Воспитание толерантного поведения у детей
статья на тему
Актуальность формирования толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессии и нетерпимости в обществе, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных поблеем снижение заботы и внимания со стороны современных родителей к детям и бедственное, особенно в социальном плане, положение людей с ограниченными возможностями в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnosti_balashova.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантного поведения у детей (слайд 1)
Актуальность формирования толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессии и нетерпимости в обществе, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных поблеем снижение заботы и внимания со стороны современных родителей к детям и бедственное, особенно в социальном плане, положение людей с ограниченными возможностями в нашей стране.
Современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. «Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов с взрослыми и сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Общество выбирает толерантность, как основополагающий принцип морали. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.
Что же такое «толерантность»? (слайд 2)
Толерантность, терпимость (рус.) - терпение, терпеливость, принятие. Добровольное перенесение страданий, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.
(слайд 3) Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:
Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
(слайд 4) В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» одной из главных задач является «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ».
Представители свободного воспитания в лице Ж.Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.Толстой неоднократно высказывали идеи, близкие к идеям толерантности. Взгляды Ж.Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы. Идеи М.Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному воздействию со стороны педагога. Л.Н.Толстой выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности и демократизма. Особый интерес внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогик основанной на принципах Р.Штейнера.
Гуманистические идеи лежат в основе взглядов В.А.Сухомлинского. Идеи толерантности содержат работы педагогов Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильиной, С.И.Лысенковой, В.Ф.Шаталова.
Отечественные психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка.
В Программе развития МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» «Мы разные, но мы вместе», выделены принципы воспитания толерантности: (слайд 5)
- Признание – это способность видеть и уважать в другом человеке носителя других ценностей.
- Принятие – положительное отношение к таким отличиям.
- Понимание – это способность взглянуть на другого человека одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Под толерантным поведением детей дошкольного возраста мы понимаем сформированность структурно-функциональных качеств адекватных возрасту детей:
- когнитивных (сформированность осознания первичных нравственных понятий «Что такое хорошо, и что такое плохо»);
- эмоционально-ценностных (сформированность эмоционального отношения к нравственным нормам «Одобряю, не одобряю»);
- регулятивных (сформированность поведенческих реакций «Помогаю, заступаюсь, делюсь»)
- коммуникативных (сформированность коммуникативных качеств «Играем вместе, играю с друзьями»).
Работа с детьми в атмосфере сотрудничества, толерантности и поддержки строится по 3 направлениям:
(слайд 7) Социализация:
• Развитие самостоятельности, через предоставление помощи;
• Обогащение коммуникативного и нравственного опыта детей дошкольного возраста;
• Развитие терпения, сочувствия, гуманности к детям с особыми образовательными потребностями;
(слайд 8) Психологическая поддержка:
• Исключение чувства превосходства у типично развивающихся детей;
• Исключение комплекса неполноценности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
(слайд 9) Педагогическая помощь:
• Индивидуальное развитие каждого ребенка независимо от его потребностей;
• Активизация когнитивного развития у детей дошкольного возраста;
(слайд 10) В нашем детском саду формирование толерантного поведения у детей осуществляется через:
- парциальную программу «Давай дружить» :
- занятия, игры в круге,
- традиционные круги приветствия,
- обсуждение и проигрывании ситуаций,
- упражнения,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций,
- просмотр отрывков из мультипликационных фильмов,
- продуктивная деятельность.
- Традиционные дела в соответствии с Календарем добрых дат, календарно-тематические периоды, направленные на формирование позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
- Изучение Экологии родного края:
- раздел основной общеобразовательной программы «Экология родного края» (в мире растений, в мире животных, сезонные изменения, защитники природы)
- дополнительная общеразвивающая программа «Народный календарь» народные приметы календаря природы, народные традиции)
- учебно-исследовательская деятельность,
- наблюдения на прогулке.
- Экологические праздники: «Осенний урожай», «Здравствуй , весна!», «День земли», «День птиц»
- Труд в природе,
- Уголок природы
- Огород на окне,
- Цветники
- Календарно-тематические периоды в детском саду: «Ласточка с весною в гости к нам спешит», «Будем мы всегда ценить и природой дорожить!»
- Традиционны экологические мероприятия в детском саду:
Праздник «Дары Осени»
Встреча весны
День земли, воды и солнца
Марафон экологических мероприятий
Игра – путешествие «Родина моя»
- Совместные игры
- Игры по глобальному чтению (лото, разрезные картинки, стирка, варим суп и др.) и игровые упражнения, направленные на развитие чувства близости с другими детьми.
- Проведение сюжетно-ролевых, народных и хороводных игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия
Девиз нашего детского сада: «Мы такие разные, но мы вместе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»
Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...
Новые направления работы по воспитанию толерантного поведения детей
Семинар для педагогов...
«Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей»
Презентация на районном семинаре для воспитателей детских садов....
Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...
«Формирование основ толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность явля...
Семья, как основа формирования толерантного поведения у детей. Для выступления на БРЧ
Семья, как основа формирования толерантного поведения у детей Материал подготовила: Новопашина Т.П., Воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 74 для выступления н...
Семинар - практикум «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»
Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.Задачи:-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психоло...