Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno-tematicheskiy_plan_raboty_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.docx | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ
Таблица 1.
Блок «Мой посёлок» | Блок «Наш край» | ||
1 | Тема «Мой дом» | 1 | Тема «Город на волжских берегах» |
2 | Тема «Улицы моего посёлка» | 2 | Тема «Волга – рекам Родины царица» |
3 | Тема «Мир природы моего посёлка» | 3 | Тема «Защитники нашего края» |
4 | Тема «Моя семья» | 4 | Тема «Мелекесский район – Житница Ульяновской области» |
5 | Тема «Много интересного у нас в посёлке» | 5 | Тема «Знаменитые люди нашего края» |
6 | Тема «Что мы знаем о нашей малой Родине» |
Таблица 2.
Сентябрь 1 – я, 2 - я неделя | |||||||||||||||
Тема «Выявление первичных знаний о малой Родине» | |||||||||||||||
Программное содержание | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Организованная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Культурно-досуговая деятельность | |||||||||||
Определение первичного уровня знаний детей о малой Родине. Входная диагностика | Задание 1 «Ребёнок и социальное окружение» Индивидуальная беседа Создание ситуации выбора» Отбери лишнее» Введение в воображаемую ситуацию «День рождения» Конструктивно-модельная деятельность Конструирование «Улица, на которой я живу» | Задание 2 «Мой посёлок, мой родной край» Индивидуальная беседа Создание ситуации выбора «Герб. Введение в воображаемую ситуацию «Приезд друга» Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Здания моего посёлка и района» | Задание 3 «Визитная карточка областного центра – города Ульяновска» Индивидуальная беседа Создание ситуации выбора «Картинки главного города области» Введение в воображаемую ситуацию «Наша телевизионная передача» Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Любимое место жителей Ульяновской области» | Задание 4 «Природа родного края» Индивидуальная беседа Создание ситуации выбора «Отбери лишнее» Введение в воображаемую ситуацию «Гости из Африки» Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Любимое животное края» | |||||||||||
3 – я, 4 – я неделя | |||||||||||||||
Тема «Организация предметно-развивающей среды, разработка содержания ООД, экскурсий, досугов» | |||||||||||||||
Октябрь 1 –я неделя, 2ая неделя | |||||||||||||||
Тема «Мой дом» | |||||||||||||||
Формировать у детей интерес к своей малой Родине, своему дому. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей, какие бывают дома: этажность, номер, из чего построены. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание дружить, развивать коммуникативные навыки. | Рассматривание семейных фотографий с видами своего дома. Театральный этюд «Всем нужны дома» Театр на фланелеграфе «Из чего построен дом» ЧХЛ Г.Х. Андерсен «Старый дом» Заучивание пословиц о доме | ОО Познавательное развитие ООД «Русская изба – дом моих предков» Кукольный спектакль. ОО Речевое развитие «Дом, в котором я живу» Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» ОО Физическое развитие «Построим домик для зайчат» с элементами драматизации | Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.) Рисование «Мой дом» Театр игрушек «Дом моей мечты» Изготовление масок к спектаклю «Заюшкина избушка». | Кукольный спектакль «Теремок» Выставка рисунков «Дома бывают разные» Выставка семейных фотографий | |||||||||||
3 – я неделя, 4-я неделя | |||||||||||||||
Тема «Улицы моего посёлка» | |||||||||||||||
Продолжать формировать интерес к своей малой Родине, своему посёлку. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. Закрепить знание домашнего адреса. | Рассматривание фотографий с видами улиц посёлка. Игра с пазлами «Собери картинку» Театрализованная игра «Вот моя улица, вот мой дом» Беседа «Улицы нашего посёлка» Целевая прогулка» с элементами драматизации«Дома бывают разные». Загадки о правилах дорожного движения. Театр игрушек «Расскажи о улицах своего посёлка» Экскурсия по посёлку. | ОО Познавательное развитие ООД с элементами драматизации «В этом посёлке мы родились» Речевое развитие ООД «Имена наших улиц» ОО Художественно-эстетическое развитие. Театрализованная игра «Путешествие по улицам родного посёлка» | Игра – воображение «Представим, что мы на улице» Театр картинок «Улица, на которой я живу» Театр на фланелеграфе «Моя родная улица» | Театр игрушек «В стране Светофории» Фото-выставка «Мой посёлок» | |||||||||||
Ноябрь 1 –я, 2 –я неделя | |||||||||||||||
Тема « Мир природы моего посёлка» | |||||||||||||||
Формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Воспитывать дружелюбие между детьми. Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку. | Рассматривание иллюстраций родной природы. Театральный этюд «Деревья осенью» Целевая прогулка «Посёлок осенью» ЧХЛ Стихи русских поэтов о природе. Разыгрывание по ролям. Заучивание пословиц о приметах погоды. Театральная игра «Едем, едем на тележке» Просмотр презентации «Посёлок в разное время года» | ОО «Социально-комуникативное развитие» ООД «Постучимся в теремок» ООД «Осенний калейдоскоп» с элементами драматизации ОО Речевое развитие. ЧХЛ В.Бианки «Теремок». Разыгрывание по ролям. ОО Художественно-эстетическое развитие. Музыка. Инсценирование сказки «Друзья под грибком» | Самостоятельно коллективное придумывание игры на сюжет знакомой сказки В. Бианки «Теремок». Рисование «Природа нашего края» Составление осеннего букета Дидактические игры: «Какого дерева листок», «Что нам осень принесла», «Угадай животного нашего края» | Театрализованное представление «Осенины на Руси» Выставка даров природы | |||||||||||
Ноябрь 3 – я, 4 – я неделя | |||||||||||||||
Тема «Моя семья» | |||||||||||||||
Познакомить детей с понятиями «предки» и «потомки». Дать элементарные представления о генеалогии, вызвать интерес к родословной, прошлому своей семьи. Расширять представления о прошлом своей семьи. Воспитывать бережное отношение кдруг другу. Формировать представления детей о важности каждой семьи, о роли семьи в жизни человека. | Чтение худ. Литературы о семье. Инсценирование песен о семье. Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своей семье и семейных традициях. Театральный этюд «Дружная семья» | ОО «Познавательное развитие «Профессии моих родителей» Театр на фланелеграфе ОО «Социально-коммуникативное развитие «Я и моя семья» Театр на ложках ОО «Речевое развитие. ЧХЛ Инсценирование стихотворения Е. Каргановой «Я рабочим стать хочу» | Составление композиций из фотографий в хронологическом порядке. Рисование «Моя семья» Изготовление декораций к сказке «Дружные зайчата». Театрализованная игра «Семья» | Пальчиковый театр Ц. Петрова «Дружная семья» Домашний театр кукол «Дружные зайчата» | |||||||||||
Декабрь 1 – я, 2 – я, неделя | |||||||||||||||
Тема «Много интересного у нас в посёлке» | |||||||||||||||
Познакомить детей с особенностями жизни людей в посёлке (в прошлом и настоящем), чем примечателен посёлок. Расширять представления детей о традиционной деятельности русского народа формировать у детей интерес и любовь к малой родине | Чтение худ. Литературы о Родине; Пальчиковый театр «Расскажу, где я живу»; Целевая прогулка на почту; Разыгрывание сказки «Маша и Медведь» Театрализованная игра «Птички» | ОО «Социально-коммуникативное развитие» ООД «Знакомство с историей достопримечательностями посёлка» ОО «Речевое развитие» ООД «Мулловка – пирожковая столица» Кукольный театр «Маша и Медведь» Художественно-эстетическое развитие ООД «Коровушка-бурёнушка» Театр ростовых кукол | Самовыражение детей в игровых действиях и творчестве Инсценирование «Как старик корову продавал» Дидактические игры: «Угадай, какое время года», «Составь картинку – мой посёлок» | Конкурс чтецов по ролям «О посёлке я воспеваю, стихи прекрасные читаю» Концерт «Посёлок наш Мулловка – замечательный» | |||||||||||
Декабрь 3-я, 4-я неделя | |||||||||||||||
Тема «Город на волжских берегах» | |||||||||||||||
Формировать представления детей о главном городе области. Познакомить с флагом, гербом Ульяновской области. Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края. Познакомить с устным народным творчеством Симбирского края. Воспитывать уважение к традициям народа. | Беседа об Ульяновской области, городе Ульяновске, символах области. Рассматривание альбомов с изображением достопримечательностей г. Ульяновска. Виртуальная экскурсия по памятным местам г. Ульяновска. Театр картинок «Город на Волге» Игровое упражнение «Сильный Илья» Театральный этюд «Птички» | ОО «Познавательное развитие ООД «Сказание о славном граде Синбирске» Теневой театр ОО «Социально-коммуникативное развитие ООД «Симбирские холмы – Российские владения» Театр на фланелеграфе ОО «Речевое развитие» ООД «Предания земли симбирской» Игра -драматизация «Илья Муромец» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конструктивно-модельная деятельность. ООД «Улицы Симбирска-Ульяновска» Театр игрушек. | Конструирование фрагментов диаграммы г. Ульяновска. Рисование «Придумай герб своего детского сада» Изготовление масок к драматизации былины «Илья Муромец – защитник земли Симбирской | Драматизация былины с участием родителей «Илья Муромец защитник земли симбирской». | |||||||||||
Январь 2-я, 3-я, -4 неделя | |||||||||||||||
Тема «Волга – рекам Родины царица» | |||||||||||||||
Формировать чувство любви к областному центру, расширять представления детей о богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Волги. Познакомить детей с историей возникновения названия «Волга» Познакомить с историей возникновения водного транспорта на Волге. Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края. | Беседа о реке Волга, рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением реки, составление рассказов о реке, чтение худ.литературы. Рассматривание иллюстраций водного транспорта. Виртуальная экскурсия «Течёт река Волга» Слушание музыки, песен о Волге. Инсценирование песни «Матушка Волга» Театральный этюд «Широка наша Волга матушка» Презентация «Волга-матушка» Игры «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» | ОО «Познавательное развитие» ООД «Выплывают расписные Стеньки Разина челны» Теневой театр ОО «Речевое развитие» ЧХЛ «Волжские легенды» Театр картинок ОО «Социально-коммуникативное развитие» ООД «Волжский торговый путь» Кукольный театр | Театр картинок «Поймай рыбку из Волги» Дидактическая игра «Убери лишнее» Рисование декораций к развлечению «Волжские просторы» Игра - пантомима «Лодка» Театрализованная игра «Перевези груз» Конструирование «Мост через Волгу» Театр игрушек «Мы едем по мосту через Волгу» | Тетрализованное развлечение «Волжские просторы» | |||||||||||
Февраль 1-я, 2-я, 3-я неделя | |||||||||||||||
Тема «Защитники нашего края» | |||||||||||||||
Формировать чувство уважения к Защитникам Родины. Развивать представления о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов; уточнить, кто такие защитники Отечества. Продолжать знакомство с понятием “Родина большая и малая,научить понимать и объяснять их значение; закреплять знания детей о флаге, гербе Ульяновской области, познакомить с символикой Мелекесскогорайона. | Беседа о воинских традициях армии и флота Разучивание стихов о Родине, песен. Чтение худ.литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной Войны. Рассматривание альбомов «Защитники Ульяновской земли». Экскурсия в музей боевой славы» Изготовление стенгазеты «Подвиг земляков бессмертен» Инсценирование стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» | ОО «Познавательное развитие» НОД «Что мы знаем о войне?» С элементами драматизации. Сценка «Мы военные» С. Михалкова ОО «Социально-коммуникативное развитие НОД «Символика Мелекесского района» Театр картинок. ОО «Речевое развитие ЧХЛ «Быль для детей» С.Михалкова Инсценирование по ролям | Изготовление подарков для пап и дедушек. Рисование «Мы за мир» Театрализованная игра «Профессия военный», Театр на фланелеграфе«Парад военной техники» | Инсценировка военных песен. Встреча с представителями воинских профессий Театрализованный музыкально-спортивный праздник «А ну-ка папы» | |||||||||||
Февраль 4-я неделя. Март 1 –я, 2 - я неделя | |||||||||||||||
Тема «Мелекесский район – житница Ульяновской области» | |||||||||||||||
Формировать представления детей о Мелекесском районе. Расширять представления детей о народностях, населяющий Мелекесский район (русских, татар, чуваш, мордвы). Познакомить с достопримечательностями города Димитровграда – районного центра. Продолжать знакомить с символикой района, области. Воспитывать бережное отношение к хлебу – главному атрибуту Мелекесского района. Развивать патриотические чувства. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, район проживания. | Беседа о Мелекесском районе, городе Димитровграде Рассматривание иллюстраций, фотографий района, города Димитровграда Виртуальная экскурсия «Димитровград – районный центр» Экскурсия в краеведческий музей г. Димитровграда Презентация «Достопримечательности г. Димитровграда». Театрализованная игра «Костюмы народов Поволжья» Театр картинок «Мой край» Заучивание пословиц и поговорок народов Поволжья. | ОО. «Познавательное развитие» ООД «Хлеб всему голова» Кукольный спектакль «Как волк вздумал хлеб печь» ОО «Социально-коммуникативное развитие ООД «Мой любимый край» Инсценированиестихотворения Т. Коломиец «Праздник каравая», песни «Зёрнышко» Ю. Чичкова. | Драматизация сказки, придуманная детьми. Дидактическая игра «Угадай на вкус», «А какой он, хлеб», «Откуда хлеб пришёл», «Одень куклу в национальный костюм» Рисование «Мой любимый край» Пальчиковый театр. Сказка «Девочка, которая наступила на хлеб». | Фото-выставка «Димитровград сегодня» Драматизация сказки«Колосок» Выставка детских рисунков «Мой любимый район» | |||||||||||
Март 3 – я,4 – я неделя | |||||||||||||||
Тема «Знаменитые люди нашего края» | |||||||||||||||
Познакомить детей со знаменитыми людьми Ульяновской области. Формировать представления о жизни знаменитых людей, проживавших в Ульяновской области. Воспитывать желание интересоваться своими земляками, узнавать об их жизни новое, интересное | Беседа о знаменитых людях Ульяновской области. Рассматривание иллюстраций, фотографий знаменитых людей. Виртуальные экскурсии «И.А. Гончаров – русский писатель» «Поэзия Н.М. Языкова» Чтение стихов Рассматривание картин А. Пластова Игра «Изобрази настроение» Пантомимическая игра «Зеркало» | ОО «Познавательное развитие» ООД «Честные мысли, добрые намерения». ООД «Под сенью языковских муз» ОО Речевое развитие ЧХЛ С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Разыгрывание по ролям. «Художественно-эстетическое развитие ООД «Волшебник Прислонихи» с элементами драматизации. | Рисование «Главные часы города Ульяновска» Дидактическая игра «Отбери лишнее» Изготовление кораблика для путешествия по местам И.А. Гончарова Инсценировка стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько | Драматизация по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» Фотовыставка «Знаменитые люди края в прошлом и настоящем» Встреча с известными людьми Мелекесского района | |||||||||||
Апрель 1 – я, 2 – я неделя | |||||||||||||||
Тема «Что мы знаем о нашей малой Родине» | |||||||||||||||
Обобщить и систематизировать знания детей о малой Родине. Формировать уважительное отношение к государственной символике Ульяновской области и Мелекесского района. Закрепить названия реки Волга и что с ней связано. Закрепить знания о природе и животных края. Воспитывать любовь к малой Родине, гражданско-патриотические чувства. | Обобщающие беседы о посёлке, районе, области. ЧХЛ о Родине. Дидактические игры «Узнай наш герб» «Узнай наш флаг». «Узнай по описанию» «Из чего построен дом» Театральный этюд «Широка Волга-матушка» «Пошла Маня на базар» Театральная игра «Весенние голоса» | ОО «Познавательное развитие» ООД «Россия – наша Родина» ОО «Социально-коммуникативное развитие Викторина «Что мы знаем о нашем крае?» | Пение песен о Родине. Рисование «Моя малая Родина» Дидактические игры «Поймай рыбку». «Отбери лишнее». Кукольный спектакль «Мы вам расскажем, где мы живём». | Фотовыставка «Посёлок весной» Театрализованный конкурс чтецов «Свет мой край Симбирский – моя малая Родина» | |||||||||||
Апрель 3 – я, 4 – я неделя | |||||||||||||||
Тема «Контрольная диагностика уровня знаний детей о родном крае» | |||||||||||||||
Обследование детей на определение итоговых знаний | Задание 1 «Ребёнок и социальное окружение» | Задание 2 «Мой посёлок, мой родной край» | Задание 3 «Визитная карточка областного центра – города Ульяновска» | Задание 5 «Природа родного края» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1.
Тема | Месяц | Неделя | Форма проведения | |
Выявление первичных знаний детей о малой Родине | Сентябрь | 1 | Анкетирование | |
Организация предметно-развивающей среды, разработка содержания ООД, экскурсий, досугов | Сентябрь | 2 3 4 | Заседание семейного клуба «Росток» Трудовая деятельность (помощь в организации РППРС) | |
Мой дом | Октябрь | 1 | Выставка детских рисунков, семейных фотографий | |
Улицы моего посёлка | Октябрь | 3 4 | Фото - выставка «Мой посёлок» Экскурсия с детьми по посёлку. | |
Осень – пора золотая | Ноябрь | 1 2 | Театрализованное представление «Осенины на Руси» Выставка даров природы | |
Много интересного у нас в посёлке | Ноябрь | 3 4 | Конкурс чтецов «О посёлке я воспеваю, стихи прекрасные читаю» Концерт «Посёлок наш – Мулловка, замечательный» | |
Моя семья | Декабрь | 1 2 2 | Собрание (помощь в организации семейного праздника-фестиваля, пошив национальных костюмов) Домашний кукольный театр Спектакль «Дружные зайчата» Выпуск стен-газеты «Мы – одна семья» | |
Мы одна семья | Декабрь | 3 4 | Театрализованный праздник-фестиваль «Семья – это то, что мы делаем вместе» Выставка семейных новогодних поделок. | |
Ульяновск – культурная столица нашей области | Январь | 2 3 | Заседание семейного клуба «Росток» Трудовая деятельность (помощь в организации драматизации былины, пошив костюмов, изготовление атрибутов) | |
Город на волжских берегах | Январь | 4 | Драматизация былины «Илья Муромец – защитник земли Симбирской» | |
Волга – рекам Родины царица | Февраль | 2 | Тетрализованное развлечение «Волжские просторы» | |
Защитники нашего края | Февраль | 4 | Театрализованный музыкально-спортивный праздник «А ну-ка папы» | |
Мелекесский район – житница Ульяновской области | Март | 1 2 | Фото - выставка «Димитровград сегодня» Театрализованное преставление «Мой край – Мелекесская земля» | |
Знаменитые люди нашего края | Март | 3 4 4 | Драматизация по сказке Аксакова «Аленький цветочек» фотовыставка «Знаменитые люди края в прошлом и настоящем» Встреча с известными людьми Мелекесского района | |
Что мы знаем о нашей малой Родине | Апрель | 1 2 | Фотовыставка «Посёлок весной» Театрализованный конкурс чтецов «Свет мой край Симбирский – моя малая Родина» | |
Подведение итогов работы с детьми. Предложения. Замечания. | Апрель | 4 | Заседание семейного клуба «Росток» Круглый стол |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Драматизация былины «Илья Муромец – защитник земли Симбирской» с участием родителей
Действующие лица:
Ведущий - воспитатель
Мать - родитель
Отец - родитель
Девочка Улита
Илья Муромец - мальчик
Молодцы - мальчики
Странники - мальчики
Птицы - девочки
Оформление зала:
На центральной стене изображение села (домики, храм, долина, речка).
На переднем плане зала изба (внутреннее убранство комнаты Ильи Муромца: печь, лавки, колыбель).
В стороне зала - поляна.
Ведущий:
Давным-давно возле славного города Мурома, в старинном селе Карачарове, у исправного крестьянина Ивана Тимофеевича да жены его Ефросиньи Яковлевны родился чудо-мальчик Ильюшенька - будущий сильномогучий Илья Муромец. Тихо покачивала матушка люльку, напевая сынку колыбельную.
Песня матери (колыбельная).
Ведущий:
Родился Ильюшенька, на радость родителям, и здоров, и крепок. Да нежданно-негаданно беда пришла. Заболел Илья, ходить перестал, сиднем на печи сидит. Загоревали родители, на сына глядят – печалятся.
Выходят отец с матерью.
Отец:
Ох, опять Илюша молчит. На все мои разговоры только "да" иль "нет" еле вымолвит.
Мать:
Уж какие только целебные травы я не завариваю. Каждый день Илюшу целебным настоем пою, а все напрасно.
Отец:
Думал я: будет сын людям заступником да нам в хозяйстве помощником. А оно вон как...
Садятся.Стук. Входит девочка Улита.
Улита:
День добрый, хозяева! Это я, Улита. Лесных ягод принесла, пришла Илюшу жалеть.
Отец:
Ну, жалей, жалей!
Песня Улиты
Земляники для Ильи немного
В кузовке я принесла.
Милости просить у Бога
Для Илюши буду я.
Самому в лесок гулять ходить.
А пока об этом мы не будем говорить.
Лучше я тихонько сяду в уголке.
Помолчу, ведь в слове сердце не раскрыть вполне.
Вижу, как рекою в небе облачко плывет,
Словно белый Ангел в крыльях веточку несет.
Голоса птиц в аудиозаписи. Танец Птиц
Улита:
Ой, слышите, птицы поют?!
Мать:
Это святые ласточки.
Улита:
А почему святые?
Мать:
Разве не знаешь? Божья это птица. Где она поселится, тому дому благословение и счастье.
Отец:
А наша-то изба им ни разу не глянулась.
Улита:
Может, на ту весну и для вашей избы Господь ласточек пошлет. Дай, Бог, здоровья и силушки вашему Илюше.
Кланяется и уходит.
Мать:
От Улитиных слов ласковых Илюшина душа, будто от теплого солнышка, оттаивает. Прошлый раз, как она ушла, он все молитвы читал.
Отец:
Эх, кабы ноги его каменные такими же податливыми стали, как душа. И за что нам горе-то такое...
Мать:
Знать, по грехам нашим.
Отец:
Да вроде не великие мы грешники-то: не убили, не украли, не обманули никого.
Мать:
Ох, что ты! Господь с тобой. Безгрешен только Бог и Ангелы Его. Уж ночь на дворе. Пойдем за Илюшу помолимся. Ночная молитва легко на небо долетает. Днем-то ведь много людей к Богу молитву возносят.
Уходят.
Ведущий:
Летят годы быстрыми птицами. А Илья все на печи сиднем сидит. А хорош-то собой, в плечах могуч. Любо-дорого поглядеть. Но не служат ему резвые.
Появляются молодцы. Танец Молодцев «Богатырская наша сила»
Первый:
Эх, опять нынче левобережные молодцы нашихмуромских побили.
Второй:
Вот была бы у Илюши, сына Иванова, в ногах сила, не дал бы он наших ребят в обиду.
Третий:
Отец-то его, сказывают, в молодые годы ровни себе не знал; одной рукой молодцев на землю скучать укладывал. Думал, что и сын бойцом-надежей будет.
Первый:
И за что Господь так Илью наказал?
Второй:
Говорят, кого любит Господь, тому испытания посылает.
Третий:
А Илья терпелив, духом крепок. Многие муромские, глядя на него, смирению да терпению учатся.
Уходят.
Ведущий:
Вот уже тридцать лет сиднем сидит Илья. Борода густая, темная, плечи богатырские, а в ногах силы нет.
Выходят Странники. Песня "Странники"
Первый:
Долгий путь мы прошли. Впереди славный город Муром.
Второй:
А это, верно, село Рождественское (Старое название Мулловки)
Вот и изба Ильи.
Первый:
Отвори-ка нам дверь, Илья, свет Иванович.
Второй:
Пусти к себе странников отдохнуть по пути.
Ведущий:
Но не может Илья с места сдвинуться. Божьим людям ворота отворить.
Проходят.
Первый:
Ты вставай, Илья, не раздумывай! Растяни-ка, расправь свои ноженьки нехожие.
Второй:
Ты подай нам испить ключевой воды. Иди себе, иди, Илья Иванович, удержат, понесут тебя твои ножки резвые.
Ведущий:
Расправил Илья свои ноги нехожие да сошел с печи. Будто век ходил. И принес воды. Пригубили кашки прохожие и Илье испить той воды дали. И стала в Илье сила великая: кабы было кольцо в сырой земле, повернул бы Илья землю-матушку.
Илья встаёт, пьёт из ковша.
Странники:
Первый:
Много это силы Илье Муромцу, не будет носить его мать сыра земля.
Второй:
Пусть еще глоток воды студеной сделает, будет силушки в нем вполовинушку.
Ведущий:
И испил Илья еще воды. Стало силы богатырской в нем в самый-самый раз.
Странники:
Первый:
Будет зваться Илья Ильей Муромцем.
Второй:
Бог благословил его быть могучим богатырем на Руси, стоять за веру православную, за дом Пресвятой Богородицы. За Русь святую.
Уходят.
Ведущий:
Поспешил Илья родителей порадовать. Стал пашни расчищать; старые деревья с корнем повыворотил. Повалил дубы крепкие, распахал поле великое, запрудил корнями речку быструю. Столько в три часа один наработал, сколько отец с матерью в три дня не сделали.Пошел Илья к родителям просить благословения на путь-дорогу, на великие подвиги. Пожелали ему честны родители всего доброго и благословили на служения богатырское, чтобы защищал он землю родимую, Божьи церкви и веру христианскую!
Снарядился Илья в доспехи богатырские, поклонился до земли отцу с матерью, оседлал доброго коня и уехал из родного села Рождественское.
И стал храбрый богатырь Илья Муромец неустанно защищать родную землю Симбирскую от врагов. Жадным кочевникам в обиду не давал, вражьи головы нещадно рубил, идолищ поганых булавой в землю вколачивал; несчетных Соловьев-разбойников бил без отдыха и гнал с родной земли. Обо всем этом столько славных былин и песен сложено, что начнешь слушать и заслушаешься.
Все участники драматизации выходят на поклон.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ
- Пошла Маня на базар
Ведущая:Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар.
Ребенок: Родной матушке –платок,
Посередочке цветок.
Братьям- соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам –лебедицам –
Да по белым рукавицам.
(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят).
- Ерема
Ребенок: Ерема, Ерема,
Сидел бы ты дома.
Строгал бы ты стружки –
Ребячьи игрушки.
Твоя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочку клала!
(Ребенок выполняет движения, согласуя их с текстом потешки).
- «Дружная семья».
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение, формировать представления о семье
Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.
4. Этюд-пантомима «Родина»
-Если скажешь слово Родина
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница,
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомниться
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная, но у всех она одна.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
- «Едем, едем на тележке»
Цель: формировать представления природе, животных края.
Ход: «Едем, едем на тележке,
Собирать в лесу орешки,
Скрип, скрип, скрип,
Скрип, скрип, скрип.
Листья шуршат - ш-ш-ш,
Птички свистят – фить-пирью,фить-пирью,
Белка на ветке
Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,
Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)
Долго-долго ехали,
Наконец, приехали!»
- «Весенние голоса»
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Расширять представления о родном крае , его природе.
Ход: «Пригрело солнце в нашем родном поселке (поют высокий звук у-у-у)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).
До краёв наполнил большую глубокую лужу
(«бульканье» низкими звуками).
Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).
И дальше побежал («бульканье»)
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)
И букашки (з-з-з)
Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)
И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).
Вот и пришла весна!»
- Театрализованная игра «Птички»
Цель: закреплять представления о родном посёлке, птицах нашего края.
Ход: «По Мулловке мы гуляем (Шагаем)
За природой наблюдаем (Повороты головы вправо и в лево)
Вверх на солнце посмотрели (Смотрим вверх)
И нас лучики согрели. (Руки вверх, шевелим пальцами)
Птички в домике сидят (Присели)
Птички по небу летят (Махи руками)
И по кочкам скачут (Прыжки)
И никто не плачут.»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
СЦЕНАРИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
Сценарий театрализованного конкурса чтецов «Свет мой край Симбирский - моя малая Родина »
Цель: формировать у детей представление об истории края.
Задачи: Вызывать интерес к истории возникновения г. Симбирска (Ульяновска);
Знакомить с образами исторических героев.
Развивать творческое воображение, образную речь детей;
Воспитывать любовь к малой Родине.
На фоне презентации об Ульяновской области выходит Ведущий (воспитатель).
Ведущий: Хлеб, которым человек кормится , земля , на которой человек живёт , мать , которая даёт жизнь …. Без всего этого человеку жить просто невозможно.
Среди самого заветного есть у человека Родина.
Фоном звучит песня «Широка страна моя родная» Лебедева- Кумача
Ведущий: Так много значит слово « Родина », что другим словом и не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе ещё что-либо подскажет, так как каждый по-своему Родину понимает. Малая Родина – это и земля, и посёлок, в котором ты родился и живёшь. Друзья, соседи твои. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной, Отечеством называют, как дом родной –отчим домом.Большая наша малая Родина, наш Симбирский край. Много людей живёт в нашей области, много народов. Но все они живут единой семьёй, помогают друг другу. О Родине много песен и стихов сложено. С тех пор, как возникла наша Отчизна, прославляют её поэты и музыканты.
Выходят дети в русских костюмах
1ый ребёнок:Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Ульяновская земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
2ой ребёнок: Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Посёлок любимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
3ий ребёнок: Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк.
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда.
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
4ый ребёнок: Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок, расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
5ый ребёнок: С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
Исполняется песня Д. Кабалевского « Наш край ».
- То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой! - Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Весь цветёт, как вешний сад. - Детство наше золотое
Всё светлее с каждым днём.
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!
Ведущий: Привет тебе, мой Симбирский край родной!
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И необъятными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!
Инсценированное стихотворение. О. Осин «Родина» (роли исполняют родитель и ребёнок)
(В середины сцены два исполнителя: дедушка и внук, дедушка сидит на пеньке, внук стоит рядом; на экране демонстрируются слайды: природа Ульяновской области, мама, дорога, еле слышно звучит народная песня.)
Внук. – Родина! Что это, дедушка, значит?
Дедушка. –Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в краях наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха,
Внук (продолжая мысль деда).
Родина – это закат над полями,
Лесов наших синих звонкое эхо.
Дедушка. Родина – слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Внук. Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Дедушка. Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими.
Ведущий. О, русский мой народ!
Народ – как первый гром,
то сотрясает дали.
Когда тревоги зов
Обрушивался дико,
Он строился в полки –
От мала, до велика. (В. Осин.)
Выходят дети в чувашских костюмах
1ый ребёнок:
Моё село родное,
Мой дом возле пруда.
Вода совсем уж рядом
Течёт, бежит, куда?
И яркие стрекозы
Над камышом снуют.
Так радует картина,
А на душе – уют!
Видны холмы зеленые.
Деревья там растут,
Лисицы, волки, зайцы –
Все обитают тут,
Село моё любимое!
Тебе уж много лет!
Но для меня на свете
Чудесней края нет!
2ой ребёнок:Родное село
Как тут красиво, уютно и дивно
В нашем прекрасном любимом селе.
Это село называется просто,
Но нашу Мулловку не встретишь нигде.
В центре села есть красивые школы,
Рядом со школой находится клуб.
В клубе на сцене распахнуты шторы,
Много ребят занимается тут.
Также в селе и аптека найдется,
Мало людей без нее обойдется.
Есть в селе домик уютный такой,
Там в нем царят тишина и покой.
Стоит зайти туда – тотчас и вновь
К книгам откроется ваша любовь.
Есть и в селе мой любимый детсад,
Дети с радостью в садик спешат.
Много могу рассказать про село,
Ведь оно наше родное - одно.
На фоне презентации «Старинный Симбирск».
Ведущий: У каждого народа своя история. История нашей области древняя, богатая событиями. Расскажу вам сказку былинку: «Господь известил царя батюшку, государь изволил Указ написать, а бояре приговорили: быть на Волге граду Симбирску. Но не сразу усмотрел место то державное, где городу стоять, боярин Богдан Хитрово. Но вышло солнце из-за туч, и будто голос услышал Богдан: «Внемли простору и свету – граду быть вот здесь, на Венце горе!» Место было как раз посреди пути волжского. И далеко видать с горы: калмык или крымчанин не подкрадётся. Волга серебряной подковой закрывала городок с востока и с юга. Свияга заслоняла с заката, ну а с северазащищал заповедный лес и глубокий овраг». А назвали городок Симбирском.
Выходит 3ий ребёнок в чувашском костюме: Не по дням, а по часам
Городок разросся там,
Ветреный – прозваньем.
Назван был ли так от гор,
Иль по милости сестёр, -
Смолчано преданьем.
Ведущий: В далёкие времена бывал в наших краях человек по имени Степан Тимофеевич, в народе ласково называли его Стенька. Фамилия у него была Разин. Жил он в приволжских степях. Носил простую одежду – полотняную рубаху, широкие штаны, сапоги, на голове высокую шапку. Иногда превращался Степан и в древнего старца. Садился он на полянке у дороги и встретившихся путников расспрашивал про житьё бытьё.
Инсценированиестихотворения «Есть на Волге утёс». (Исполняют родители)
Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.
На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.
Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.
И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.
Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.
Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал…
И задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился,
И задумал пойти по другому пути, -
И идти на Москву он решился.
Ведущий: Наш край прекрасен. Прекрасно и то, что сделано нами на нашей земле. Прекрасны наши заводы, наши поля и сады. Славное прошлое нашей малой Родины, как родник, вспоивший нас. Нашу силу, ум, богатство – священно для нас.
Но Родина дорога каждому русскому человеку ещё и своим будущим.
Выходят дети внациональных костюмах (русские,чуваши, татары, мордва)
1ый: Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Путь в веках твой был славным и долгим,
Наш Симбирск, наш Ульяновск родной.
2ой: С каждым годом становишься краше,
Нет отраднее сердцу, милей
Площадей, переулочков, башен
В разноцветном каскаде огней.
3ий: Карамзин, Гончаров и Языков,
Всёх не счесть на родимой земле,
Словно солнышка ясного блики,
Озаряют нам души во мгле.
4ый:Возвышаются к небу соборы
И церквей золотых купола.
Как прекрасен ты в снежном уборе
Над рекой, что, как мать, обняла.
5ый:Коронован "Венцом" ты по-царски.
Где увидишь такую красу?
Сердце полное нежности, ласки
Я тебе на ладонях несу.
6ой: Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Пусть счастливым полёт будет, долгим...
Наш Симбирск, наш Ульяновск родной.
Исполняется песня «Край, в котором ты живёшь» Г. Гладкова
Мы играем возле дома
И зимой, и летом,
Все давным-давно знакомы
В дружном доме этом.
Припев: Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
2. Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней,
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней.
Припев: Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь.
3.Нашим детским дружным хором
Песенка поётся,
Край, который с детства дорог,
Родиной зовётся.
Припев:Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "
Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...
Календарный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой
художественная литература, планирование, старший дошкольный возраст...
План самообразования воспитателя по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Тематическое планирование кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с техникой "изонить"
Данный материал содержит пояснительную записку и ежемесячное тематическое планирование кружковой работы....
«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с родным городом на один учебный год
План разработан на две дошкольные группы: старшую и подготовительную. Мероприятия расписаны по месяцам согласно тематическим неделям. В месяц рассматривается конкретная тема в рамках ознакомления с го...