«Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Корсакова Елена Александровна

Представлен материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Условия формирования опыта

Опыт формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2» Работа по данной теме осуществлялась с детьми младшей группы.

Актуальность

На современном этапе развития общества происходят изменения в разных сферах жизни, в том числе и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принципиальным отличием, которого является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификацию) детского развития, поддержку детской инициативы в разных видах деятельности, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.  

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь –  в изменившихся условиях перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. 

Палочки Кюизенера являются уникальным игровым материалом: возможно использование в работе с детьми начиная с 2 лет, индивидуально или с подгруппой детей, разнообразие вариантов и модификаций наборов палочек, для индивидуально – коррекционной работы и выполнения диагностических заданий, простоты в изготовлении педагогом и родителями.

Теоретическая основа опыта

В основу опыта положены следующие теоретические положения:

Теория игры Ф. Фребеля, который рассматривал игру как средство обучения и воспитания детей. В его системе игра и учение, творчество и познание образуют одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в детские игры и разработал свои авторские игры.
До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие –  для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, в результате чего детские игры стали представлять собой стройную и связную систему.

Теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие, какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификация развития (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.

Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях. Основным при этом является построение и использование образов соответствующих формам отображения свойств предметов, явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам: форма, цвет, величина и др.

Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка.

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание российских ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, Г.С.Виноградова.

Методические рекомендации по использованию палочек Кюизенера с детьми дошкольного возраста разрабатывали Л.Д. Комарова, Е.А.Носова, Р.П. Непомнящая.

Новизна опыта

Предоставляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на переработке и творческом анализе материала, предоставленного в педагогической литературе, сети Интернет, и внедрение в работу игровых ситуаций в группе младшего дошкольного возраста. Новизна и педагогическая целесообразность опыта заключается и в том, что он предполагает использовать палочки Кюизенера при организации с детьми младшего дошкольного возраста ситуаций для поддержки инициативы детей в игровой деятельности.

Ведущая идея опыта

Палочки Кюизенера способствуют созданию игровых ситуаций для  поддержки детской инициативы детей младшего дошкольного возраста.

Технология опыта

Палочки Кюизенера являются уникальным многофункциональным пособием. Разработаны бельгийским педагогом, учителем начальных классов Джорджем Кюизенером (1891-1976гг.). В основу легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия. Палочки Кюизенера просты и понятны, могут быть использованы для развития детей с 2 лет и кончая начальными классами школы.

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Методика уникальна, ее применение не противоречит никаким другим методикам и может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками.

Хотя палочки предназначены для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на  развитие ребенка: развивают мелкую моторику, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку, обогащают развитие сюжета детских игр.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Работа  с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и тоже время достаточно обобщенное представление о понятии.

С математической точки зрения палочки – это множество, на котором обнаруживается отношения эквивалентности и порядка. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка, как результат его самостоятельной практической деятельности.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. В работе с дошкольниками используется упрощенный вариант из 119 палочек двенадцати цветов:

  • белая (число1) - 25шт
  • розовая (число 2) - 20шт
  • голубая (число3) - 16шт
  • красная (число4) - 12шт
  • желтая (число5) - 10шт
  • фиолетовая (число6) - 9шт
  • черная (число7) - 8шт
  • бордовая (число8) - 7шт
  • синяя (число 9) -  5шт
  • оранжевая (число10) - 4шт

Существует и плоский вариант, состоящий из полосок 2 на 2 и последующим увеличением на 2 см. Изготавливаются полоски из цветного картона. Окрашиваются также как и палочки. Цветные полоски удобны и просты в работе. В отличие от палочек, они крупнее, более устойчивы, изготовление не требует особых затрат, а обучающие возможности эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Цветные полоске целесообразнее использовать в начале работы.

Палочки дают возможность  выполнять упражнения в горизонтальной и вертикальной плоскости на одном и том же месте, например, на столе, в то время как полоски размещаются на столе (горизонтальная плоскость). Или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С полосками можно играть на полу.

Возможны различные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.

Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.

Игровые ситуации с использованием палочек Кюизенера обеспечивают равные стартовые возможности для обучения детей, дают возможность дальнейшего формирования универсальных учебных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Цель: создать условия для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи: 

Образовательные

  1. Способствовать усвоению сенсорных эталонов цвета и размера.
  2. Учить использовать рисунки и простые схемы при выполнении мозаики с помощью палочек Кюизенера.
  3. Обогатить словарь детей специальной терминологией, обозначающей название цвета, пространственного расположения, количества.

Воспитательные

  1. Воспитывать аккуратность, терпение, настойчивость.

Развивающие

  1. Развивать у детей интерес к играм с палочками Кюизенера, желание действовать с ними.

Принципы работы: 

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей
  • принцип наглядности направлен на использование методов и приемов, обеспечивающих успешное выполнение игровой ситуации
  • принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний умений и навыков
  • принцип индивидуально - личностной ориентации. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности детей, организует игровую деятельность
  • принцип успешности заключается в том, что ребенок выбирает задания, которые он может успешно выполнить
  • принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создания поддержки способов детской инициативы детей младшего дошкольного возраста в семье
  • принцип психологической комфортности. Была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера, положительный эмоциональный фон.

Методы и приемы:

  • Словесные
  •  Наглядные
  • Практические

Виды деятельности: мозаика с использованием рисунка и схемы, конструирование.

Формы организации деятельности:

  • индивидуальная
  • подгрупповая
  • групповая

Эпаты проведения и содержание игровых ситуаций

Этап

Цель

Содержание игровых ситуаций

1 этап

Подготовительный

Вызвать интерес к играм с палочками Кюизенера

1. Что прислал Мишутка?

2. Что какого цвета?

3. Мишкины загадки-картинки.

2 этап

Игра-это весело

Способствовать развитию желания у детей использовать палочки Кюизенера для выкладывания фигурок способом мозаика

1.В гости к сказкам

 - Волк и 7 козлят

- Кошки мышки

- По красной дорожке идут друзья к Антошке

- Красная Шапочка

- Дюймовочка

- Три медведя

- Приключения Буратино

- Колобок

2. Веселые картинки

- Растения (елка,цветок, одуванчик)

- Животные (ежик,рыбка,лебедь)

- Окружающие предметы (лесенка,радуга,заборчик,полочки,лопатка, коврики, самолет, корабль)

3 этап

Игра- это серьезно

Способствовать развитию желания у детей конструировать с помощью палочек Кюизенера

1.Строим дорожки

2. Пирамидки

3. Поезда

4. Рисуем палочками фигурки

5. Дом мебель для матрешки

6. Посудная лавка

Результативность

Проведенная работа по созданию условий для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера показала:

  • дети усвоили сенсорные эталоны цвета и размера;
  • дети используют рисунки и простые схемы при выполнении мозаики с помощью палочек Кюизенера;
  • активно используют такие виды деятельности как мозаика и конструирование из палочек;
  • дети активно в речи используют слова обозначающие цвета, размер, пространственное расположение;
  • у детей развит интерес к игре с палочками Кюизенера, желание действовать с ними;
  • дети включают родителей в совместные игры с палочками Кюизенера
  • проявляют в игре аккуратность, терпение.

Для автора результативностью является:

  • изучение теория вопроса;
  • обогащение развивающей среды;
  • создание картотеки карт-схем использования палочек Кюизенера.

Трудоемкость

Определяется затратами на изучение проблемы автором, подготовки необходимого материала.

Адресная направленность

Приведенный опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений, в группах кратковременного пребывания, кружковой работе, родителями воспитанников.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

Проект «Мой веселый звонкий мяч» (Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря)

Цель проекта "Мой веселый звонкий мяч" развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря детей....

«Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр с шариками Марблс».

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений - стим...

Стимулирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством преобразования РППС

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...