"Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
консультация ( группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.
Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,
говорил Аристотель.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах в народных праздниках. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях. Дети играют на детских музыкальных инструментах русские народные мелодии, играют в русские народные игры.
Заключительным этапом в развитии нравственно-патриотического воспитания путем приобщении к народному творчеству являются народные праздники и развлечения. В нашем детском саду во всех возрастных группах была проведена Масленница, планируется проведение Пасхи. Народным праздникам предшествует разучивание народных, тематических песен, закличек, народных танцев и игр (песня«Блины», танцы «Масленница», «Подойди и поклонись», игра «Воротики»). Майя Ильина из подготовительной группы готовится выступать на конкурсе русской народной песни с песней «Пошла млада за водой»
Для более полного ознакомления с русским народным творчеством я составила музыкальные аудиосборники :
- «Русские народные песни для детей»
- «Масленица, весна»
- «Пасха»
Печатный сборник русских народных игр.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, папа, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Заключительным этапом по формированию нравственно патриотических чувств при ознакомлении с образом Родины в музыкальном воспитании в нашем детском саду состоялся праздник во всех возрастных группах «Праздник пап и мам», где дети пели песни о маме, папе, бабушке, рассказывали стихи, мальчики старшего дошкольного возраста танцевали танец «Богатыри», средние группы – «танец Силачей»
Музыкальным материалом для воспитания любви к родине и семье послужило составление музыкальных аудиосборников :
- «Про Родину»
- «На день матери»
- «Песни о папе»
Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников с нотами по данным темам
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «Танк-герой», «Три танкиста», «Когда ветераны идут на парад»
На тему «Защитники отечества» мною были составлены аудиосборники
- «23 февраля»
- «9 мая»
Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников с нотами по данным темам
Концерт к 9 мая перед ветеранами помогает детям прочувствовать всю серьезность, преданность и любовь российского народа к своей Родине
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства, через восприятие музыкальных образов, которые вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы, в чем очень существенна помощь произведений композитора Камиля Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»
Великий композитор П.И. Чайковский в своем музыкальном цикле «Времена года» передает все величие русской природы, что не может оставить равнодушными юные сердца маленьких патриотов.
Собранные аудиосборники «Весна-красна», «Осенние песни» и «Сад и огород» так же помогают понять детям родную природу, учат ухаживать за ней и беречь ее.
Осенний праздник – праздник касания души родной природы – ежегодно радует детей , воспитывая тем самым маленьких патриотов своей Родины.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания ...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Роль центра краеведения в воспитании нравственно-патриотической культуры у детей дошкольного возраста
Доклад на тему: краеведение...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Любовь к РодинеНе заменят край родимыйНикакие чудеса!Только здесь всё так любимо –Реки, горы и леса.Здесь от отчего порогаНачинается страна.Стран других на карте много,Только Родина одна!...
Конспект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизм...