"Развитие игрового опыта воспитанников младшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно - ролевых игр"
материал (младшая группа) на тему
Дошкольный возраст - самое начало жизни ребенка, когда он только - только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasileva_s.m.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие игрового опыта воспитанников младшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно-ролевых игр».
Воспитатель детского сада № 37 «Звездочка»
- филиала АН ДОО «Алмазик»
Васильева Светлана Михайловна.
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только – только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Этот период считается классическим возрастом игры, и в частности одной из самых развитых ее форм, который в педагогике и психологии получил название сюжетно – ролевой (или творческой).
Личностные качества ребенка дошкольного возраста формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается ему от сверстников или старших детей (братьев, сестер), уже овладевших игровыми навыками, или от взрослых (воспитателей, родителей).
Актуальность моего опыта определена проблемой недостаточного уровня развития игрового опыта у воспитанников младшего дошкольного возраста. Опыт актуален, так как он позволит разрешить противоречия между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.
Игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка в современном обществе, искажается, поэтому очень важно создавать и сохранять условия, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе.
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга возможных достижений воспитанников группы раннего возраста «Солнышко» в 2015-2016 уч.г. в сюжетно - отобразительной игре.
Данные показали, что на стадии поддержки взрослого находилось - 12 воспитанников, что составило (60 %), на стадии самостоятельности - 6 воспитанников (30 %), на стадии инициативности и творчества - 2 воспитанников ( 10%). Из результатов мониторинга последовал вывод, что у воспитанников недостаточно развита способность принимать на себя игровую роль и способность к игровому общению. Я наметила цель: обогащение игрового опыта у младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры. Определила задачи: развивать игровой опыт каждого ребенка; формировать интерес к творческим проявлениям в игре и игровом общении со сверстниками; воспитывать дружеские отношения между воспитанниками.
Для успешной реализации поставленных задач, применяю современные педагогические технологии. Среди авторов современных педагогических технологий в младшем возрасте: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова, использую игровую технологию Н.Ф. Тарловской, для которой характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут, использую такой путь организации игры, при котором ребенок не подражает взрослому, а общается с ним.
Первый шаг на этом пути – совершаю игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки (воспитанники часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: например, Катя усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с посудой, а дочки остались ненакормленными).
Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Я предлагаю детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого (воспитатель, родитель).
Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют воспитанники относительно педагога доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, что способствует раз за разом идти на контакт, общаться, играть и развиваться
В своей деятельности я использую следующие методы и приемы:
- игра воспитателя с ребенком, где ведущую роль выполняет воспитатель;
- ребенок в позиции «взрослого», где ведущую роль выполняет ребенок.
Авторским приемом, разработанным мною в практической деятельности по реализации опыта работы по теме «Развитие игрового опыта воспитанников младшего дошкольного», на 1 этапе является создание логической «цепочки вхождения в роль» (на примере какого – либо животного или птицы), так как принять на себя роль – это значит суметь вообразить и отобразить себя кем то другим. Данная ситуация для ребенка младшего дошкольного возраста является немного сложной. Что бы ребенок овладел сюжетно – ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли.
Игра в «Белочек». Первая часть игры начинается с того, что я показываю детям, как входить в образ, затем раскрываю образ: описываем внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида, рассказываем где живет персонаж, чем питается животное, что персонаж любит делать. Когда ребенок уже имеет представление о персонаже , «вовлекаю» его в образ, чтоб ребенок захотел вслед за мной стать «другим». Для этого, закончив рассказывать про свой персонаж, коротко, в двух-трех словах сообщаю воспитанникам, что у меня «белочки» нет детенышей, задаю вопрос: «Кто хочет стать моим детенышем?» Рассказом и этим вопросом я подключаю начатую игру к самым главным для ребенка отношениям – «я и мама», и предлагаю реализовать их в игровой форме. Я побуждаю принять детей игровые роли, используя атрибуты, которые позволяют воспитанникам войти в образ.
На этом первая часть игры заканчивается. Переходим ко второй части. Здесь наша задача состоит в том, чтобы продлить пребывание воспитанников в принятой ими роли. Разыгрываем с воспитанниками ряд незатейливых и интересных для них действий, таких, которые позволят удержать в игре большую часть воспитанников. Например, попрыгали как белочки; давайте соберем грибы или орешки и.т.д.
На 2 этапе, после игры «Вхождения в образ животных или птиц», мы переходим к играм, которые предполагают «вхождение в образ предметов». Например, игра «Самолеты», рассказывая об увиденном предмете, его функциональных действиях, что нужно «самолету», чтобы он полетел, предлагаю ребенку «стать» самолетом и совершить определенные действия.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится носителем определенной общественной функции. Через сюжетно – ролевую игру приобщаем воспитанников к принятию роли взрослого. Данная работа ведется мною двумя способами: организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослых, работающих в детском саду; эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру воспитанников.
Для решения своих задач, привлекаю родителей. Например, в изготовлению атрибутов.
Прием «параллельная игра » - это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать воспитанников вступить в параллельную игру.
Наряду с вышеуказанными методами и приемами, немаловажную роль в развитии игрового опыта у воспитанников играет организация развивающей предметно- пространственной среды группы и детского сада в целом, при которой процесс освоения игрового опыта протекает наиболее эффективно. Осуществляя развитие игровых умений своих воспитанников акцентируя внимание на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома, в ближайшем окружении. С этой целью в группе были организованы и постоянно пополняются:
-книжный центр, где воспитанники знакомятся с художественной и познавательной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах;
-игровой центр, где для игр - драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные настольные игры «Профессии» и др.; мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Кафе», «Салон красоты»,и др.;
-центр «В мире театра», где воспитанники проникают в образ персонажа, используя костюмы и различные атрибуты.
-строительный центр»;
-«центр экспериментирования»;
-подобраны дидактические и настольные игры;
-созданы картотеки песенок, потешек, пословиц, загадок;
-созданы картотека сюжетно-ролевых игр;
- «центр музыки» - имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);
В перспективе создание центра «В мире кино», который будет содержать домашнее видео о профессиях родителей воспитанников.
Вывод:
На этапе подготовительной к школе группы успешное освоение воспитанниками дошкольного возраста различных социальных ролей во многом может облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы. От эффективного педагогического руководства игровой деятельностью во многом зависит, сможет ли дошкольник достичь того уровня развития игровой деятельности, который доступен ему по возрасту. Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно – ролевой игры
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речев...
«Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Представлен материал из опыта работы...
Выступление из опыта работы «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
опыт работы с детьми от 3 до 4 лет...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...
Доклад на РМО на тему "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей разного дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр"
Доклад на районном мероприятии с участием музыкальных руководителей и воспитателей....
"Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста посредством применения игровых модулей" ( обобщение опыта по теме самообразования)
quot;Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста посредством применения игровых модулей" ( обобщение опыта по теме самообразования)...