Консультация для родителей «Развитие детского изобразительного творчества в содружестве с семьёй»
консультация

Туркова Елена Владимировна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие детского изобразительного творчества в содружестве с семьёй»

Мир ребенка — сложный комплекс разнообразных зрительных, слу-ховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.

Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Все окружение ребенка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организованная развивающая среда не только групп, но и всех помещений детского сада.

Развивающая среда групп, ее стилевое и цветовое единство в оформлении активно воздействуют на ребенка и положительно влияют на его развитие. В каждой группе — уютная обстановка, игровое оборудование рационально размещено, вертикальное и горизонтальное озеленение позволяет насытить помещение растениями, за которыми удобно ухаживать взрослым и детям.

Для успешного достижения цели и целостного развитияребенка необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов и родителей. Одним из важных условий развития детского творчества являются единая позиция в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между взрослыми.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми на занятиях, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Я стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

При этом следует:

• внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;

• обеспечивать условия для их творческой самореализации;

• уважать позицию ребенка в решении художественных задач;

удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог; чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально пережили ситуацию. Например, рисуя деревья, мы с детьми как бы превращаемся в них. Туловища — стволы, руки — толстые ветки, пальцы — тонкие ветки, ноготочки — листочки.

Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку у которой тонкие ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, ковром и т. д. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инее похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом — стоят как сугробы. Дети сами находят сравнительный образ.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтом на своих занятиях я использую не образец для подражания, а прием показа нескольких способов изображения, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора. Важно, чтобы, выполняя то или иное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга.

Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.

Мы работаем акварельными и гуашевыми красками. Они позволяют знакомить детей с холодной и теплой гаммами красок, основными и допол-нительными цветами, формируют навыки смешивания цветов и получения большого количества разнообразных оттенков, также помогают детям вы-разить свои эмоции и отношение к изображаемому явлению через сочетания цветов.

На занятиях дети знакомятся с выразительными возможностями графических материалов: карандаша, воскового мелка, фломастера, угля; узнают графические способы изображения, где основным средством выразительности является линия. В зависимости от начертания она может быть разной по форме и характеру, может соединять и превращаться в разные узоры. С помощью линии дети могут построить замок, показать фактуру поверхности предмета.

Занятия по художественно-эстетическому восприятию произведений искусства строятся в единстве с индивидуальной деятельностью детей. Полученные знания закрепляются в создании осенних и зимних пейзажей — дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают настроение радости или грусти; рисуя натюрморт, они учатся изображать предметы с натуры; в портрете — передавать характер и настроение изображаемого, в фигуре человека — движение.

Освоение техники изображения портрета происходит в соответствии с возрастными особенностями детей и позволяет последовательно развивать их творческую индивидуальность.

Знакомство детей с портретом как жанром искусства происходит в средней группе. Дети знакомятся с основными признаками портрета, его назначением и отличием от других жанров. Они рисуют образы Колобка, Солнышка.

В старшей группе происходит знакомство с видами портрета, его особенностями. Рассматривая пропорции лица, определяя настроение, дети осваивают средства передачи внутреннего мира человека, его характера и рисуют портреты мам по памяти, сказочных героев.

В подготовительной группе, используя основные средства вырази-тельности, линию и цвет, дети рисуют с натуры портрет воспитателя, транс-формируют характер человека на фантазийные образы — Мудрого (доброго) Волшебника, Легкого Ветра, Красавицы Весны и Злодейки Зимы.

В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности: монотипию, рисование с помощью нити, кляксографии, отпечатывание листьев на бумаге, аппликацию с дорисовыванием, рисование на мятой бумаге и др. Дети с интересом осваивают эти техники и испытывают радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают интерес у детей, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.

Многие занятия связаны со сказкой. Сказка помогает создать эмоциональное настроение, стимулирует творческую активность детей в создании художественных образов. На занятии дети играют со сказочными героями, отправляются с ними в путешествие, помогают им в беде, учатся у них добрым поступкам, превращают злых героев в добрых, жадных — в щедрых, мирят поссорившихся. Сказочные герои приходят к нам в гости, дети сами отправляются к ним в сказку. Занятия обогащаются классической и русской народной музыкой, художественным словом.

Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха.

В конце каждого занятия проходит анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, где ребенок имеет возможность по-любоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родите-лями. Ежегодно в День защиты детей каждый ребенок демонстрирует свои лучшие достижения на общей выставке рисунков детского сада.

Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих способностей помогает развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, выражать чувства посредством линий, цвета и формы.

Вовлечение воспитателей в творческий процесс происходит через раз-нообразные формы сотрудничества. При подготовке к каждому занятию мы совместно обсуждаем содержание предварительной работы с детьми, ищем интересные формы, методы преподнесения детям новых знаний, закрепления технических навыков. Я оказываю помощь воспитателям в подборе художественных произведений репродукций, иллюстраций изобрази-тельного и декоративно-прикладного творчества по теме, мы вместе обго-вариваем содержание дидактических игр и наблюдений, договариваемся о распределении обязанностей на занятии. Знакомя воспитателей с новыми технологиями в художественном творчестве, я регулярно провожу с ними как индивидуальные, так и коллективные консультации, практикумы, педагогические мастерские.

Преемственность взрослых, работающих с детьми, позволяет в полной мере раскрывать им свои индивидуальные способности.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невоз-можно без участия родителей, Для того чтобы родители стали единомыш-ленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей,необходимо:

• Достучаться до родителей, убедить их, что они на многое спо-собны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.

• Убедить их, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

• Воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

На таких встречах я помогаю родителям увидеть и понять, что изотворчество — могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что, занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок проявляет свое неравнодушие, сопричастность к близким, к сказочным героям, к животным, растениям, приобщается к народным традициям, народной культуре, что роль родителей в самостоятельной деятельности детей велика; объясняю, с каких позиций надо подходить к ребенку, когда он занят творческим делом.

Приобщая взрослых к творчеству, я стараюсь увлечь их, даю рекомендации, помогаю приобрести практические умения по некоторым видам художественной деятельности, благодаря которым родители могут вместе с детьми заниматься и творить.

При встречах на групповых собраниях родители знакомятся с содержанием программы по изобразительной деятельности и методами закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности ребенка дома.

Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, рекомендациям воспитателя, а также по окончании родительских встреч родители знакомятся с индивидуальными достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности.

Одной из результативных форм работы с родителями являются вы-ставки совместного творчества. Их цели — вовлечение родителей в процесс развития творческих способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для со-вместной деятельности.

При подготовке к выставке особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Я пытаюсь увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараюсь заинтересовать детей, показывая им уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. После оформления выставки проводятся организованные экскурсии для детей и воспитателями и посещения детей и родителей. Дети с большим интересом рассматривают экспонаты, испытывают гордость за результат, показывают друзьям свои совместные с родителями поделки. Родители оставляют отзывы о выставке.

Помимо выставок в детском саду, мы с детьми и родителями участвуем в разнообразных художественных конкурсах.

Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра. Совместно со взрослыми дети успешно овладевают основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пониманию изобразительного искусства и красоты окружающего мира.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Дъченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Консультация для родителей "Развитие детского музыкального творчества"

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.   Многие родит...

Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А ...

Консультация для педагогов. «Использования нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества».

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное ...

консультация "Развитие детского изобразительного творчества"

Развитие мелкой моторики стимулирует развитие головного мозга. Рисование тоже относится к процессу мелкой моторики, в следствие чего развивается мышление, память, координация, зрение и речь. Во время ...