Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.
Программное содержание:
Уточнять и систематизировать представление детей о различных видах декоративно прикладного искусства: городецкой. хохломской, семеновской росписи, кружева, повловских платках; продолжать развивать эстетический вкус, формировать эстетические представления о русских ремеслах, желание любоваться ими; воспитывать уважение к труду мастеров декоративно- прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_remesla.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к занятию:
Изделия хохломской, городецкой, семеновской росписи, кружева, павловские платки, заготовки для росписи, баночки с водой, акварельные краски , кисти.
Предварительная работа:
Беседы о народном искусстве; экскурсия в Городецкий краеведческий музей; занятия по декоративному рисованию; рассматривание тематических альбомов о народных промыслах, музыкальные занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Подготовка к занятию:
Зал, оформленный изделиями русских, народных ремесел; столы для рисования. Влажная уборка.
Ход занятия:
Дети стоят стайкой у входа в зал.
Воспитатель:
Ребята, Нижегородская область, в которой мы с вами живем, издавна славится многими русскими ремеслами. С давних времен люди изготавливали деревянные предметы – посуду, игрушки, мебель, а затем стали украшать эти предметы различной росписью. Какие виды росписи вы можете назвать?
Дети:
Хохломская роспись, семеновская роспись, дымковская роспись.
Воспитатель:
Сегодня я приглашаю вас в «Музей русских ремесел». Под русские народные мелодии дети хороводным шагом идут и останавливаются у первого «выставочного зала».
Воспитатель:
Мы пришли в огромный дом
Тишина стоит кругом
Вещи здесь хранятся, спят
Может быть здесь ждут ребят?
Чтобы дети прибежали
Вещи эти увидали
Их потрогав, разбудили
И конечно, полюбили.
Дети подходят ближе.
Воспитатель:
Это зал кружев. Такие замечательные кружева сплели мастерицы – кружевницы. Одна кружевница вязала кружева крючком, другая мастерица плела коклюшками, специальными палочками для плетения кружев. Перекладывала их в руках в определенном порядке. Плетет кружок, за тем другой. Кружок за кружком, лепесток за лепестком, а в середине звездочка.
- Посмотрите, какие красивые узоры на этих кружевах. Что они вам напоминают?
Ребенок:
На этом кружеве переплетаются цветы и листья.
Ребенок:
А это кружево напоминает множество снежинок.
(Еще ответы детей).
Воспитатель:
Да, эти кружева очень красивы, изящны. Но плетут их в разных местах России- вологодские мастерицы живут в г.Вологда и их кружева называются Вологодские. Коклюшками плетут кружева мастерицы, которые живут в г.Балахна и кружева называется- балахнинское. Кружево плетут не только в виде салфеток, но и в виде воротников, шалей, скатертей. И эти прекрасные изделия удивляют весь мир красотой и разнообразием узоров. А мы с вами сплетем свои кружева в танце.
Хоровод «Кружево».
Кружева плетем мы тонкие
Запеваем песни звонкие
Кружева как паутиночка
В них волшебная картиночка.
В них узоры заплетаются
Завиточки завиваются
Словно песня начинается
Будто сказка запевается.
Воспитатель:
Я приглашаю, вас, ребята, в следующий зал, полюбоваться творением других мастеров.
Какие красивые шали в этом зале: это- павловские платки, их мастерили русские мастерицы в местечке России- Павлово Посаде. (Обращается к детям).
- Саша, какая шаль тебе больше нравится? Расскажи каким узором украшена шаль?
Ребенок:
На черном, как ночь фоне платка расцвели ярко- красные цветы.
Воспитатель:
А мне очень нравится этот платок. (накидывает на плечи).
Как на павловских платках
Розы в ярких лепестках.
Цвет зари во круг горит
Ветерок в них шелестит.
Так и хочется прогуляться по лугу.
Танец «А я по лугу», «Комарик»- ребенок- дети поют песню «А я по лугу».
- а вам девочки хотелось бы танцевать в таких красивых платках?
Платки выбирайте танец начинайте!
Танец»Косыночка»
Воспитатель:
В следующем зале нашего музея находится деревянная посуда. Посмотрите, какой красивой росписью украшена эта посуда?
Дети:
Это хохломская роспись.
Воспитатель:
Правильно. И первые художники- мастера жили в селе Хохлома, от сюда и название росписи- хохломская. Какие элементы используют художники?
Ребенок:
Завиток, травка, ягоды, цветы.
Воспитатель:
А какие цвета красок?
Ребенок:
Золотой, черный, красный, зеленый, желтый.
Воспитатель:
А кто помнит сказку об этом?
Ребенок:
«За рекой, за Волгой …»
Воспитатель:
Навсегда с тех пор на этой деревянной посуде остались листья, ягоды, цветы. Хотите послушать об этом частушки?
Золотая хохлома
В ней зеленая трава
А в траве цветут цветы
Небывалой красоты.
Как волшебница Жар- птица
Не выхолит из ума
Чародейка- мастерица
Золотая хохлома!
И чего здесь только нету
Гроздья огненных рябин
Маки солнечного лета
И ромашки луговин!
Золотая хохлома
В ней зеленая трава
Гостю рады от души
Кубки, чашки и ковши.
- Ложки золоченые!
- Узоры точеные!
- Нет изделий краше!
Все- хохломы нашей!
Воспитатель:
Мне кажется, что такие задорные частушки в вашем замечательном исполнении понравились не только ребятам, но и гостям.
Дети с воспитателем подходят к «залу» с городецкой росписью.
Воспитатель:
Проходите в следующий зал нашего «музея». Посмотрите внимательно на роспись, которой украшены изделия и определите- как называется эта роспись?
Ребенок:
Это городецкая роспись.
Воспитатель:
Почему она называется «городецкая»?
Ребенок:
Потому что ее писали мастера, которые живут в Городце.
Воспитатель:
Чем отличается городецкая роспись от хохломской росписи?
Ребенок:
Городецкая роспись отличается цветами красок. Формой цветов, листьев.
Ребенок:
Здесь нарисованы кони, птицы, люди.
Воспитатель:
Послушайте. Что говорят сами мастера о своем промысле.
Ребенок:
Если взглянешь на дощечки
То увидишь чудеса
Городецкие узоры
Тонко вывела рука
Городецкий конь бежит
Вся земля вокруг дрожит
Птицы яркие летают
И купавки расцветают.
Воспитатель:
А сейчас у нас рекламная пауза!
Ребенок:
Только взглянешь на изделие
Городецких мастеров
Их купить без размышления
Каждый кажется готов!
Гарантия качества обеспечена!
Танец с дощечками.
Дети переходят в следующий зал.
Воспитатель:
В этом зале красуются семеновские матрешки. Их изготавливают в Семеновском районе, Нижегородской области. Она отличается от других матрешек:
- семеновская матрешка более стройная, вытянутая. Расписана яркими цветами красок- малиновым, фиолетовым, лимонным, зеленым. На передничке всегда ярчайших цветов.
Ребенок:
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Воспитатель:
Пусть матрешки оживают. А наши дети «Кадриль» затевают. Дети танцуют «Кадриль». После танца все дети расходятся врассыпную по залу, останавливаются, повернувшись лицом к гостям.
Песня «Мы в музее побывали».
Мы в музее побывали
Хохлома, да Городец
Хохлома, да Городец
Какой народ там молодец!
Припев: Ой-ля-ля-ля (4 раза)
Народным, лучшим мастерам
Подражать стараемся
Может быть когда-нибудь
Тоже мы прославимся.
Припев: Ой-ля-ля-ля (4 раза)
Воспитатель:
Экскурсия в музей русских ремесел закончилась.
Хочу ответить активную работу, очень старались Аня, Наташа, Катя, Антон. Интересно отвечал на вопрос Максим.
Использовал новые слова Артем.
Внимательно слушал других Юра.
Я вами очень довольна
Воспитатель:
А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы с вами превратимся в мастеров городецкой росписи. И распишем доски и ложки.
Очень аккуратно выполнила работу Алена.
Интересно расположил рисунок Андрей.
Удачно подобраны цвета красок у Саши.
Очень изящные, яркие получились купавки, бутоны у Кати.
Мне очень понравились ваши работы. Мы сможем сделать интересную выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края Изучение кубанского фоль...
Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
Статья. "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста".
Игра естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому воспитатель всегдк обращается к игре: как к дидактической, так и к народной. Народн...
Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...