«Формирование основ толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
консультация

Шаулина Анжела Викторовна

Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Консультация

«Формирование основ толерантного поведения

у детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила:

старший воспитатель

Шаулина

Анжела Викторовна


«Теперь, когда мы научились

 летать по воздуху, как птицы,

 плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди».

 Б. Шоу

         В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

         Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их историческим опытом. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и  отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.

    Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Этот период очень важен для развития личности ребёнка: интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Поэтому одним из направлений работы нашего ДОУ является решение задач формирования толерантности как начальному этапу в нравственном развитии дошкольников. Во всех видах детской деятельности педагоги проводят работу по развитию у детей  элементарных представлений о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, что способствует решению основной задачи воспитания – формирование доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

         В формировании основ толерантного поведения  опираемся  на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

         Для того, чтобы вся работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуем  большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов родного края;
  • сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  • народные подвижные игры;
  • проведение праздников, например таких как «Рождественские встречи», «Масленица», «Пасха», «День матери», «Дорогою добра», «Семья вместе, так и душа на месте» и др.;
  • игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  • сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок.

         Результатом данной работы является то, что дети:

  • знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают  схожими чертами (строение тела, эмоции);
  • осознают собственную ценность и ценность других людей;
  • проявляют эмпатию и толерантность в отношениях с окружающими;
  • обладают способностью выражать свои чувства и понимать чувства другого, находить конструктивное решение конфликта. 

Таким образом, происходит воспитание толерантных установок у дошкольников, им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка  трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа по взаимодействию воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировоззрение которых основано на принципах толерантности. И именно мы, педагоги, должны закладывать толерантность как одну из основ личности ребёнка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчёркивать значимость других людей, не похожих на самого ребёнка.

Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход....

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер – класс для воспитателей «Игры на формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер – класс «Игры на формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и разви...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...