На первом этапе воспитатель активизирует познавательную деятельность
детей, знакомя их со сказкой «Состязание в умении», способствует выдвижению проблемы, которая состоит в том, чтобы измерить высоту трона.
На втором этапе детьми выдвигаются предположения о способах решения проблемной ситуации: «Как и чем можно измерить высоту?» Гипотезы проверяются детьми самостоятельно, при помощи наводящих вопросов со стороны воспитателя.
На третьем этапе дети совместно с воспитателем формулируют итого- I вый вывод по решению проблемы.
На четвертом этапе происходит закрепление исследовательских умений полученных в ходе практической деятельности. С этой целью используются некоторые старинные меры измерения длины: пядь руки, дюйм, ладонь, локоть.
Реализация проекта
Воспитатель. Дети, к нам пришло письмо из Тридевятого царства. Я его прочитаю: «В королевство, где правил щедрый и умный король, приехали артисты. Король радушно встретил гостей и даже устроил в их честь праздник. А из рассказов хозяина труппы король узнал, что среди артистов есть очень искусный резчик по дереву, который желает состязаться в мастерстве с народным умельцем. Но при этом он ставит такое условие: тот, кто потерпит поражение, должен заплатить десять граммов золота. Король подумал-подумал и согласился. А кроме того, обещал подарить победителю драгоценный камень.
Желающего выступить в состязании с чужеземцем найти было трудно. Наконец объявился один мастер, который согласился участвовать в состязании.
Окинув его взглядом, король поморщился.
Не внушаешь ты мне доверия, — сказал он мастеру. — Неужто ты и впрямь надеешься одолеть иноземного мастера?
Не извольте беспокоиться, ваше величество! — ответил ему мастер. — Я непременно выйду победителем.
Услышав это, король несколько успокоился.
Наступил день состязаний. Король представил друг другу соперников и объявил условия состязания. Суть их состояла в том, чтобы изготовить трон для короля наитончайшей работы, но при этом нельзя пользоваться никакими измерительными инструментами.
После этих слов мастер Лука обратился к детям: „Дети, узнайте, пожалуйста, высоту трона и пришлите мне ответ. Если я не изготовлю его вовремя, то не получу драгоценный камень"».
Ребята, как мы можем помочь мастеру?
Дети. Нужно измерить трон, узнать его высоту, нарисовать трон, составить схему.
В ходе обсуждения выдвинутых предложений останавливаются на одном — как самом рациональном.
Воспитатель. Очевидно — трон надо измерить. Как это можно сделать?
Дети. Можно измерить рукой, линейкой, на глаз, тапками, ногами, карандашом. Можно подойти к трону и померить, докуда трон мне, измерить шарфом, веревочкой, рукой, ботинком и т. п.
Воспитатель. Хорошо, давайте попробуем измерить своими тапками.
Дети реализуют предложение в рабочих листах.
Воспитатель. В пустую графу положите карточку с цифрой, которая покажет количество мерок.
Дети измеряют высоту стула (каждый своим топком), записывают результаты. Воспитатель выслушивает ответы детей — ответы у всех разные.
Воспитатель. Что вы заметили, дети? Почему ответы получились разными?
Дети. Разная длина ноги, разные по длине тапки.
Воспитатель. Вы правы — у вас разная длина стопы. Давайте подумаем, можем ли мы мастеру Луке сообщить данные — сказать, какова высота трона?
После коллективного обсуждения приходят к выводу, что такие данные мастеру сообщать нельзя, надо измерить чем-то другим.
Дети убеждаются в том, что и длина шарфа, и длина карандаша по-прежнему дают разные результаты. Выбирают линейку и рулетку, останавливаются на рулетке. Такая мерка дала одинаковые результаты. Дети отвечают на письмо мастеру Луке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"
Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик тәрбия? “Патриот” -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...
Проект по ознакомлению с окружающим миром "Знаменитые люди Росии"
Этот проект познакомил детей с великимми учёными и деятелями России....
Проект: «Дети войны», посвященный празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (инновационный социальный проект). для детей 5-6 лет
laquo;Дети войны» - так называют это поколение. Это они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у станков на заводах, помогали в госпиталях, а многие из них совмещали работу еще...
Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)
Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)...
Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности старшей группы «Росинка»
Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности старшей группы «Росинка»...
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе №4 «Росинки» на тему: «Журавли нашей памяти. Помним! Гордимся!»
Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, с историей родного города, его достопримеча...
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «
Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...