Новые направления работы по воспитанию толерантного поведения детей
учебно-методический материал на тему

Ваганова Светлана Станиславовна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_seminar.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Новые направления работы

по воспитанию толерантного поведения детей

Ваганова С.С., заместитель директора по дошкольному образованию

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди

Бернард Шоу

Толерантное сознание как атрибут интеллигентного человека

«Толерантность делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

В одном из выступлений генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, призывал обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности.

Сложно быть миролюбивым поневоле, постоянно ожидая за отклонение от навязанных тебе норм миролюбия и уважения к другому отнюдь немиролюбивого удара палкой.

Человека нельзя заставить быть миролюбивым. Тем не менее в ситуации, требующей не рассуждения, а действия, он (осознанно или неосознанно) будет воспроизводить привычные ему модели поведения.

Установка на толерантность представляет собой не столько рациональный, сколько волевой акт и проявляется в действии, а не в абстрактном рассуждении на тему.

Но как сформировать эту волевую установку?         

Корни толерантности не в недостатке доброй воли, а в собственной ограниченности, т.е. вследствие своей человеческой сущности к весьма ограниченному набору ценностных установок, жестко локализованных в пространстве и времени. Проблема понимания и принятия другого связана с проблемой понимания самого себя.

В зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» отличны, это понятие может выражать три значения:

  1. Устойчивость и выносливость
  2. Терпимость
  3. Доступное отклонение

Что такое толерантность?

  • Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям.
  • Толерантность – это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть. Если бы все люди были бы такими, то мир бы был совсем другим, намного лучше.
  • Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание – эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.
  • Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.
  • Проявления сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

Критерии толерантности

  • Равноправие
  • Взаимоуважение
  • Равные возможности в политической жизни
  • Сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств
  • Охват событиями общественного характера, как можно большего количества людей
  • Возможность следовать своим традициям
  • Свобода вероисповедания
  • Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем
  • Позитивная лексика

Проявления нетерпимости

  • Оскорбления, насмешка
  • Игнорирование
  • Негативные стереотипы, предрассудки
  • Поиск врага, перенос вины
  • Преследования, угрозы
  • Дискриминация по половому признаку, сексуальной ориентации и др.
  • Расизм
  • Национализм
  • Фашизм
  • Империализм
  • Эксплуатация
  • Осквернение религиозных культур
  • Изгнание
  • Репрессии

Толерантность воспитывается в детском саду

Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

И это не случайно. Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка - период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Направления формирования толерантности детском саду

  1. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста по направлениям:
  • позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями,
  • научение способам разрешения конфликтов («Практическая детская конфликтология»),
  • изучение национальных особенностей других народов («Все мы похожи»).
  1. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей.
  2. Распространение идей толерантности и практического опыта их формирования в условиях детского сада.
  3. Принятие людей с ограниченными возможностями.

В игротерапевтических занятиях используются телесно-ориентированные психотехники, что позволяет детям получать переживания и усваивать их на базовом, физиологическом уровне (тепло — холодно, приятно — неприятно и т.п.), минуя моральные, оценочные суждения (хорошо — плохо). Ниже приводится примерный график занятий.

Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями

Занятия 1–3.«Лабиринт». Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой — ведомого. У ведомого завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем, по маршруту (построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и пр.). Затем дети меняются ролями.

Занятия 4–6.«Научи меня говорить». Все участники (дети и взрослые) принимают на себя роль людей с трудностями общения, не говорящими — общаемся с помощью жестов, знаков, специальных символов, нарисованных на майках.

Занятия 7–10.Танцы руками. Занятия под музыку (разную по темпу и настроению — расслабляющую, активную, грустную и пр.) в парах. Тело одного ребенка становится танцевальной площадкой для рук другого.

В конце каждого занятия традиционная часть — чаепитие с обсуждением, где каждый делится своими впечатлениями. Например, кем понравилось быть — ведущим или ведомым, есть ли разница — с кем играть в паре. Также все обсуждают план следующего занятия.

Практическая детская конфликтология

Эта методика помогает детям справиться с подавленной агрессией, осознавать свои желания, искать способы удовлетворения своих желаний. Дети учатся следующим умениям: соблюдать правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать и проигрывать.

Занятия 1–3.Цель — отработка подавленной агрессии. Бои по правилам. Рыцарский турнир. Бокс. Бой подушками на перекладине. Каждое из занятий оформляется по теме. И каждый из детей вступает поочередно друг с другом в бой, соблюдая принятые правила. На занятии используются только безопасные материалы (воздушные шарики, мягкие подушки).

Занятия 4–6. «Сам такой». Цель — отработка подавленной оральной агрессии. Дети встают полукругом, один из детей встает напротив и подушкой кидает по очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, видом транспорта — может быть использована любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая».

Занятия 7–9. Цель — развитие коммуникации, умения работать в команде. Игры с парашютом. Дети берут парашют (большое полотнище без строп) за лямки и вместе выполняют различные упражнения, которые требуют сплоченности команды (например, подкидывают мячик, бегают по кругу как на карусели, по команде залезают под парашют и устраивают кучу-малу).

Занятия 10–11.Цель — развитие навыков планирования своих действий, умение работать совместно. Игры с туалетной бумагой (подробно описаны в методике по проведению групповой игротерапии).

Занятия 12–14. Разыгрывание по ролям конфликтных ситуаций со сменой ролей и способов их решения. У ведущих имеются заготовленные сюжеты для конфликтных ситуаций и способов их разрешения, и им посвящена первая половина занятий, вторая же половина состоит из предложенных детьми ситуаций и способов.

«Все мы похожи»

В основу занятий положена книга «Мы все так похожи», изданная Дорлинг Киндерсли в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, а также изучение национальных особенностей детей из бывших союзных республик.

Занятия 1–12. На этих занятиях мы знакомимся с ребятами из разных стран мира, которые рассказывают о своем доме, о школьных уроках, о книгах, игрушках и о любимой еде. Все, что можно сделать, — попробовать национальную еду, построить или нарисовать дом, сделать национальные сувениры или примерить национальную одежду — мы планируем воплощать на наших занятиях с обязательным обсуждением собственных впечатлений.

По итогам каждого цикла занятий планируется проводить конкурсы детских рисунков и сказок на тему толерантности, где воплотятся впечатления детей от приобретенных знаний. Также планируется издание календаря с детскими рисунками и небольших брошюр со сказками (при наличии финансовых средств), рассылка их по разным городам России и другим странам мира.

16 ноября — День толерантности. Праздник рисунков. Мы пишем вместе с детьми письма Незнакомому другу и рассылаем их по России и в другие страны мира — в детские сады, больницы и т.п. с рассказами о нашем празднике, детском саде и на другие темы. В празднике принимают участие дети, посещающие детский сад, их родители, братья, сестры, дедушки и бабушки. Обычно приглашаются представители местных органов власти, специалисты в области дошкольного воспитания. В дальнейшем мы планируем создать видеофильм о празднике.


тренинг  «Учимся толерантности»

из книги А.Г. Асмолова «На пути к толерантному сознанию»


  1. «Знакомство» - придумать псевдоним, который будет характеризовать характер человека (упражнение как «Снежный ком»)
  2. «Чем мы похожи» - участники находят сходство между собой
  3. «Волшебная лавка» - участники выясняют каких качеств не хватает для того, чтобы стать толерантной личностью
  4. «Похвали себя сам! Памятка на черный день» – участники делят  лист бумаги на три части (мои лучшие черты, мои лучшие таланты, мои достижения) – по желанию можно зачитать!
  5. «На какого сказочного героя похож» - участник бросает мяч и говорит на какого сказочного героя похож другой, а тот называет свои ощущения.
  6. «Пять добрых слов» - лист бумаги подписывается, рисуют руку, передают лист по кругу и на каждом пальце пишут добрые слова человеку, характеризующие участника (какие чувства вы испытываете, когда читают ваши достоинства? Все ли достоинства вам известны?)
  7. «Что моя вещь знает обо мне?» («Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…»)
  8. «Успей вставить слово» - участники друг другу бросают мяч, первый называет существительное, а другой должен быстро придумать глагол, подходящий по смыслу.

терпение

снисхождение

расположенность к другим

чувство юмора

чуткость

доверие

терпимость

доброжелательность

склонность не обсуждать других

гуманизм

умение слушать

любознательность

способность к сопереживанию

умение владеть собой



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Воспитание толерантного поведения у детей

Актуальность формирования толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессии и нетерпимости в обществе, рост конфликтов и проти...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию толерантного поведения детей «Мы разные, но мы вместе»

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру....