Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
статья

Смирнова Марина Владимировна

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: «Использование информационно-коммуникационных технологий

 в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Автор: музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада №119 Фрунзенского района СПБ Смирнова Марина Владимировна

   

 «Музыкальное воспитание – это не

                                                воспитание музыканта, а, прежде всего,

                                                воспитание человека»

                                                                 В.А.Сухомлинский

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Никого уже не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И педагогам важно помочь ребенку войти в мир новых технологий.

Для этого нужно организовать процесс обучения так, чтобы на музыкальных занятиях ребенок занимался активно и с увлечением. Как раз в этом на помощь музыкальному руководителю могут прийти информационные технологии (наряду с традиционными) Это позволит эффективней развивать все виды восприятия у детей: слухого, зрительного, чувственного, а так же задействовать все виды памяти: зрительную, образную, слуховую и др.

С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать  умственную и эмоциональную сферу ребенка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

Задачи использования ИКТ музыкальным руководителем: сделать доступным материал для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные, расширить ряд музыкальных тем, делая их более понятными и доступными детям, выделить эффективные методы и педагогические технологии для музыкального развития детей, активизировать творческий потенциал ребенка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников инновационная форма обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации,понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Использование компьютера в моей практике позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, педагогами. КТ расширяют возможности в преподнесении музыкального материала. Очень важно, что, используя ИКТ, я имею дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Использую компьютерные презентации, которые создаю сама с помощью программы PowerPoint или нахожу в Интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, которое может исполняться различными музыкантами, оркестрами, сверстниками (возможность сравнить), помогают надолго запомнить его (это произведение)

Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатление детей.

Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов: П.И.Чайковский «Детский альбом», «Щелкунчик», М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», Сен-Санс «Карнавал животных»

Но больше всего дети любят смотреть видеоклипы. Их сейчас очень много по программному слушанию для всех возрастов.

Информация, представленная на флеш-карте или в сети Internet позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, услышать звучание различных музыкальных инструментов. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняются звуками. В своей работе с детьми старшего возраста  я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля  и проверки знаний (викторины, тесты)

Очень нравятся детям презентации-сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа»)

Презентации должны быть понятны и доступны детскому восприятию.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, и для этого я использую видео иллюстрации или заствки к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, к песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.Так же использую видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона. С помощью видеозаписей дети знакомятся с хоровым и сольным исполнением песни, а также узнают, что такое соло, дуэт, трио, ансамбль.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр видео клипа с тем или иным видом танца (вальс, танго, марш и т.д.) в исполнении различных танцевальных групп, ансамблей, артистов балета, а также их сверстников.

В своей деятельности по развитию музыкально-ритмических упражнений я использую программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» (ритмопластика). В нее входят забавные игры и пляски, образные этюды, построения, творческие задания, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки и свою неповторимую индивидуальность, учится «мыслить» своим телом. В основе специально разработанного репертуара (около 80 музыкально-ритмических композиций) – классическая, народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Игра на детских музыкальных инструментах. При обучении игре в оркестре использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижера, музыканта (пианист, скрипач, флейтист и т.д.). С помощью видеозаписей дети могут увидеть детские оркестры и послушать музыкальные произведения (иногда уже знакомые) в их исполнении. Посмотрев и послушав все это, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра»», которая помогает детям познакомиться с различными группами инструментов.

 Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов (струнные, духовые, ударные)

Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра.

Также использую музыкально-дидактические игры с применением красочных презентаций, таких, как «Какой инструмент лишний», «Какой инструмент прозвучал».

В своей работе я активно применяю приемы методики Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Это помогает развить у детей чувство ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.

Также в своей работе с удовольствием использую элементы программы «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой. основная задача этой программы «введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой». Особенно хорошо в этой программе представлены разделы: «Развитие чувства ритма» и «Наш веселый оркестр».

Театрализованная  деятельность (творчество). Интересно, ярко и понятно стараюсь познакомить детей с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, мюзикл, используя видеоролики, фотоматериал.

Знакомлю с такими понятиями как режиссер, композитор, хореограф, музыкант, художник, артист, сцена, занавес, оркестровая яма.

В этом виде музыкальной деятельности я также использую элементы программы М.И.Родиной и А.И.Бурениной «Кукляндия». В этой программе активно ипользуются различные этюды, игровые ситуации, сценки и куклы (настольный театр, пальчиковый театр, куклы-прыгунки, варежковые куклы, платковые куклы). Важно, что театральная кукла (театральная маска) является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимания взрослых и т.д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы (театральной маски) ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариантность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга, музыкально-литературные вечера. Для дюбой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. (Презентации «Сказки Пушкина»,  «Музыка к сказкам Пушкина», «День победы», «Блокада Ленинграда», «Широкая масленица», «Дети рисуют мир», «Город мой над Невой», «Времена года»). Все это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъем, создать радостное настроение.

Современный компьютер позволяет создать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной деятельности детей.

Использую компьютер для:

- подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности;

- написания сценариев, нотных партитур;

- обощения опыта;

- размещения информации на персональном сайте и сайте детского сада;

- применения в профессиональной деятельности книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

- обмена опыта с коллегами на профессиональных форумах;

- повышение квалификации дистанционно (различные вебинары)

Использую фотоаппарат и видеокамеру для создания цифрового фонда (архива) детского сада.

Я уверена, что использование ИКТ способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка.

Застенчивый ребенок начинает чувствовать себя более уверенным, раскрепощенным, а творческий ребенок – проявляет свою фантазию на деле.

Музыкальные занятия с применением ИКТ активизируют внимание и познавательный интерес детей к музыке, помогают формированию образного мышления. ИКТ помогает передать информацию быстрее, нагляднее, красочнее, в доступной форме. В результате усиливается восприятие музыки за счет увеличения количества иллюстративного материала. Дети смогут принимать участие в совместном обсуждении музыкального произведения, у них усиливается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей:

- повысилась мотивация к обучению;

- легче усваивается новый материал;

- развивается ассоциативная память;

- повысился познавательный интерес;

- развиваются музыкальные способности;

- обогащаются слуховые впечатления и представления детей;

- активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки

Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

     Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть прекраснее и увлекательнее!

Литература:

  1. Афанасьева О.В. «использование ИКТ в образовательном процессе»
  2. Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  3. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников»
  4. Каплунова И. «Ладушки»
  5. Круглова Л. «ИКТ как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»
  6. Комарова Т.С. «ИКТ в дошкольном образовании»
  7. Родина М.И. «Кукляндия»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.1. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его ...

Использование инновационных технологий в развитии музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии с...

"Эффективное использование мультимедийных технологий в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста". Из опыта работы.

Областной научно-методический семинар«Педагогическое сопровождение ребенка в современном информационном пространстве».Место проведения: МБДОУ №8 «Южный остров», пгт Новоспасско...