ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Корчагина Наталия Ивановна

конспект занятия  подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ  ПТИЦЫ»

Программное содержание:

        1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой»,   «стайкой».

        2.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

        3.Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

        1.Чтение стихотворения Р.Сеф.

 Потихоньку

Снег  сошел,

Почернел

И стаял,

Всем на свете

Хорошо:

В роще –

Птичьим стаям…..

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/ О ВЕСНЕ/.

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? /КАПЕЛЬ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО И ТЕПЛО, ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ/.

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются зимовать? /ПЕРЕЛЕТНЫЕ  И ЗИМУЮЩИЕ/.

Перелётные птицы

-это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на тёплый юг, где много корма.

- Назовите перелетных птиц? /ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, ЖУРАВЛЬ, ЦАПЛЯ, СКВОРЕЦ/

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:        

                                                   1.Эта птица никогда

                           Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

- Отгадайте следующую загадку.

2.Под крышей я леплю гнездо

                                                Из комочков глины.

  Для птенчиков стелю на дно

                                                Пуховую перину.

/Ласточка/

3.Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

    Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

                                                Он летает на охоту

                                  за лягушками к болоту.    /Аист/

- Правильно вы отгадали, эти птицы  тоже относятся к перелетным.

 

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца  откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.

Прилетает в конце апреля или первых числах мая. Сначала появляются одни самцы, а через неделю или две к ним присоединяются самки.

Аист – большая птица  белого цвета с большим клювом.

Живет рядом с человеком, на  крышах домов и других возвышенностях,

  у водоёмов.

В нашей стране живут два вида аистов: белый и черный.

Питаются   - лягушками, змеями, крупные насекомые, рыбами.

Возвращаются в феврале-марте. Самцы прилетают на место гнездовья на несколько дней раньше самок.

Высиживают яйца   обе птицы, около 40 дней.

Птенцов чаще всего бывает четверо.

Родители  приносят им рыбу  или лягушек.

 Улетают в теплые страны  в сентябре.

Ласточка - Много  времени ласточки проводят в воздухе,  летая  за добычей.  Они не садятся на землю, так как их короткие и слабые ножки не могут  удержать тело.

Прилетают они в конце апреля или начале мая и  приступают к постройке гнезда.

 Гнезда они лепят из комочков грязи,  глины, соломы, веточки, травинки  и все это скрепляют липкой слюной.

Внутри гнездо выстилают перьями, пухом.

В кладке бывает 4—6 белых Яйца насиживают оба родителя, сменяя друг друга через каждые 3—5 минут.

ИГРА  «Отгадай и присядь».

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите  название зимующей  птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

соловей, ласточка, грач, скворец,  аист, журавль, цапля

дятел ,синица, снегирь,

        

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /КЛЮВ, ГОЛОВА, ШЕЯ, ТЕЛО, КРЫЛЬЯ, ХВОСТ, НОГИ /.

Тело птицы состоит из головы, шеи туловища, передних и задних конечностей и хвоста. На голове расположены рот и органы чувств. Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию. Обтекаемая форма тела способствует уменьшению силы трения о воздух, что является важным условием для полета.

- У  всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду,  величине/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет  насекомых/.

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;  некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;  другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём. - вдох

Дети по лесу гуляли – шаг на месте

За природой наблюдали. – руки ко лбу наблюдать

Вверх на солнце посмотрели, - поднять голову вверх

И их лучики согрели. – руки вверх протянуть

Чудеса у нас на свете – удивиться

Стали карликами дети, - присесть

А потом все дружно встали- встать

Великанами мы стали. - потянуться

Птицы по лесу летали, - крыльями машем

Крыльями махали

Дружно хлопаем, - в ладоши

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли!

Упражнение   «Скажи одним словом».

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

        У аиста длинные ноги, он какой?  … /длинноногий/.

        У аиста длинный клюв, он …   /длинноклювый/.

        У ласточки длинный хвост, она  …  /длиннохвостая/.

        Ласточка любит тепло, она …   /теплолюбивая/.

        У ласточки острые крылья, она …  /острокрылая/.

        У соловья звонкий голос, он …  /звонкоголосый/.и др.

Пальчиковая   гимнастика:

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог?

Покрутили,

Потянули,

Постучали

И открыли!

Работа в тетради ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ.

По-пу-гай

Во-ро-бей

А-ист

Фа-зан

Глазная гимнастика.

У леса на опушке -  Моргать глазами в такт

Высоко на суку-  Поднять глаза вверх

С утра поет кукушка: - Зажмуривают глаза

Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку! -  Моргать в такт.

Внизу бежит речонка -  Глаза вниз

По желтому песку. -  Глаза вправо

Поет кукушка звонко: -  Глаза влево

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! -  Моргать в такт

4. Упражнение  «Продолжи предложение, найди причину»

  • Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
  • Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
  • Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и  др.
  • Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

        - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

        - О каких  новых перелетных птицах  вы узнали?

        - Что интересного мы узнали о кукушке?

        - Как  они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

        - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно  

        слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

         Самым активным ребятам я даю призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....