Детское изобразительное творчество Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа) на тему
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного опыта и переработанного им, как способность создать образ и выразить своё отношение к нему.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Непременные составные творчества: самостоятельность, активность, инициатива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon._det._tvorch.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Детское изобразительное творчество».
воспитатель Прокопова Е. Л.
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного опыта и переработанного им, как способность создать образ и выразить своё отношение к нему.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Непременные составные творчества: самостоятельность, активность, инициатива.
За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
- отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
- способы творческих действий;
- качество детской продукции.
В первую группу входят:
- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
- развитое творческое изображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства в условные ситуации;
- увлеченность, захваченность деятельностью;
- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);
- видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
- возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта.
Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В неё входят:
- дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
- самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
- нахождение новых приемов решения (когда старых недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
- быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из этих показателей проявляется в процессе деятельности, что требует от взрослого целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их проведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества. В неё входят:
- нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
- индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
- соответствие детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка или в целом группы детей. Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка. Система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить преемственность в развитии творческих основ личности.
На каждом возрастном этапе детства должно происходить преобразование задач, содержания, методов, форм работы с детьми с учетом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей данного возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода).
В дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно развивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства – творческое воображение. Значение творческого воображения – непреходяще, что крайне важно для последующего развития в более зрелые годы и обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.
Линия развития творческого мышления, воображения в условиях изобразительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процессе мышления – в форме абстрактных понятий.
Преемственность в творческом развитии детей дошкольного и школьного возраста может осуществляться по двум линиям:
- Развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающегося развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности.
- Развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.
В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творческого развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы детского сада, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учителем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в художественном развитии детей сохранять и развивать при последующем обучении в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"
Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .2. Обогащать музыкал...
«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.
Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....
Консультация для родителей "Детское изобразительное творчество"
Консультация для родителей "Детское изобразительное творчество"...
Консультация для родителей «Развитие детского изобразительного творчества в содружестве с семьёй»
консультация...
Рекомендации для воспитателей на тему "Развитие детского изобразительного творчества"
Изобразительное творчество — это продуктивная деятельность дошкольников, поэтому особенно важна для их развития. Обычная игра заканчивается, когда ребенку наскучивает занятие. Занимаяс...