Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему
Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.
Старший дошкольный возраст.
Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.
Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:
-дежурство в столовой;
-подготовка к занятиям;
-дежурство в уголке природы.
В содержание труда дежурных по столовой .
· На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка(в соответствии с графиком дежурств).
· Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
· Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
· Дежурные сами или с помощью младшего воспитателя распределяют, кто что будет делать.
· Младший воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, и сам учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
· Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от младшего воспитателя.
· Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).
· Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если младший воспитатель не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
· Дежурные должны убирать, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, успеть лечь спать вместе с другими детьми.
· Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
· Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
· Младший воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
· Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.
· Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется: дети могут раздвигать столы, подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, набирать в розетку гуашь, клей, нарезать геометрические формы для занятия т.д.
· Знать какие принадлежности нужны для разных видов продуктивной деятельности.
· Уметь выбрать необходимые принадлежности из множества предложенных.
· Дежурные на занятиях должны помогать воспитателю разложить на столах материалы; после занятия аккуратно все убирают.
Содержание работы дежурных по уголку природы
· В старшей группе вводится дежурство по уголку природы.
· Воспитатель показывает приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т.д.
· Если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы, подчеркивает значимость работы дежурных, то работа дежурных будет успешнее
Старший возраст -это период, когда коллектив разветвляется на объединения.
В дежурстве есть три формы объединения детей:
-это объединение в парах;
-дружеские взаимосимпатии;
-избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.
При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.
Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет уровень владения приемами работы, знания у детей о последовательности действий. И через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии дети оказываются в таких условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмут на себя, но так чтобы весь объем ее был выполнен.
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
Правила дежурных, разработали совместно с детьми и воспитателем на занятии по обучению дежурить .
· Нами изготовлены алгоритмы в помощь дежурным.
· Делать все быстро и аккуратно
· Если товарищ от тебя отстал –помоги
- Объем работы дежурных может быть увеличен
Роль оценки при организации дежурств
· По окончании работы дежурного, педагог оценивает ее , учитывая следующие факторы:
· •отношение детей к работе;
· •взаимоотношения с товарищами в процессе труда;
· •отношение к материалам и инструментам;
· •степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса;
· •в определении оценки труда дежурного воспитатель исходит из поставленной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования
Проект для детей первой младшей группы...
Современные технологии и средства формирования положительного отношения к труду у дошкольников.
Представлен опыт работы детского сада по формированию положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год
Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"...
Труд в природном уголке - как одно из средств трудового воспитания дошкольника
В этом материале педагог делится опытом работы по трудовому воспитанию в подготовительной к школе группы....
Конспект занятия по формированию положительного отношения к труду и его результатам «Как мы научили Федору трудиться»
Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.Задачи:Воспитательные:воспитывать трудолюбие, небрежное отношение к неряшливости, неаккуратности;воспитывать доброжелательные...
Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников.
Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников. Подготовила Крыштоп Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР «Ромашка», г. Таганрог Не стоит забывать, что стремлен...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...