Проект "Я -Россиянин"
проект (средняя группа) на тему

Мацкевич Татьяна Сергеевна

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_rossiyanin.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  « Я - Россиянин!»

                                                                                               

Воспитатель: Т.С.Мацкевич

                                                       

                                                        2016-2017г

Название проекта: « Я -Россиянин!»

Возраст: средняя  группа

Вид проекта: познавательный

Продолжительность: 2 месяца

Цель: Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:  

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

Задачи проекта:

  1. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
  2. Познакомить со старинными русскими традициями:  коляда, масленица.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
  4. Вызвать у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • Имеют представления о традициях русского народа;
  • Осознают принадлежность к своему народу;
  • Используют в активной речи устный народный фольклор;
  • Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки;
  • Имеют представления о национальном костюме русского народа;
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 

                   Перспективно-тематический план

Организованная образовательная деятельность

Совместная работа воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная работа с родителями

1.

Познание

Формирование целостной картины мира.

Занятие на тему : « Моя дружная семья»

Цель: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

Д/и « Семья»

Цель: закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях;

Рассматривание фото и иллюстраций на тему: «Семья-это семь я.»

Рисование на тему: « Это –я и моя дружная семья»

С/р игра «Семья»- воспитывать дружеские отношения, умение решать спорные вопросы, не ссорясь .

Рассматривание кукол в русских национальных костюмах.

(игровые упражнения с ними)

Выставка семейного фото на тему: «У кого самая большая и дружная семья!»

2.

Познание

Формирование целостной картины мира.

Занятие на тему: “ Русский национальный костюм”

Цель: Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

 Просмотр слайдов о городе Карасук.

Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, укорительную и знать порядок их исполнения.

Сюжетно-ролевая игра: «Веселая ярмарка» - Цель: формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности

Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - Цель: познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Слушание русских народных песен «Жаворонки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа

Аппликация:

«Украшение кокошника»

Цель: Закрепить умение детей создавать элементы русского орнамента. Воспитывать интерес к изделиям народного промысла.

Д/и « Укрась барышню»

Цель: Закреплять знания о дымковской росписи. Воспитывать интерес к изделиям народного промысла

Рекомендовать родителям посетить музей города

3.

Познание

Формирование целостной картины мира.

Занятие на тему :” Русский самовар и чаяпитие на Руси”

Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

 Знакомство с пословицами и поговорками о Родине. 

Беседа на тему: «Традиции русого гостеприимства»- о русском обычае встречать гостей с хлебом-солью

Д/и « Как хлеб на стол попал»

Цель: расширить знания детей о выращивании хлеба, о труде людей, о значимости хлеба для человека.

Рассматривание картинок  и фотографий с изображением людей в русских национальных костюмах

Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» -  закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа.

Лепка: «Ай, качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи»

Раскрашивание изображений русской национальной одежды.

Подвижная хороводная игра «Из-за леса, из-за гор…»

Слепить дома с детьми из соленого теста любимое лакомство .

4.

Познание

Формирование целостной картины мира.

Занятие на тему: «Дымковская игрушка-лошадка»

Цель: Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством.

Учить украшать силуэты дымковской лошадки, составлять узор из элементов дымковской росписи (колечки и тычки) в нетрадиционной технике.

Рассказ о традиции охраны родной земли, своей Родины. Рассматривание иллюстраций снаряжения воина Руси.

Беседа с детьми

«Наша армия родная» ( о папах и дедушках, которые служили в армии.

Чтение рассказа Я. Длуголенский «Что могут солдаты?»

Рассматривание памятников русским солдатам – защитникам Отечества.

Рассматривание  иллюстраций об армии: различные рода войск, тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне.

Слушание песни «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Русский парень» в исполнении А.Гомана.

Рисование «Богатыри земли русской»

Фотогазета «Наши папы – славные солдаты»

Конкурс рисунков  (родители и ребенок) на тему: «Богатыри земли русской»

5.

Познание

Формирование целостной картины мира

Занятие на тему: « Москва- столица России»

Цель: расширить представление о столице нашей Родины-Москве, познакомить с её достопримечательностями;

Итоговое занятие  “Мы любим свою Родину”

Цель: закрепить знания  детей о нашей стране .

 

Рассматривание иллюстраций о городе-столице Москве.

Беседа на тему : « Моя Родина»

-о России.

Цель: Знакомство с гербом, флагом, картой России.

 

Дидактическая игра   «Флаг России». Цель: закрепить цвета и последовательность.

Подвижные русские народные игры: «Пчелы», «Петушок» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость.

Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением, красивых зданий и архитектурных достопримечательностей России.

Рекомендации родителям :посетить со своими детьми –Вечный огонь.

 Изготовление атрибутов для игр «Танкисты», «Моряки»;

Список используемой литературы:

1.«Детство» : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2.М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

3.Наталья Арапова-Пискарева «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников».2013г

4.Татьяна Шорыгина: Моя семья. Методическое пособие.2012г

5.Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.

6.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. 

7.С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. 

8.Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Я – россиянин, Я – югорчанин»

Закрепление и обобщение пройденного материала по лексической теме: "Земля моя - Югория" gerb.gif...

Конспект занятия-викторины в старшей группе «Я – Россиянин. Я - Москвич».

Конспект занятия-викторины в старшей группе «Я – Россиянин. Я - Москвич»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим " Я - россиянин"

- Россия - самая  большая в мире страна. Территория ее протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, гус...

Применение метода наглядного моделирования при пересказе якутской сказки «Лягушка и ворона» и разучивании стихотворения А. Михайлова «Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин….» с детьми старшего дошкольного возраста

В рамках ознакомления и приобщения дошкольников к якутской литературе, хотелось бы поделиться опытом использования метода наглядного моделирования при пересказе сказок на примере пересказа якутской на...

Конспект организованной образовательной деятельности «Я-Россиянин»

дать представления, что у каждого человека своя Родина; у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн – познакомить с новыми понятиями. Формировать умения детей отвечать на вопросы по содержанию слайдов,...

Краткосрочный проект "Я - россиянин"

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться н...