Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников.
методическая разработка (младшая группа)
Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников. Подготовила Крыштоп Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР «Ромашка», г. Таганрог Не стоит забывать, что стремление трудиться, в частности делать домашние дела, формируется у человека не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начинает уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь – он просто стремится участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа, бабушка, старшие братья и сёстры, мыть посуду, подметать пол, стирать, делать всё, как взрослые. Самое главное на данном этапе взросления ребёнка, не подавлять его инициативу в желании заняться тем или иным делом. Часто в семье возникает такая ситуация: малыш берёт веник и пытается подмести пол, имитируя действия старших. Мама чаще всего сначала приходит в умиление, а потом со словами: «Не трогай веник, сейчас весь мусор разнесёшь по дому», отбирает его у ребёнка, тем самым препятствует развитию интереса к трудовой деятельности. Как же вести себя взрослым? Для начала необходимо понять один момент: ребёнок всегда ждёт реакции взрослого на те или иные свои действия для того, чтобы определиться, правильно ли он поступает. Поэтому малыша нужно поощрять сразу, при первой же попытке сделать что-то в доме. Поблагодарите и похвалите ребёнка: «Ты хочешь мне помочь? Спасибо!» В этом случае малыш усвоит, что помогать маме – хорошо и правильно. Хорошо, заниматься чем-то вместе, дети обожают делать что-то со старшими, причём так же, как они. Если убираете квартиру, дайте малышу тряпку, пусть вытирает пыль. Печёте пироги- дайте ребёнку кусок теста, и пусть лепит колобка. Дети любят выполнять маленькие поручения, нести за что-то ответственность. Задача взрослого- эти поручения придумывать. Например, что-то куда-то отнести, положить на место и т.д. Запаситесь терпением. Понятно, что такая «помощь» поначалу может добавить вам работы. Даже если приходиться вытирать лужи на полу, а всё средство для мытья посуды оказалось в раковине, сохраняйте спокойствие. Вы же понимаете, что малыш сделал это не нарочно и так будет не всегда. Он хочет вам помочь, и это уже здорово. Объясните ребёнку, что надо выдавливать чуть-чуть этого средства. Придумайте сказку про весёлые капельки, которые живут в таком пузырьке и умеют хорошо мыть посуду. Предоставляйте крохе возможность сделать то, что он хочет, в той форме, которая ему по силам. Если желает вымыть посуду, дайте ему для начала что-то небьющееся и не слишком грязное. При тяге к стирке пусть постирает собственные носочки или носовой платок. Никогда не препятствуйте, если малыш хочет что-то сделать, а вы точно знаете, что он этого ещё не умеет, или если вам в данный момент очень некогда. Дайте ему возможность попробовать себя. Пусть сделает хоть чуть-чуть. Ведь важен не результат, а процесс. Часто взрослые не дают детям настоящие кастрюльки, тарелки, щётки, и т.д., а пытаются заменить настоящие вещи игрушками. Конечно, в игрушечных посуде и пылесосе нет ничего плохого, но они не заменят настоящих, к которым малыш всё равно проявит интерес, и которые необходимы ему для полноценного развития. Говорите ребёнку «пожалуйста» и «спасибо», особенно если хотите, чтобы он говорил эти слова вам и другим людям. Уважайте малыша. Искренне цените то, что он делает. Дайте ребёнку понять, что его вклад в общее дело важен не меньше, чем ваш. Он такой же, как и вы, полноправный участник жизни. Всеми этими мерами взрослые могут поддерживать в малыше стремление помогать, формировать устойчивую привычку к труду и позитивное к нему отношение, не просто воспитывать помощника, а закладывать в ребёнке программу успешного будущего, высокой самооценки и уверенности в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud.docx | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитать помощника. Формирование положительного отношения к труду у дошкольников.
Подготовила Крыштоп Е.В. воспитатель
МБДОУ ЦРР «Ромашка», г. Таганрог
Не стоит забывать, что стремление трудиться, в частности делать домашние дела, формируется у человека не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начинает уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь – он просто стремится участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа, бабушка, старшие братья и сёстры, мыть посуду, подметать пол, стирать, делать всё, как взрослые.
Самое главное на данном этапе взросления ребёнка, не подавлять его инициативу в желании заняться тем или иным делом. Часто в семье возникает такая ситуация: малыш берёт веник и пытается подмести пол, имитируя действия старших. Мама чаще всего сначала приходит в умиление, а потом со словами: «Не трогай веник, сейчас весь мусор разнесёшь по дому», отбирает его у ребёнка, тем самым препятствует развитию интереса к трудовой деятельности.
Как же вести себя взрослым? Для начала необходимо понять один момент: ребёнок всегда ждёт реакции взрослого на те или иные свои действия для того, чтобы определиться, правильно ли он поступает. Поэтому малыша нужно поощрять сразу, при первой же попытке сделать что-то в доме. Поблагодарите и похвалите ребёнка: «Ты хочешь мне помочь? Спасибо!» В этом случае малыш усвоит, что помогать маме – хорошо и правильно. Хорошо, заниматься чем-то вместе, дети обожают делать что-то со старшими, причём так же, как они. Если убираете квартиру, дайте малышу тряпку, пусть вытирает пыль. Печёте пироги- дайте ребёнку кусок теста, и пусть лепит колобка.
Дети любят выполнять маленькие поручения, нести за что-то ответственность. Задача взрослого- эти поручения придумывать. Например, что-то куда-то отнести, положить на место и т.д. Запаситесь терпением. Понятно, что такая «помощь» поначалу может добавить вам работы. Даже если приходиться вытирать лужи на полу, а всё средство для мытья посуды оказалось в раковине, сохраняйте спокойствие. Вы же понимаете, что малыш сделал это не нарочно и так будет не всегда. Он хочет вам помочь, и это уже здорово. Объясните ребёнку, что надо выдавливать чуть-чуть этого средства. Придумайте сказку про весёлые капельки, которые живут в таком пузырьке и умеют хорошо мыть посуду.
Предоставляйте крохе возможность сделать то, что он хочет, в той форме, которая ему по силам. Если желает вымыть посуду, дайте ему для начала что-то небьющееся и не слишком грязное. При тяге к стирке пусть постирает собственные носочки или носовой платок. Никогда не препятствуйте, если малыш хочет что-то сделать, а вы точно знаете, что он этого ещё не умеет, или если вам в данный момент очень некогда. Дайте ему возможность попробовать себя. Пусть сделает хоть чуть-чуть. Ведь важен не результат, а процесс. Часто взрослые не дают детям настоящие кастрюльки, тарелки, щётки, и т.д., а пытаются заменить настоящие вещи игрушками. Конечно, в игрушечных посуде и пылесосе нет ничего плохого, но они не заменят настоящих, к которым малыш всё равно проявит интерес, и которые необходимы ему для полноценного развития.
Говорите ребёнку «пожалуйста» и «спасибо», особенно если хотите, чтобы он говорил эти слова вам и другим людям. Уважайте малыша. Искренне цените то, что он делает. Дайте ребёнку понять, что его вклад в общее дело важен не меньше, чем ваш. Он такой же, как и вы, полноправный участник жизни.
Всеми этими мерами взрослые могут поддерживать в малыше стремление помогать, формировать устойчивую привычку к труду и позитивное к нему отношение, не просто воспитывать помощника, а закладывать в ребёнке программу успешного будущего, высокой самооценки и уверенности в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования
Проект для детей первой младшей группы...
Современные технологии и средства формирования положительного отношения к труду у дошкольников.
Представлен опыт работы детского сада по формированию положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год
Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"...
План–конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы
План–конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы Ольга Фатерова Тема: «Формирование положительного отнош...
Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.
Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.Старший дошкольный возраст.Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном...
Конспект занятия по формированию положительного отношения к труду и его результатам «Как мы научили Федору трудиться»
Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.Задачи:Воспитательные:воспитывать трудолюбие, небрежное отношение к неряшливости, неаккуратности;воспитывать доброжелательные...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...