Формы работы музыкального образования малышей средствами фольклора
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Представлены несколько видов работы с малышами на основе русской народной музыкальной культуры. Практическую интерпретацию можно увидеть на канале ю туб "Маленькие дети поют народные песни" (получил отклик-просмотр, вызвал интерес у 3750 респондентов), а на Всероссийском фестивале педагогического творчества получил статус обобщения педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_s_g_festival.docx | 26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ассоциация творческих педагогов России
Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015-2016год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.
Название работы: Экспериментальная технология развития и воспитания малышей уникальными средствами русской музыкальной культуры.
В контексте развития приоритетных задач образования аспекты актуальности
и современности кладезя русской национальной культуры занимают ведущие
места. Уникальны по своей сущности «пестушки» -коротенькие стишки и песенки о окружающем ребенка мире с использованием движений, зачастую ритмических, соответствующих содержанию текста. Еще не умеющий разговаривать малыш, воспринимает мир на высоком эмоциональном уровне через речевое общение с самым близким человеком-мамой, бабушкой. Кстати,
З. П. Васильева, характеризуя пестушку, сравнивает ее с режиссурой и театром одного актера, где близкий человек и спрашивает, и отвечает, и показывает, и играет, а я бы добавила, что это интерактивный театр, в котором малыш сразу вовлекается в процесс игровой технологии , уже с самого раннего возраста пытаясь познавать и делать пока простейшие пестушечные движения. Не , случайно слово пестушка в «Остромировом евангелии» (1056-1057) сравнивают с воспитателем, а текст пестушки обнаружен А. А. Медынцевой на стене Новгородского софийского собора, запись которой датируется 12-первой половиной 13веков) Составленные и сложенные, отредактированные не одним тысячелетием и не одним человеком, а пропитанные, что называется, духовным богатством и эстетическими ценностями целого этноса , апробированные в естественных условиях народной педагогики, представляют собой богатейший материал для практики современных технологий развития и воспитания маленького человека.
В рамках программы музыкально-эстетического образования на площадке детского сада была апробирована экспериментальная технология развития и
воспитания малышей уникальными средствами национальной музыкальной культуры. За основу были взяты различные жанровые формы фольклорного творчества, и главным условием любого следующего шага в представляемой технологии являлось обязательное участие каждого ребенка ( а в некоторых формах и его семьи) в воспроизведении и действии предлагаемого материала
и получении от этого процесса положительного эмоционального отклика.
Этапы технологии
Жанры русского народного творчества | Формы работы | Целевые установки | Участники |
1.Колыбельные песни | Музыкальное занятие: слушание, пение и укачивание игрушки | Познакомить с характеристиками колыбельной песни: спокойная, тихая, ночная, добрая, помогает заснуть; мотивировать желание спеть, чтобы укачать любимую игрушку | Музыкальный руководитель, дети, воспитатель, желательно участие родителей |
2.Игры с песнями народными | Музыкальные занятия, календарные народные праздники (масленица, новый год, коляда, иван купала, рождество) | Научить играть в музыкальные русские народные игры с использованием песен, движением, упражнениями под музыку, формирование умения орииентировки в пространстве, со- гласованность с содержанием песни | Дети разновозрастных групп, музыкальный руководитель, воспитатели |
3.Пение | Музыкальные занятия, все утренники и развлечения, физкультминутки, конкурсы, во время гуляния и дома, участие в городских конкурсах | Научить владеть голосом как инструментом пения в соответствии с мелодией, звуко- выми оттенками, интонацией, артикуляционными характеристиками | Дети, музыкальный руководитель, городской дом культуры железнодорожников |
4.Пестушки и потешки | Музыкальные занятия, кружок театральной студии, народные праздники, развлечения по группам, массаж игровой по тексту | Научить петь потешки с одновременным ритмически организованным телодвижением, жестикуляцией, использованием мимики и динамическими оттенками народной песни; театрализация по героям потешки и соответствие показываемого героя( напр., козы, петушка, гуся ) | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, руководитель театральной студии, родители |
5.Загадки | Все формы занятий, праздников, развлечений, гуляний | Научить находить ответ с заданными позициями самостоятельно и в работе с группой сверстников и взрослых | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
6.Оркестр русских народных инструментов | Музыкальное занятие, театральная студия, все формы массовых и отчетных мероприятий, праздников, развлечений, индивидуальные занятия по группам, дуэтам, трио и соло | Познакомить детей с русскими народными инструментами, историей их возникновения, спецификой и основам извлечения шумового и музыкального звуков; научить играть в оркестре и по группам правильно и организованно для рождения народной мелодии
| Дети, музыкальный руководитель, специалисты учреждений дополнительного образования, родители, играющие на народных инструментах |
После прохождения всех этапов технологии и отслеживания результатов на разновозрастных группах детей от 3 до 6 лет удалось определить степень благо-
творного воздействия музыкально-поэтического творчества, как формы роста и саморазвития на воспитанников разного уровня восприятия, мыслительных операций: обогащение словесного запаса и улучшение качества речевого аппарата, раскомплексованность в действиях, оптимизация потребности к пению и ритмическому движению, формирование нравственно-эстетических идеалов, единение и коммуникативная принадлежность к коллективу сверстников и своей семье, желание дальнейшего участия в подобных делах.
Финалом технологии развития малышей средствами народной культуры с тал
эксперимент проведения на площадке детского сада большого Фестиваля русской народной песни «Соловеюшка-2015» (февраль 2015 года). Положением было регламентировано участие абсолютно всей 2 младшей группы( возраст3-4года) в номинациях вокального творчества .В соответствии с индивидуальны-
ми особенностями дети были организованы в соло, дуэты, трио, квартеты и группы, каждый ребенок исполнял индивидуально 1 песню и 1песню общую в группе. Песенный репертуар включал лучшую коллекцию музыкально-поэтического творчества Руси: «Ладушки», «Петушок», «Жили у бабуси», «Перепёлочка», «Как у наших у ворот», «Кошкин дом», «Во поле береза стояла», «Веснянка» и др.; родители и бабушки так же коллективно исполнили
песню «Вдоль по улице метелица метет», используя не только вокал, но и танцы. Поддерживая интегративность и профессиональную филигранность праздника, стилистика единого образовательного пространства была дополнена
полновесным декорированием музыкального зала в русском народном стиле с использованием рушников, самоваров, бубликов, полотенец , а все участники были одеты в шикарные необыкновенной красоты русские народные костюмы(причем он соответствовал теме песни: песню «Петушок» пел одетый в костюм петушка ребенок, «Во поле береза стояла» -в костюмах березок, «Василек»-в костюме василька) Между песнями дети играли в музыкальные русские игры «Сорока-ворона», «У медведя во бору».
Просто визуально зрительно воспринимая столь необычное и прекрасное зрелище, уже чувствуешь эстетическое наслаждение, а если при этом еще и поют, и танцуют трехлетние малыши, улыбающиеся, веселые, довольные проис-
Ходящим процессом, соединяющие в своем творчестве многовековую историю
родного народа с современностью в союзе с педагогами и семьей, становится ясным и бесспорным, что именно подобные эксперименты, базирующиеся на
классической этнической педагогике вкупе с заданными востребованными задачами модернизации нынешнего образования способны реализовать возможности воспитания нового человека-созидателя будущего общества с самых юных лет.
Фестиваль русской народной песни «Соловеюшка-2015» (среди малышей 3-4лет) получил широкий общественный резонанс: сюжет о необычном эксперименте был снят отделом новостей UFANET и выложен в YouTube; родители, присутствовавшие на празднике были приятно удивлены достижениями своих маленьких детей. А в ноябре 2015 года с ансамблем русской народной песни «Голосистый петушок» театральной студии «Жар птица» нашего детского сада мы выступили на городском конкурсе «Золотой
граммофон-2015» на большой сцене Дома культуры железнодорожников с
необычным номером-исполнение русской народной песни «Как у наших у ворот» с использованием игры оркестра народных инструментов (владение
игрой на деревянных ложках, трещотках, бубне и сочетание с пением и движением).Пятилетние артисты завоевали Диплом 1степени, очень обрадовались победе, а когда пришли на следующий день в садик первым
вопросом стал: «А когда будем опять петь народные песни и выступать?..»
Экспериментальная технология развития и воспитания малышей уникальными
средствами русской национальной музыкальной культуры в форме проведения фестиваля маленьких исполнителей получила резонанс и на интернет ресурсах
в количестве 3500 просмотров на You Tube откройте «Маленькие дети поют русские народные песни».
Автор Павлова Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МДОАУ «Детский сад №60 комбинированного вида», город Орск, Оренбургская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова»
Цель опыта работы:Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного словаУсвоение математических знаний представляет определённую трудность для дошкольников.В своей ра...
Опыт работы "Современные формы работы музыкального руководителя с родителями"
Опыт работы "Современные формы работы музыкального руководителя с родителями"презентация...
Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Консультация "Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования".
Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьиЗаключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого потенциала.В основе такого взаимодействия ...
Консультация "Музыкальное образование малыша - с чего начать?"
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем ...
Коллективный просмотр (сообщение из опыта работы) по теме: "Современные формы работы музыкального руководителя с семьей".
Сообщение для педагогов ДОУ...
Презентация опыты работы: Формы работы музыкального руководителя с семьями воспитанников
Формы работы музыкального руководителя с семьями воспитанников...