Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель: 

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.

Программное содержание:

Уточнять и систематизировать представление детей о различных видах декоративно прикладного искусства: городецкой. хохломской, семеновской росписи, кружева, повловских платках; продолжать развивать эстетический вкус, формировать эстетические представления о русских ремеслах, желание любоваться ими; воспитывать уважение к труду мастеров декоративно- прикладного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_remesla.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к занятию:

Изделия хохломской, городецкой, семеновской росписи, кружева, павловские платки, заготовки для росписи, баночки с водой, акварельные краски , кисти.

Предварительная работа:

Беседы о народном искусстве; экскурсия в Городецкий краеведческий музей; занятия по декоративному рисованию; рассматривание тематических альбомов о народных промыслах, музыкальные занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Подготовка к занятию:

Зал, оформленный изделиями русских, народных ремесел; столы для рисования. Влажная уборка.

Ход занятия:

Дети стоят стайкой у входа в зал.

Воспитатель:

Ребята, Нижегородская область, в которой мы с вами живем, издавна славится многими русскими ремеслами. С давних времен люди изготавливали деревянные предметы – посуду, игрушки, мебель, а затем стали украшать эти предметы различной росписью. Какие виды росписи вы можете назвать?

Дети:

Хохломская роспись, семеновская роспись, дымковская роспись.

Воспитатель:

Сегодня я приглашаю вас в  «Музей русских ремесел». Под русские народные мелодии дети хороводным шагом идут и останавливаются у первого «выставочного зала».

Воспитатель:

Мы пришли в огромный дом

Тишина стоит кругом

Вещи здесь хранятся, спят

Может быть здесь ждут ребят?

Чтобы дети прибежали

Вещи эти увидали

Их потрогав, разбудили

И конечно, полюбили.

Дети подходят ближе.

Воспитатель:

Это зал кружев. Такие замечательные кружева сплели мастерицы – кружевницы. Одна кружевница вязала кружева крючком, другая мастерица плела коклюшками, специальными палочками для плетения кружев. Перекладывала их в руках в определенном порядке. Плетет кружок, за тем другой. Кружок за кружком, лепесток за лепестком, а в середине звездочка.

- Посмотрите, какие красивые узоры на этих кружевах. Что они вам напоминают?

Ребенок:

На этом кружеве переплетаются цветы и листья.

Ребенок:

А это кружево напоминает множество снежинок.

(Еще ответы детей).

Воспитатель:

Да, эти кружева очень красивы, изящны. Но плетут их в разных местах России- вологодские мастерицы живут в г.Вологда и их кружева называются Вологодские. Коклюшками плетут кружева мастерицы, которые живут в г.Балахна и кружева называется- балахнинское. Кружево плетут не только в виде салфеток, но и в виде воротников, шалей, скатертей. И эти прекрасные изделия удивляют весь мир красотой и разнообразием узоров. А мы с вами сплетем свои кружева в танце.

Хоровод «Кружево».

Кружева плетем мы тонкие

Запеваем песни звонкие

Кружева как паутиночка

В них волшебная картиночка.

В них узоры заплетаются

Завиточки завиваются

Словно песня начинается

Будто сказка запевается.

Воспитатель:

Я приглашаю, вас, ребята, в следующий зал, полюбоваться творением других мастеров.

Какие красивые шали в этом зале: это- павловские платки, их мастерили русские мастерицы в местечке России- Павлово Посаде. (Обращается к детям).

- Саша, какая шаль тебе больше нравится? Расскажи каким узором украшена шаль?

Ребенок:

На черном, как ночь фоне платка расцвели ярко- красные цветы.

Воспитатель:

А мне очень нравится этот платок. (накидывает на плечи).

Как на павловских платках

Розы в ярких лепестках.

Цвет зари во круг горит

Ветерок в них шелестит.

Так и хочется прогуляться по лугу.

Танец «А я по лугу», «Комарик»- ребенок- дети поют песню «А я по лугу».

- а вам девочки хотелось бы танцевать в таких красивых платках?

Платки выбирайте танец начинайте!

Танец»Косыночка»

Воспитатель:

В следующем зале нашего музея находится деревянная посуда. Посмотрите, какой красивой росписью украшена эта посуда?

Дети:

Это хохломская роспись.

Воспитатель:

Правильно. И первые художники- мастера жили в селе Хохлома, от сюда и название росписи- хохломская. Какие элементы используют художники?

Ребенок:

Завиток, травка, ягоды, цветы.

Воспитатель:

А какие цвета красок?

Ребенок:

Золотой, черный, красный, зеленый, желтый.

Воспитатель:

А кто помнит сказку об этом?

Ребенок:

«За рекой, за Волгой …»

Воспитатель:

Навсегда с тех пор на этой деревянной посуде остались листья, ягоды, цветы. Хотите послушать об этом частушки?

Золотая хохлома

В ней зеленая трава

А в траве цветут цветы

Небывалой красоты.

Как волшебница Жар- птица

Не выхолит из ума

Чародейка- мастерица

Золотая хохлома!

И чего здесь только нету

Гроздья огненных рябин

Маки солнечного лета

И ромашки луговин!

Золотая хохлома

В ней зеленая трава

Гостю рады от души

Кубки, чашки и ковши.

  1. Ложки золоченые!
  2. Узоры точеные!
  3. Нет изделий краше!

Все- хохломы нашей!

Воспитатель:

Мне кажется, что такие задорные частушки в вашем замечательном исполнении понравились не только ребятам, но и гостям.

Дети с воспитателем подходят к «залу» с городецкой росписью.

Воспитатель:

Проходите в следующий зал нашего «музея». Посмотрите внимательно на роспись, которой украшены изделия и определите- как называется эта роспись?

Ребенок:

Это городецкая роспись.

Воспитатель:

Почему она называется «городецкая»?

Ребенок:

Потому что ее писали мастера, которые живут в Городце.

Воспитатель:

Чем отличается городецкая роспись от хохломской росписи?

Ребенок:

Городецкая роспись отличается цветами красок. Формой цветов, листьев.

Ребенок:

Здесь нарисованы кони, птицы, люди.

Воспитатель:

Послушайте. Что говорят сами мастера о своем промысле.

Ребенок:

Если взглянешь на дощечки

То увидишь чудеса

Городецкие узоры

Тонко вывела рука

Городецкий конь бежит

Вся земля вокруг дрожит

Птицы яркие летают

И купавки расцветают.

Воспитатель:

А сейчас у нас рекламная пауза!

Ребенок:

Только взглянешь на изделие

Городецких мастеров

Их купить без размышления

Каждый кажется готов!

Гарантия качества обеспечена!

Танец с дощечками.

Дети переходят в следующий зал.

Воспитатель:

В этом зале красуются семеновские матрешки. Их изготавливают в Семеновском районе, Нижегородской области. Она отличается от других матрешек:

- семеновская матрешка более стройная, вытянутая. Расписана яркими цветами красок- малиновым, фиолетовым, лимонным, зеленым. На передничке всегда ярчайших цветов.

Ребенок:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

Воспитатель:

Пусть матрешки оживают. А наши дети «Кадриль» затевают. Дети танцуют «Кадриль». После танца все дети расходятся врассыпную по залу, останавливаются, повернувшись лицом к гостям.

Песня «Мы в музее побывали».

Мы в музее побывали

Хохлома, да Городец

Хохлома, да Городец

Какой народ там молодец!

Припев:      Ой-ля-ля-ля (4 раза)

Народным, лучшим мастерам

Подражать стараемся

Может быть когда-нибудь

Тоже мы прославимся.

Припев:   Ой-ля-ля-ля (4 раза)

Воспитатель:

Экскурсия в музей русских ремесел закончилась.

Хочу ответить активную работу, очень старались Аня, Наташа, Катя, Антон. Интересно отвечал на вопрос Максим.

Использовал новые слова Артем.

Внимательно слушал других Юра.

Я вами очень довольна

Воспитатель:

А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы с вами превратимся в мастеров городецкой росписи. И распишем доски и ложки.

Очень аккуратно выполнила работу Алена.

Интересно расположил рисунок Андрей.

Удачно подобраны цвета красок у Саши.

Очень изящные, яркие получились купавки, бутоны у Кати.

Мне очень понравились ваши работы. Мы сможем сделать интересную выставку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края  Изучение кубанского фоль...

Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мастер – класс для педагогов«Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...