Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

ЖОЛОБОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА

Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.

Старший дошкольный возраст.

Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по  требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким  образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

В содержание труда дежурных по столовой .

·         На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка(в соответствии с графиком дежурств).

·         Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

·         Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

·         Дежурные сами или с помощью младшего воспитателя распределяют, кто что будет делать.

·         Младший воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, и сам учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

·         Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от младшего воспитателя.

·         Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).  

·         Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если младший воспитатель не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

·         Дежурные должны убирать, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, успеть лечь спать вместе с другими детьми.

·         Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

·         Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

·         Младший воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

·         Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

 

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

·         Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется: дети могут раздвигать столы, подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, набирать в розетку гуашь, клей, нарезать геометрические формы для занятия т.д.

·         Знать какие принадлежности нужны для разных видов продуктивной деятельности.

·         Уметь выбрать необходимые принадлежности из множества предложенных.

·         Дежурные на занятиях должны помогать воспитателю разложить на столах материалы; после занятия аккуратно все убирают.

 

Содержание работы дежурных по уголку природы

·         В старшей группе вводится дежурство по уголку природы.

·         Воспитатель показывает приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т.д.

·         Если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы, подчеркивает значимость работы дежурных, то работа дежурных будет успешнее

 

Старший возраст -это период, когда коллектив разветвляется на объединения.

В дежурстве есть три формы объединения детей:

-это объединение в парах;

-дружеские взаимосимпатии;

-избирательные взаимоотношения.

Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.

Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.

При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.

Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет уровень владения приемами работы, знания у детей о последовательности действий. И через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии дети оказываются в таких условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмут на себя, но так чтобы весь объем ее был выполнен.

Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

Правила дежурных, разработали совместно с детьми и воспитателем на занятии по обучению дежурить .

·         Нами изготовлены алгоритмы в помощь дежурным.

·         Делать все быстро и аккуратно

·         Если товарищ от тебя отстал –помоги

  • Объем работы дежурных может быть увеличен

 

 

 

Роль оценки при организации дежурств

·         По окончании работы дежурного, педагог оценивает ее , учитывая следующие факторы:

·         •отношение детей к работе;

·         •взаимоотношения с товарищами в процессе труда;

·         •отношение к материалам и инструментам;

·         •степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса;

·         •в определении оценки труда дежурного воспитатель исходит из поставленной задачи.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии и средства формирования положительного отношения к труду у дошкольников.

Представлен опыт работы детского сада по формированию положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год

Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"...

Труд в природном уголке - как одно из средств трудового воспитания дошкольника

В этом материале педагог делится опытом работы по трудовому воспитанию в подготовительной к школе группы....

Конспект занятия по формированию положительного отношения к труду и его результатам «Как мы научили Федору трудиться»

Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.Задачи:Воспитательные:воспитывать трудолюбие, небрежное отношение к неряшливости, неаккуратности;воспитывать доброжелательные...

Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников.

Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников. Подготовила Крыштоп Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР «Ромашка», г. Таганрог Не стоит забывать, что стремлен...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...