«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных игр, упражнений, методических пособий».
учебно-методический материал (старшая группа)

Ткаченко светлана Николаевна

В статье представлены собственно разработанные пособия для организации игр,способствующих развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

      «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных игр, упражнений, методических пособий».

Ткаченко Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад№40 г. Белгород.                                                                               

                   

                                   

Детство-период в жизни человека, который играет огромную роль в формировании самосознания, эмоционально-волевой сферы.   

Ребенок воспринимает окружающую действительность через чувства, ежедневно переживает различные эмоциональные состояния, но объяснить, что с ним происходит дать определение эмоциям и контролировать их не может, поэтому часто возникают нарушения социальных контактов, конфликты. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольников чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок осознает свои эмоции, может дать им объяснение.   Необходимо научить ребенка не только понимать свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям, через мимику и пантомимику.

    Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками, но источником переживания ребенка становится все, к чему он прикасается. Дети активнее познают свои эмоции наглядно через конкретные образы.

   Для формирования представлений об эмоциях, мы используем яркие, привлекательные многофункциональные пособия, изготовленные своими руками.

Ребенок с желанием идет в детский сад, если знает, что ему там рады и его ждут.

Для этого в нашей группе существует утренний ритуал приветствия с использованием пособия «Солнышко».  

                                  7

Дети произносят слова приветствия («Я рад, Саша, что ты пришел в детский сад» или «Доброе утро, Машенька» и др.) и передают «солнышко» друг другу.

«Дневник настроения», в котором дети могут разместить свои фотографии, определяя свое настроение в разное время пребывания в детском саду.

D:\Детский сад\разное\детский сад\ФОТО\IMG_0767.jpg

Педагог может оценить эмоциональное состояние ребенка, его эмоциональную реакцию на то или иное событие в детском саду, взаимоотношение со сверстниками, создать психологический портрет ребенка, оказать помощь в коррекции эмоциональных нарушений.

          «Чудо - мешочек», стороны которого отображают разное настроение.

                                 10                                                      Детям можно предложить «поместить» в мешочек все плохие поступки и рассказать, как можно «превратить» их в хорошие.   Игра с «Чудо - мешочком» формирует представление о парности нравственных качеств (добрый - злой и др.)

                             3

Многофункциональное пособие «Кубик настроения» можно использовать для мимического изображения эмоций, словесного их обозначения, составления рассказов из личного опыта, которые вызывали настроение, изображенное на определенной стороне кубика.В различных игровых ситуациях можно использовать пособие

                                          «Цветик - семицветик»

                        8

Можно предложить детям загадать желание не только для себя, но и окружающих ребенка людей, природы, животных и др.

 Данное методическое пособие способствует формированию нравственных эталонов и активизирует речь детей.

                          9

Для знакомства детей с эмоциями, мы используем пиктограммы, сигнальные карточки для обозначения своего отношения к сказочному, игровому персонажу, поступкам героев литературных произведений, событиям в жизни детей.

Для развития коммуникативных навыков, умения выражать свои эмоции словом используются куклы «Весельчак» и «Нытик», при помощи которых дети ведут диалог друг с другом, выражают сопереживания, сочувствие, желание оказать помощь.

Игры с использованием данных методических пособий обогащают эмоциональный мир детей, способствуют самопознанию, установлению взаимодействия с внешним миром, формированию эмоционально-волевой сферы.                                                                                              

                                                                                                               

                                                                                                         

                                                                   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Творческий мир. 2003 г.
  2. Бабаева Т.И.ЛогиноваВ.И    Программа развития и воспитания детей в детском саду.- С.Пб – 1995г.
  3. Баркина А.Н. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: АСТ – ПРЕСС. 2001 г.
  4. Запорожец Н. А. Эмоциональное развитие дошкольника – М.:1985г
  5. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль. Академия развития. 1996 г.
  6. Князева О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольника «Я – ты – мы». – М.: Мозаика – синтез. 2003 г.
  7. Кошелькова А. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение. 1985 г.

                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

Влияние кинезиологических упражнений на развитие процессов познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Данный материал предназначен для родителей . содержание консультации напрвленно на ознакомление родителей с кинезиологическим  упражнениями детей старшего дошкольного возраста,которые положительн...

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование прозрачного мольберта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умения...