Консультация для родителей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
консультация
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Л. С. Лихачев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_v_nravstvenno-patriaticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 16.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Л. С. Лихачев.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести уже в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через музыкальную деятельность. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку поможет обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель.
«Дело искусства – сохранять душу»- это слова нашего современника В. Распутина
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги.
В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказки, звучание народного оркестра. Таким образом, я даю понятие: «народная музыка», «оркестр народных инструментов». На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки, поэтому их называют народными. Старшим дошкольникам называю имена русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский- Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Интонационные достоинства русских народных песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, оркестра. Русская народная музыка постоянно звучит и в утренней гимнастике.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости.
Следующим этапом работы – это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечается простотой и непосредственностью: «А для милой мамочки испеку два пряничка». В мелодии песни А. Филлипенко «Пирожки» звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках, посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи». Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Дети с удовольствием разучивают песни этой тематики. Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме совместно с воспитателями раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех лет. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. 9 Мая один из главных праздников нашей страны. Песни победы звучат отовсюду. И наши воспитанники тоже поют песни военных лет и исполняют танцы на военную тематику.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
На мой взгляд, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкального руководителя нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, а значит заняла значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
консультация для воспитателей "Музыка - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Музыка-как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям наш...