«Природу края, береги»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Природу края, береги»
Ромоданово - 2017
Тип проекта: познавательный, творческий.
Вид проекта: долгосрочный (2017 - 2018 учебный год)
Автор проекта: Тарасова Валентина Ивановна
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
"Ничего не изменится в лучшую сторону в
нашей стране, пока мы не вложим в души
детей любовь и заботу о природе, а в их
головы - экологическое сознание. Ребенок
никогда не будет стремиться вернуть
чистоту реке, если она не протекает через
его сердце"
В.М. Смирнов
Аналитическое обоснование
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей.
Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего! ».
Ознакомление детей с родной природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
Учитывая то, что у государства одно из приоритетных направлений - охрана окружающей среды. Таким образом, экологическое образование -
актуальная и главная задача.
Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента. Все это позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знания детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной.
Данный проект решит задачи экологического образования маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.
Цель проекта: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, и взрослых, воспитывающих их через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
2. Познакомить с природными ресурсами Мордовии ( водоемы, леса, луга, заповедники), их уникальностью, расположением на карте.
3.Формировать представление о Красной книге как документе; растениях и животных Мордовии, которые занесены в Красную книгу.
4. Развивать наблюдательность, интерес к исследовательской работе при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Развивать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.
6. Воспитывать экологическую культуру у детей и их родителей, желание у всех участников образовательного процесса принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Замысел проекта
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой, особенно в условиях города.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В
любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные
объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом
образовании детей дошкольного возраста играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в
процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу,
учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать,
анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает
познавательные способности.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов,он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- непосредственно образовательная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- игры, развлечения;
- наблюдения и экскурсии;
- работа с родителями;
- природоохранные акции.
Направленность проекта – экологическое образование дошкольников через ознакомление с природой родного края.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии,
можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Этапы проекта | Пакеты проекта | Отдельные работы | Требования к выполнению | Сроки | Форма предоставления результатов |
1-ый этап Подгото- вительный | Изучение потребностей родителей и готовности их к обмену опытом семейного воспитания | Опрос родителей «Что вы и ваши дети знают об экологии родного края?», «Обсуждаете ли вы эту проблему с ребенком?» | Опрос проводится индивидуально с каждым родителем | Октябрь | Памятки с вопросами. Результаты опроса |
Анкетирование родителей с целью выявления желания участвовать в реализации проекта | Анкетирование проводится совместно обеими воспитателями группы с целью выявления их готовности участвовать в мероприятиях; интересующих их проблем | Октябрь | Анкеты и результаты анкетирования | ||
Родительское собрание «Играя, познаем природу» | Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте | Октябрь | Презентация для родителей «Играя, познаем природу» | ||
Анализ результатов анкетирования с целью определения участия родителей в мероприятиях | Определение содержания мероприятий | Октябрь | Аналитические материалы для планирования по результатам анкеты | ||
Выявление уровня развития экологической воспитанности детей 4-5 лет | Опрос детей по подгруппам | Опрос проводится в присутствии старшего воспитателя | Октябрь | Мониторинг знаний и представлений детей Определение целей и задач реализации проекта | |
Разработка проекта в группе | Довести до участников проекта актуальность и важность данного проекта. Определение прогнозируемых результатов | Ноябрь | Проект «Природу края береги». | ||
Выявление заинтересованности родителей в создании микро центра по экспериментированию. | Индивидуальные беседы, консультации с родителями | Оказание консультативной помощи родителям: по созданию микро центра | Ноябрь | Микроцентр экспериментирования | |
2-ой этап Основной /реализация проекта/ | Привлечение родителей к повседневной жизни детского сада | Создание развивающей среды для о познавательной деятельности Распределение заданий между родителями | Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. | Ноябрь | Создание буклетов, альбомов «Природные богатства животного и растительного мира Мордовии» |
Формирование представлений об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона | Подбор материала | Декабрь | Создание «Красной книги Мордовии» | |
Проведение занятия экологического содержания
| Активное использование в совместной деятельности с детьми различных игр по экологии | Декабрь Январь | Мастер-класс: «Рисуем овощами» | ||
Совместные экологические игры | Мастерская по изготовлению атрибутов к играм | Январь | Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием Пополнится развивающая среда в группе. | ||
Обыгрывание экологических сказок в индивидуальной и коллективной работе | Участие детей и родителей | С Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. | |||
Показ спектакля в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги. | Распределение ролей Заучивание слов персонажей, передача их характера в движении, мимике Репетиции спектакля «Как люди речку обидели» | Февраль | У У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе Создание видеофильмов, фотоматериалов | ||
Совместная экскурсия детей, педагогов и родителей | Март | Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. | |||
3-ий этап Заключи тельный | Обобщение и распространение результатов проекта | Формировать экологические способности выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. | Дидактическая игра с элементами драматизации | Март | Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. ∙ У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. ∙ Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Сформировать правильное поведение в природе. |
Показ спектакля «Лесной детский сад» | Подготовка декораций, атрибутов Репетиция спектакля | Март | Развитие способности к импровизации, речевой активности детей. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников | ||
Обновление предметно-развивающей среды | Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. | Март | Создание среды. Выставка и обсуждение знаков | ||
Экологический праздник «День птиц». В программе праздника – конкурс «Лучший домик для птиц»; | Разучивание стихотворений о Птицах. Изготовление скворечников | Апрель | Фотовыставка: «Лучший домик для птиц»; «Награждение победителей | ||
«Озеленение и благоустройство территории ДОУ» (с привлечением родителей воспитанников) | Посадка деревьев | Апрель | Участие в проекте 80% семей группы Изготовить фотостенд: «Вот как стало зелено!». | ||
Проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов; | Разработка конспекта | Апрель | Открытый просмотр для педагогов ДОУ | ||
«Удивительное рядом» | Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. | Апрель Май | Экскурсия по экологической тропе | ||
Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай! » Просветительская работа | Участие детей в мероприятиях с использованием ИКТ для педагогов ДОУ | Апрель Май | Разработка методических рекомендаций для родителей |
Список используемой литературы
1. Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
2. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
4. Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:
5. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
6. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...
Инновационный проект "Природу края береги"
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые ...
Проект Природу края береги
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данны...
Педагогический проект "Природу края береги"
Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....
ПРОЕКТ «Природу края береги!»
По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычай...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги»
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошло...
Проект "Природу края береги"
Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющ...
- Мне нравится (2)