Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности педагогов, родителей, детей, как проекты (проектная деятельность - создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать). Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственВ дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты. С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. ности, инициативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание условий для развития проектной деятельности Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности педагогов, родителей, детей, как проекты (проектная деятельность - создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать). Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности. В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты. С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его.
Предметно-пространственная среда в группе должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики , наборы для экспериментирования и пр.). Необходимо регулярно выделять время для проектной деятельности, создавать условия для презентации проектов. С целью развития проектной деятельности педагоги должны: • создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; • быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы; • поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения; • помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла; • в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта; • помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Педагогический проект «Космос» … Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство… К. Циолковский
Участники проекта: воспитатели, специалисты ДОУ, родители, дети старшей группы; Вид проекта: по характеру: информационный, практико-ориентированный, творческий игровой; по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой; по продолжительности: краткосрочный (2 недели) ; по уровню контактов и масштабам организации: на уровне образовательного учреждения;
Цель проекта: Формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. Участие в создании выставки творческих работ детей, выставки в группе «Парад планет», в создании коллективного коллажа "Космическое пространство".
Задачи развития детей в проекте: 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. 2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях. 3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. 4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Задачи исследовательской деятельности детей в проекте: - Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы совместной исследовательской деятельности.
Задачи для родителей: привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах; способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам; возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию « Д ень космонавтики»
Задачи для педагогов : обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Этапы работы над проектом: Предварительная работа Подбор наглядного материала и познавательной литературы. Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе? Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе” Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос” Домашнее задание: вместе с родителями сделать «Волшебную планету», придумать название планеты и небольшое сообщение об обитателях этой планеты.
1 этап Выявление первоначальных знаний детей о космосе (модель трех вопросов). Информация родителей о предстоящей деятельности. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов. 2 этап Проведение работы по перспективному плану Проведение непосредственной непрерывной образовательной деятельности с детьми. Работа с родителями по заданной теме Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. Был составлен план реализации проекта (системная паутинка) в соответствии с образовательными областями, а также тематический план распределения деятельности детей и взрослых в соответствии с особыми названиями образовательных центров. Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе. 3 этап Организация выставки детского рисунка Презентация проекта в форме выставки продуктов деятельности (творческие поделки, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Космос», выставка в группе «Парад планет», выступления детей с докладом «Волшебная планета», создание коллективного коллажа "Космическое пространство" Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
Предполагаемый результат и продукты проекта: Усвоение детьми знаний, представлений о космосе. Повышение уровня мотивации к занятиям. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Продукты деятельности детей: Рисунки и творческие поделки; А трибуты для сюжетно-ролевой игры «Космос»; Создание коллективного коллажа "Космическое пространство"; Выставка и доклады детей в группе «Парад планет». Таким образом, в процессе реализации проекта «Космос» у наших детей наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Ребята много знают и могут рассказать другим о достижениях отечественных ученых и космонавтов.
Используемые в проекте виды детской деятельности: - игровая - коммуникативная - трудовая - познавательно-исследовательская - продуктивная - музыкально-художественная - чтение
Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях
Космокинозал Просмотр электронной презентации «Как человек космос осваивал», «Звезды и созвездия», «Солнце и Луна» Просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», « Незнайка на Луне »
Читальный космический зал Чтение и заучивание стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе. Загадки о космосе . Прослушивание рассказов : из повести А.Г. Гагариной " Память сердца ", из повести В.П. Бороздина " Звездолетчики ". Прослушивание сказок : Т.А. Шорыгина " Звездочет и обезьянка Микки ", Б.Заходер " Северная звездочка ".
Космические игры Сюжетно-ролевые игры " Капитан космического корабля ", " На космодроме ", " Полет в космос ", " Посадка ракеты на луну ", " Прогулка по лунной поверхности ", " Космический обед ", " Космический зоопарк ", " Исследование новой планеты ", « Препятствия и приключения на незнакомой планете » Дидактические игры : " Блиц-опрос ", " Викторина о космосе ", " Изучаем звездную карту ", " Карта звездного неба ", " Что общего ", " Найди различия », «Земля и солнечная система» , «Мемо», «Полет во Вселенной», « Собери картинку » , «С кладываний созвездий из мозаики » . Подвижные игры: « Обитатели космоса »; « Солнце . Земля . Луна »; «Космонавты»; Эстафета « Приглашает космодром» Пальчиковые игры Физминутки
Космическая мастерская Конструирование : моделей самолетов , вертолетов , космических летающих моделей из геометрических фигур на плоскости , объемные модели из мелкого и крупного конструктора : планетоход , луноход , космодром , ракета , роботы-помощники . Лепка : « Ракета из пластилина » , «Звезды» Аппликация: «Космический корабль», «Волшебные планеты» Рисование: «Космонавт в открытом космосе», «Жители других планет» Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме «Космос» Создание коллективного коллажа "Космическое пространство". Совместное изготовление родителей и детей «Волшебная планета»
Космическая лаборатория Экспериментирование : « На орбите », « Прямо или по кругу » , « Приплюснутый шар » , « Темный космос » , « Вращающаяся планета » , « Далеко – близко » , « Чем ближе , тем быстрее », «Месяц в домашних условиях»
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности (по центрам развития) Центр «Манипуляция» Центр «Литература», ( «Уголок музыки») Центр «Наука и природа» Центр «Семья» («Центр сюжетно-ролевых игр») Центр «Искусство» Центр «Блоки» Центр «Двигательная активность»
Оформление темы педагогического проекта
Центр «Манипуляция»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Центр «Литература»
Центр «Литература»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Центр «Наука и природа»
Центр «Наука и природа»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космос»
Центр «Искусство»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Центр «Двигательная активность»
Результат проекта «Парад планет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды в ДОУ».
В своей курсовой работе я отобразила главные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет воспитателям и методистам правильно орг...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды по программе дошкольного образования
Пишите olgashulga.87@mail.ru1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? * а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построени...
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...
Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» - Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...
Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...