Проект по ознакомлению с окружающим миром "Знаменитые люди Росии"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Пичугина Ирина Львовна

Этот проект познакомил детей с великимми учёными и деятелями России.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

февраль-март 2018года Проект выполнила воспитатель – Пичугина Ирина Львовна

Слайд 2

Цели проекта Познакомить детей с биографией М. В. Ломоносова. Сформировать представление о многогранности таланта великого учёного. 3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Развивать активную жизненную позицию. Воспитывать товарищеское отношение в коллективе сверстников на примере эпизода учёбы Ломоносова среди детей другого возраста. Побуждать детей испытывать эмоциональное удовлетворение от полученных знаний. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости, восхищения, уважения своей страны.

Слайд 3

По картинкам можно вспомнить разные этапы жизни: путь в Москву. Работу учёного в разных сферах науки.

Слайд 4

Материалы из разрезного альбома дополняли рассказ о книгах «вратах учёности»

Слайд 5

Детская лаборатория «По следам учёного»

Слайд 6

Проверяем свойства разных материалов в воде.

Слайд 7

Чтобы сделать правильный вывод , нужно вспомнить все опыты. Что тонет, а что нет?



Предварительный просмотр:

Пичугина Ирина Львовна, воспитатель д/с "Радуга"

Вступительное слово воспитателя к занятиям,

посвященным 200-летию М.Ю. Лермонтова

1. Про разговоры в рифму. Про маму, бабушку.

М.Ю. Лермонтов родился в Москве 1814 года  14 октября. Когда великий русский поэт был маленьким, он часто говорил в рифму. Привезут в гости механическую птичку, которая умеет махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов её пение и скажет: « эта птичка хороша, у неё поёт душа». Или уйдёт мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковёр около двери и ждёт её, а потом вздохнёт и скажет : « что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт.

Взрослые этому необычайно удивлялись и радовались: « какое дитя интересное! Ещё и ходить не умеет, а уже говорит, да всё в рифму» «Надо записывать его изречения, вырастет – быть может будет знаменитым поэтом. Стихи, которые сочинял поэт Лермонтов совсем маленьким до нас не дошли.

Маленького Михаила Юрьевича близкие звали на французский манер Мишелем: в те времена русские дворяне России часто говорили между собой по -  французски. Жил он в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Бабушка заменила внуку родителей, так как мама умерла, когда он был совсем маленьким. А папа жил отдельно. Бабушка стала для него самым близким человеком.

2. Про няню Христину Осиповну.

C самого рождения у Лермонтова была няня Христина Осиповна Ремер. Она была немкой. Когда маленький Лермонтов болел, она постоянно сидела  у его постели. Он проснётся ночью: голова болит, дышать трудно, лежать неудобно, жарко – и обязательно рядом няня, положит на лоб прохладную тряпочку, даст попить кисленького, и ему становится легче.

А если он  раскапризничается и скажет крепостному пожилому крестьянину : « Ты плохой, уходи отсюда!», няня сразу огорчается и учит : « Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят». Так учила няня Лермонтова, и за это её уважали.

3. Рисунки на полу и на бумаге.

Детская комната Мишеля помещалась на втором этаже. Пол в ней  был  застлан  сукном.  Маленький Лермонтов любил ползать по нему и рисовать на нём мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у него лошадка получилась и собачка. Его ещё никто не учил  никаким наукам и рисованию тоже, а он уже очень хорошо рисовал. Тогда бабушка и няня купили ему акварельные краски и бумагу. И Мишель сидел возле большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел за окном. А за окном зеленел сад, желтели на поле скошенные стога, темнел сумрачный лес. Приехали к бабушке гости  - и она им сразу рисунки внука показывать. ГОСТИ ВОСТОРГАЛИСЬ ЕГО РИСУНКАМИ И ВСЕ ДУМАЛИ ЧТО ОН СТАНЕТ ЗНАМЕНИТЫМ ХУДОЖНИКОМ. Бабушка бережно хранила рисунки любимого внука.

4. французский гувернёр.

Когда Мишель  стал постарше, ему взяли гувернёра. Это слово пришло к нам из французского языка  и по- русски значило « воспитатель». Гувернёры учили воспитанников иностранным языкам, а также умению вести себя дома и в обществе. Гувернёр юного Лермонтова был французским офицером и звали  его Жан Капе. Он разговаривал с Мишелем по- французски, няня- по – немецки, и с раннего детства Лермонтов свободно говорил на этих языках. Ещё он научился латыни, английскому и читал любимые книги не в переводах, а на тех языках, на которых они были написаны: стихи Байрона- на английском, Гётте – на немецком, а пьесы Мольера – по французски.

5. Фигуры из снега и крашеного воска.

Маленький Лермонтов любил лепить из снега разные фигуры. С помощью деревянной палки он вырезал из бесформенных фигур свирепых великанов, разных зверей. Бабушка часто удивлялась, какие они получались натуральные. Как в жизни или как в сказках, и однажды подарила ему коробку цветного воска. Лермонтов несколько дней всё лепил и лепил разные фигурки на военную тему .Это были воины и пешие и конные, и на слонах., и называлось это « Сражение при Арабеллах» Бабушка с радостью показывала знакомым новые творения внука, а для себя заказала слепить сцену « Охота на зайца» . Через несколько недель бабушка получила в подарок « охоту на зайца». Эти лепные работы бабушка долго хранила. А потом они куда- то исчезли.

6. Рождение стихов.

Лермонтов часто читал бабушке стихи поэтов Жуковского, державина, и восторгался их звучанием.

- Эти стихи как музыка, продолжал он. А ещё есть такой поэт Александр Пушкин. Я тоже хочу писать так. Как он!

- И напишешь, - убеждённо отвечала бабушка, - ты вон у меня какой умный.

Скоро бабушка стала замечать, что её внук всё чаще становится задумчивым, непревычно молчаливым. Он находил укромное место где-то у окна и что-то быстро писал в тетрадь. Бабушка решила свозить его на Кавказ, в Пятигорск для поправки здоровья.  Лермонтов гулял вместе с бабушкой по Пятигорску, любовался видом на гору Машук, и никто не догадывался, что через 17 лет на этом месте оборвётся его жизнь. Когда внуку исполнилось 12 лет бабушка решила везти учиться внука в столицу.

7. Великий русский поэт.

Шли годы, М.Юрьевич взрослел. « Взрослели» и его стихи- ими теперь восхищалась не только бабушка, но и близкие знакомые. Появилась первая поэма, её отнёс в печать приятель Лермонтова, сам же он не решался это делать. Когда умер Пушкин у Лермонтова на его смерть появилось стихотворение  « На смерть поэта» Это стихотворение переписывали, заучивали наизусть и передавали  из рук в руки. И тогда Россия открыла великого поэта после Пушкина – Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем недолго, 27 лет. Но то, что ьн писал многие люди перечитывают, заучивают для себя, для души. И такие стихи всегда вечны.

К описаниям текста прилагается альбом с иллюстрациями важных периодов жизни поэта. 



Предварительный просмотр:

Пичугина И.Л.

Воспитатель детского сада "Радуга"

Вступительное слово к занятиям по проекту "Знаменитые люди России" о К. Циолковском и космосе

Зачем летать в космос?

В космосе

В космосе пусто и воздуха нет;

                                   Нет ничего, кроме звёзд и планет,

                                    Кроме туманностей, кроме комет,

Там ничего интересного нет

Люди с давних времён мечтали летать к звёздам.

Впервые возможность полёта в космос обосновал великий российский учёный Константин Эдуардович Циолковский,

 а конструктор Сергей Павлович Королёв создал ракету для полёта в космос.

И первым космонавтом в мире стал Юрий Алексеевич Гагарин

Каждый космический экипаж получает перед полётом задание.

Учёные – астрономы просят космонавтов сфотографировать Луну или другие планеты, понаблюдать за состоянием Солнца, уточнить местоположение звезды, которая плохо видна с земли.

Метеорологам космонавты помогают составлять прогноз погоды. Космический корабль за сутки успевает облететь нашу планету несколько раз, и никакой ураган, буря, шторм, на море не могут укрыться от зорких глаз космонавтов. Стоит только где- нибудь собраться тучам, как на Землю летит донесение: « Движется грозовой фронт!»  Перемещается холодный воздух на юг – из космоса предупреждают: « Ожидается похолодание»

Космонавты помогают следить за порядком на Земле. Если где то загорелся лес, на космическом корабле это заметят и сообщат на Землю. И сразу к месту пожара прилетят вертолёты тушить огонь.

Учёным – геологам помогают разведать полезные ископаемые, особенно в тех местах, куда трудно добраться человеку. – в горах, тайге, глубоких ущельях. Космонавты фотографируют земную поверхность и посылают снимки геологам, а они по фотографиям определяют, где под землёй скрываются нефть, железная руда, каменный уголь, золото.

Учёные мечтают о том времени, когда в космосе будут изготавливать лекарства, которые невозможно получить на Земле,

Выращивать растения, которые в условиях невесомости развиваются быстрее ( космонавты уже провели серию опытов с растениями)

Плавить металл  ( в космосе проводили пробную плавку, и оказалось что из «космической» печи металл выходит во много раз прочнее, чем из « земной»

Люди в космосе учатся жить и работать

Как устроена ракета?

Ракета должна взлетать так быстро, чтобы земля не успела вернуть её назад. Ракета состоит из спускаемого аппарата и приборного отсека.

Спускаемый аппарат – это небольшая кабина, в которой находятся космонавты во время взлёта и посадки. Здесь помещаются только кресла космонавтов. В них они работают и отдыхают.

В приборном отсеке находится тормозная двигательная установка, с помощью которой корабль возвращается на землю. Там же хранятся и горючее для этой установки , и приборы , с помощью которых космонавты ведут исследования.

Дом для космонавтов

у космонавтов два дома: один на Земле, другой в космосе. Космическая станция – это дом, это научная орбитальная станция , на которой космонавты живут и работают по многу месяцев. Космический дом напоминает громадную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Крылья – это электростанция её специальные пластины собирают солнечные лучи и превращают их в эл.ток.

В  доме есть комнаты. Первая – « прихожая», или переходный отсек, в ней двери - люки. Одна ведёт в космос,  другая в жилые комнаты. Двери плотно закрываются. В « прихожей» хранятся скафандры космонавтов и всё. Что может понадобиться для выхода в открытый космос.

Вторая комната – рабочий отсек. Здесь располагается лаборатория , стоят  пульты, со множеством кнопок, переключателей, экранов. Над каждым  столом – радиотелефон.

У третьей «комнаты» много назначений : « СТАДИОН», « КУХНЯ», « СТОЛОВАЯ», и « медицинский кабинет».

А спят космонавты в спальных мешках, которые пристёгиваются ремнями к стене станции.

Есть в космическом доме ещё одно помещение. В нём находится двигательная установка, с помощью которой можно менять орбиту, поворачивать в разные стороны, тормозить или разгоняться. Как только  космический корабль выходит на орбиту, всё, что находится внутри, - различные предметы, приборы, люди, - теряет «тяжесть», ничего не весят. Это называется невесомостью.

Вся пища в космосе упакована в тубы, в пакеты. Тарелки космонавтам не нужны, потому что суп , и каша убежали бы с тарелок. Поэтому различные каши, супы, пюре приходится выдавливать из тубы прямо в рот. Любая жидкость в состоянии невесомости тотчас принимает форму шара. Если ударить по нему, то он разбивается,  как стеклянный, на множество мелких шариков. Без помощи пылесоса их невозможно  собрать. Пить в космосе можно из тубы или специальных баллонов, в которых хранится вода. В космическом доме есть также душ, но необычный. В кабину из прочной прозрачной плёнки человек вплывает и закрывает за собой « дверь» - застёжку молнию. Ноги он закрепляет в особых держателях на полу кабины и включает душевую установку, которая работает как поливальная машина. После душа специальная установка, словно пылесос, собирает всю воду до единой капельки.

За космонавтами, которые находятся на орбите, постоянно наблюдают с Земли сотрудники Центра управления полётами- инженеры, научные работники, медицинский персонал.  

Они всегда готовы помочь советом , и делом. Из этого центра отправляют на орбиту также транспортные корабли, запускают спутники. Это очень важная и ответственная работа

(материалы из журнала « Ребёнок в детском саду» №3 2016)

Игра «Скажи наоборот» космическая тема

Ракета летит сначала медленно, а потом…..(быстро)

На планете Земля тепло, а на планете Плутон …( холодно)

Космонавты не слабые, а …. ( сильные)

Космонавты не трусливые, а …..( смелые)

Некоторые звёзды находятся от земли далеко, а некоторые ….(близко)

Есть звёзды – карлики, а есть…..( гиганты)

Одни звёзды яркие, а  другие……( тусклые)

Планеты бывают большие, а бывают……( маленькие)

Некоторые планеты обитаемые, а некоторые…..(необитаемые)

На планетах есть твёрдые вещества, а есть……( мягкие)

Мелкие метеориты безопасны, а крупные ……(опасны)

Опыты которые проводят космонавты, бывают сложные, а бывают …..(простыми)

Полярная звезда

В небе над Северным полюсом прямо над головой светит Полярная звезда. Эта маленькая путеводная звездочка, которая во все времена помогала путешественникам найти правильное направление. Изменяется ли поверхность земли, и даже звёзды  меняют своё положение  на небесах, а Полярная звезда всегда в одном и том же месте светит, указывая направление на север. И кажется, что весь мир вращается вокруг неё.

Как найти? Вон видите семь ярких звёзд? Я выложила их вам. На небе они расположены точно так же. Похоже что на небе  точечками нарисован ковшик. Эти звёзды Большой Медведицы. Сейчас мы с вами ориентируясь на вот эту звезду Большой медведицы( показ 7 звезды) и отсчитав от неё 5 раз ( расстояние  равное между 6 и 7 звездами)  найдём Полярную звезду. Недалеко в небе от неё горит Полярная звезда. Знать эту звезду надо. Она покажет направление на север.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по ознакомлению с окружающим "Дома людей на планете Земля"

Знакомство с разнообразием жилых построек, характерных для отдельных климатических зон планеты Земля...

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Познавательно игровой проект по ознакомлению с окружающим "Здравствуй,черепаха!"

Этот проект поможет воспитателю познакомить дошкольников 3- 4 лет  с конкретным объектом   "черепаха"....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Люди бывают разные"

Данное занятие предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и ...

занятие по краеведению (ознакомлению с окружающим) "Знаменитые люди Крыма"

занятие по краеведению (ознакомлению  с окружающим) "Знаменитые люди Крыма"...

Познавательный проект по ознакомлению с окружающим. Проект «Роль воды в жизни растений» в средней группе детского сада.

Познавательный проект по ознакомлению с окружающим. Проект «Роль воды в жизни растений» в средней группе детского сада....

Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Труд людей весной".

В игровой деятельности дети познакомятся с правилами посадки лука, закрепят знания о  профессиях и деятельности в весенний период....