Консультация "Фольклор, его роль в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Головакина Нина Борисовна

Консультация для педагогов по народным праздникам. Содержит примерный план работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фольклор, его роль в нравственно - патриотическом

воспитании детей дошкольного возраста».


«Дитятко – что тесто: как 
замесил, так и выросло»               

 Народная мудрость 

Педагогическая мысль в России всегда развивалась на почве традиций, уходящих своими корнями далеко вглубь веков. 

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. 

Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой осуществляется в настоящее время, в советской педагогике ей так же уделялось большое внимание. Но современный мир показывает, что нельзя забывать свою культуру, народные особенности иначе появится много охотников, желающих переделать историю на свой лад. «Кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки…», - писал Расул Гамзатов в своём произведении «Мой Дагестан».

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, целостной ориентации в нем. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

В нравственно – патриотическом воспитании центральным понятием является взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, в социуме и функционирования в социальной сфере. 

Содержание патриотического воспитания включает в себя два аспекта: 
          передачу нравственных знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начала родной культуры, а отношения – конечным его продуктом. 

Ознакомление с конкретными примерами жизни наших предков, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от неё позволяет сформировать у детей первоначальные представления этнического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность к среде обитания, соблюдение обычаев. Знакомясь с бытом древних славян, дети учатся любить свою родину, узнают обычаи своей страны, учатся сравнивать и находить точки соприкосновения древнего мира и современного, различать характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях развития. 
      вторая позиция позволяет познакомить детей с многообразием форм живой русской культуры. 

Элементарные, наглядно представленные зависимости социальных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. 
Задача воспитателя состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения, усилий (их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама жизнь в социуме. Другими словами: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». 

Во-первых, дети оперируют наглядными образами и делают выводы на основе наглядно-образного мышления, которое преобладает у дошкольников.

Во-вторых, осуществляется этнический подход к рассмотрению конкретных объектов, взаимосвязи их со средой обитания. 

Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа, способствует не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе. Десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, – сохранится для потомков.

Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка в детском саду таких проектов, как  «Народные фольклорные праздники в жизни малышей», «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры», «Знакомство с русским декоративно-прикладным искусством» и т.д..

Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности. А дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

План мероприятий с детьми.

Название

мероприятия

Форма проведения

Предварительная работа

Материал

Направление

Осеница – царица

Праздник

Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

Костюмы, музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

Рождественские Посиделки

Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями.

Иллюстрации с изображением

ряженных

Художественно-эстетическое развитие

Колядки

Развлечение

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Познавательно-речевое развитие

Эх, да Масленица!

Русские гулянья

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Физическое развитие

Вербное воскресение

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка»

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Веточки

вербы, народные

костюмы

Художественно-эстетическое развитие

Пасха

Праздник

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц.

Костюмы,

музыкальные

инструменты макет горки,

пасхальные яйца,

Социально-личностное развитие

Троица все зеленью покроется

Праздник

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен.

Демонстрац.

материал

Познавательно-речевое развитие

Список используемой литературы:

  1. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  2. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  4.  Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  5. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  6. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  7.  Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.Программное содержание:Уточнять...

«Роль ознакомления с малой Родиной в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Статья по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мастер – класс для педагогов«Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к р...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...