Семинар - практикум «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»
материал
Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи:
-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психологов;
-формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-проанализировать и определить пути помощи и поддержки ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 53.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»
Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи:
-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психологов;
-формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-проанализировать и определить пути помощи и поддержки ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
Материалы:
-презентация;
- сундучок с мелкими предметами (ключ, зеркало, очки, рюкзак, свеча, ладонь и т.д.)
-музыка для релаксации;
-сердечки для рефлексии, ручки;
-листы, фломастеры, карандаши, ножницы – для создания коллажа;
- книга А.С. Сиротюк «Воспитание ребенка в инклюзивной среде»;
- проек « Если каждый друг к другу будет терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир»;
- игра «Волшебный куб»;
-игра «Эмоции»
Ход
(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня в рамках «Недели психологии» семинар – практикум. Прежде чем начать нашу беседу я бы хотела вспомнить с вами сказку Андерсена «Гадкий утёнок».(2СЛАЙД)
«У утки появился на свет птенец, совсем непохожий на своих симпатичных братьев и сестёр. Некрасивый утенок, пережив немало насмешек и злоключений, превратился в прекрасного лебедя. Но не возгордился, так как имел доброе и отзывчивое сердце».
Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим?
Тема нашего семинара «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ» ( 3 СЛАЙД)
В настоящее время активно пропагандируется инклюзивное образование, ведется большая работа по созданию доступной среды для детей с ОВЗ. Многие образовательные учреждения открыли свои двери для «особых» воспитанников и учащихся.
А что же такое «толерантность»? (4 СЛАЙД)
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
В испанском языке - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
(5 СЛАЙД) Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- Обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней.
- Право на инклюзивное образование по месту жительства.
- Право родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
- Участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
По статистике в России на 2022 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ
( 57,7% - мальчики,42,3% - девочки). Наблюдается тенденция роста таких детей на 10% ежегодно, территориально цифры могут варьироваться. Эти дети нуждаются не только в особых программах обучения, но и в социальной адаптации.
Воспитание толерантности к детям с ОВЗ нам надо начинать с себя. От нас с вами зависит, чему мы научим ребёнка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Необходимо знание новых методик.
Отношение к детям с ОВЗ часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в детстве, дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства. По мнения ученых, если дошкольник находился в одной среде со сверстниками с ОВЗ, имеет представление о них, опыт общения с ними, то в школе он отнесется к «особенным» детям с пониманием и принятием.
Что же должны делать педагоги, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к детям с ОВЗ? (6 СЛАЙД)
1 Необходимо вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.
2.Организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя их, учитывая принцип равенства позиции в общении.
3. Воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.
4. Использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.
(7 СЛАЙД) Какие задачи решаются в ходе формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям с ОВЗ?
1. Формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
2. Учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться, как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
3.Терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.
4. Ребенок должен научиться выдержке и терпению.
5. Большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
6. Ребенок должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.
(Описание практики)
При создании проекта толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ОВЗ « Если каждый друг к другу будет терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир» за основу использовалась книга А.С. Сиротюк «Воспитание ребенка в инклюзивной среде» (показать). В нашем дошкольном учреждении 3 группы комбинированной направленности, 3 группы компенсирующей направленности, одна из них группа кратковременного пребывания детей. В детском саду 103дошкольника с ОВЗ, 43ребенка – инвалида.
Данный проект реализуется в группе комбинированной направленности детей 6 -7 лет. В группе 37 человек (27 мальчиков, 10 девочек). Среди воспитанников данной группы 3 ребенка с нарушением зрения, ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, который два года проходил обучение и воспитание на дому, 16 детей с нарушением речи, 2 ребенка – инвалида, двое детей из семей, где есть дети – инвалиды..
Актуальность проблемы: поиск способов и методов формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Ведущая идея проекта: создание системы работы по формированию толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ.
Гипотеза проекта: воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у всех участников образовательного процесса навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.
В свою очередь включѐнность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Условия реализации: педагогам следует способствовать созданию в ДОУ толерантной среды, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Целенаправленную работу необходимо проводить и с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому положительный пример родителей в толерантном отношении к детям с ОВЗ имеет гораздо большее значение, чем просветительская работа специалистов помогающих профессий.
Цель проекта: создание модели психолого-педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей (законных представителей) для работы по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Основная задача: создать необходимые условия для формирования основ толерантной культуры по отношению к детям с ОВЗ.
Основные направления работы
Аналитико-прогностический (подготовительный) этап.
На данном этапе был проведен анализ научной литературы, современных представлений о толерантности, основных компонентов этого интегративного качества и этапов его формирования.
Для диагностики толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья используют методику А.С. Сиротюк.
Диагностика проводится с целью исследования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности старших дошкольников. (показать)
При работе используются рисунки с изображением мальчиков и девочек с ОВЗ: «Ребенок в очках», «Ребенок со слуховым аппаратом» ( 8 СЛАЙД) , «Ребенок на костылях» , «Ребенок в инвалидной коляске» ( 9 СЛАЙД) ; рисунки для распознавания эмоций: «Дети в инвалидных колясках (грустный и веселый)» ( 10 СЛАЙД), «Дети с подарками в руках, выражающие негативные эмоции (злость и обида)» ( 11 СЛАЙД) .
Для исключения гендерного фактора при диагностике в качестве стимульного материала использовались пары рисунков (с изображением мальчика и девочки) (показать)
Инструкция ребенку. «Я буду задавать тебе вопросы и показывать картинки, тебе нужно будет рассказать то, что ты знаешь, и выполнить задания».
Диагностика помогает определить уровень знаний детей о сверстниках с ОВЗ ( когнитивный компонент); исследовать уровень мотивации к общению с «особенными» детьми (мотивационный компонент); выявить эмоциональное отношение детей к сверстникам с ОВЗ (эмоционально-волевой компонент); исследовать способность к выстраиванию взаимоотношений с детьми с ОВЗ в различных ситуациях (поведенческий компонент).
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществлялось через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитывается в детях открытость и уважение к другим людям, прививается способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Чтобы научить детей видеть в «особенном» ребенке обычного, целесообразно использовать две технологии: «Пусть дети учат друг друга» и «ТРИО».
Технология «Пусть дети учат друг друга» (12 СЛАЙД) заключается во взаимном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением педагога. Эту технологию можно использовать при обучении по разным образовательным областям(13 СЛАЙД) . Данную технологию эффективно применять в качестве инструмента на этапе закрепления полученных навыков и знаний. Проводится совместно с воспитателем группы.
Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего воспитанника. Еще один вариант – взаимное обучение в условиях группы, когда все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся.
Следует также отметить, что воспитанники с особыми образовательными потребностями, выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в освоении программы.
При применении данной технологии «особенному» воспитаннику уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества в группе и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.
Технология «ТРИО» (14 СЛАЙД) направлена на совместную деятельность ребенка, педагога и родителей, которая помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Развлечения, праздники проводимые в течение года, были направлены на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Участвуя в изготовлении поделок и выставках совместных работ, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Любое совместное мероприятие позволило родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом, перенять у педагога приемы обучения и воспитательного воздействия.
Для воспитанника с ОВЗ занятия по данной технологии повышают самооценку, обеспечивают эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Формы работы с дошкольниками по формированию толерантного поведения по отношению к сверстникам с ОВЗ
- беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг к другу («Очки – лекарство для глаз» (15 СЛАЙД), «Мы другие, но мы рядом»)
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях ( «Голубая фея», «Разочарованный принц», «Царевна-лягушка или Василиса прекрасная» (16 СЛАЙД) , «Особенный цветок»);
- музыкатерапия;
- сказкотерапия («Маленький котенок», «Кто из нас прав?», «Сказка про глухого волчонка», «Сказка про белочку которая заикалась» и другие из сборника «Сказки для и про «особенных» детей», в историях говорится об «особенностях» героев, которые не мешают им жить и радоваться, исполнять мечты и достигать успехов, поверить в себя и найти свой путь - (показать));
-(17 СЛАЙД) игротерапия - широко используются игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы, ролевые игры, проигрывание ситуаций, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; ( (18СЛАЙД)
(19 СЛАЙД) - арт-терапия («Рисунок толерантности», рисование ладонями, «Рисунок в круге»)
-(20 СЛАЙД) использование художественного слова — стихотворений (А. Барто «Вовка - добрая душа»), рассказов (В.Короленко «Слепой музыкант»), сказок (В.Катаева «Цветик-семицветик», Б.Заходера «Серая звездочка» ), мирилок, пословиц и поговорок.
- видеопросмотры - просмотр социального ролика “Люди так не делятся”, о параолимпийцах « Путь к успеху!», о Сакинат Магомедовой – женщине без рук, «Искусство толерантности», мультфильмов «Дети – бабочки», «Девочка и дельфин», «Голубой щенок», «Господин АУ».
-использование наглядных пособий — сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем (размышление «Почему грустит девочка?», «Собака поводырь», «Слуховой аппарат», «Жестовая речь», « Шрифт Брайля»).
- психогимнастика, включающая в себя пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми.
-конструирование;
-(21 СЛАЙД) сочинение сказок и историй самими детьми («Чучело-мяучело»); инсценировки сказок.
-(22 СЛАЙД) проведение совместных праздников, развлечений, спортивных мероприятий, театрализованная деятельность дошкольников с целью знакомства детей;
-(23СЛАЙД) проведение акций («Дети – детям», «Помоги ближним», «Добрые дела»);
- курс занятий с детьми: «Человек среди людей»(30 занятий).
Группа формируется по результатам диагностики. Оптимальное число участников группы — 7—9 человек. Продолжительность одного занятия 15-20 минут.
Занятия с 1 по10 направлены на формирование познавательного (когнитивного) компонента; занятия с 11 по 20 – эмоционального компонента; занятия с 21 по 30 – поведенческого компонента.
Становление мотивационного компонента толерантности происходит на протяжении всего курса.
Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Данные дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ, проектов по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Расписывается календарь толерантности, мероприятия которого могут быть включены и в воспитательную программу дошкольного учреждения.
Календарь толерантности
ТЕМА | МЕСЯЦ | Форма проведения мероприятий | Название мероприятия, совместный продукт освоения темы |
«Правила поведения среди людей» | сентябрь | Презентация Конкурс мирилок Беседа | «Все люди достойны уважения», «Давай жить дружно», «Поговорим о доброте» |
«Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение» | октябрь | Игра Беседа Коллективный рисунок | «Терпеливый человек», «Добрые дела», «Мы вместе» |
«Всемирный день толерантности» | 16 ноября | Игра – путешествие Конкурс Беседа Изотерапия | «Друзья милосердия», «Улыбка дня», «Мир спасет доброта», «Рисунок толерантности» |
«Всемирный день ребенка» | 20 ноября | Развлечение Коммуникативная игра Конкурс рисунков | «Я и мир вокруг меня», «Я хочу с тобой дружить», «Дай руку друг» |
«Всемирный день приветствий» | 21 ноября | Конкурс чтецов Развлечение Акция | «Мир волшебных слов и добрых дел», «Шаг на встречу», «Дети-детям» |
«Международный день инвалидов» | 3 декабря | Праздник Беседа о параолимпийцах Презентация | «Лети, лети, лепесток», «Путь к успеху!», «Смотри на меня, как на равного» |
«Международный день спонтанного проявления доброты» | 17 февраля | Развлечение Беседа | «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты», «Мы другие, но мы рядом» |
«Международный день семьи» | 15 май | Акция Рисунки на асфальте Фестиваль | «Добрые дела», «Хоровод дружбы», «Мы все можем» |
«Международный день защиты детей» | 1 июня | Видеоролик Рисование Праздник | «Детство без границ», «Мое настроение», «Пусть всегда будет солнце» |
«День любви, семьи и верности» | 8 июля | Фотовыставка Конкурс | «Дружная семейка», «Герб семьи» |
Результаты апробации проекта, способствующего формированию толерантности у старших дошкольников в условиях интегрированного обучения, позволяют говорить об изменениях во взаимоотношениях между детьми с нормативным развитием и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая часть
«Ассоциативные связи»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития сенсорных систем.
Предлагалю Вам связать понятие «толерантность» с пятью сенсорными системами и подобрать к нему цвет, вкус запах, звук и тактильное ощущение.
Предварительно с детьми проводится беседа о том, что такое толерантность, изучались различные цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения.
Итак, представители от первого стола выберут цвет -(24СЛАЙД) с которым они ассоциируют понятие.8 цветов представлены перед Вами.
48% детей связали понятие с теплыми цветами: желтый, оранжевый, красный, зеленый.
30% - выбрали нейтральные цвета (белый, серый)
22% участников ассоциируют слово с холодными цветами: голубым, фиолетовым.
Второму столу(25СЛАЙД) предлагается из предложенных продуктов выбрать тот по вкусу, который ассоциируется с понятием «толерантность» (лимон, сол.огурец, конфета, перец
У 58%детей представление о толерантности вызывают ассоциации со сладким вкусом,
у 28% – с кислым,
у12% - с соленым.
Горький вкус назвал 1 ребенок.
Представители третьего стола будут ассоциировать понятие с запахом(26СЛАЙД) . Вам предлагается 4 запаха (цветочный, фруктовый (ягодный), хвой, с кондитерскими ароматами)
38% детей выбрали цветочные,
30% - фруктово – ягодные ароматы,
12% - связали с запахом хвои
20% - с кондитерскими ароматами (ваниль, корица)
Четвертый стол выбирает с чем ассоциируется понятие с помощью тактильных дощечек(27СЛАЙД) (тяжелая, легкая, холодная, теплая, гладкая, шероховатая)
При выборе тактильных ощущений36% назвали толерантность « мягкой»,42% «гладкой». Некоторые дети назвали « теплой» -4 ребенка и « тяжелой» - 1. (28СЛАЙД)
Все вместе мы прослушаем различные звуки (приятные и не очень) и выясним наши слуховые ассоциации ( шум моря, шелест деревьев, скрипка, крики дельфинов, мурлыканье кошки, пение птиц, треск льда, завывание метели.(Слушание звуков)
У большинства воспитанников понятие «толерантность» ассоциировалось с приятными звуками
48 % детей назвали шум моря, шелест деревьев
28% - музыкальные инструменты (скрипка, флейта, виолончель)
14% голоса животных (крики дельфинов, мурлыканье кошки, пение птиц).
Некоторые дети связали толерантность с «опасными», грозными звуками( треск льда -1ребенок, завывание метели – 1)
Связывая воедино зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, дошкольники быстрее будут усваивать абстрактное понятие «толерантность» и проявлять к нему больший интерес.
Упражнение "Волшебный сундучок"
Цель: работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Ход: Ведущий проходит по кругу с "волшебным" сундучком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру".
Упражнение "Эмблема толерантности"
Цель: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: цветные карандаши или фломастеры, ножницы,бумага
Ход: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Заключительный этап упражнения - презентация эмблем.
Аукцион педагогических идей(29СЛАЙД)
Релаксация Включить музыку)
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спину, расправьте плечи. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь» - потом выдохните. Вдох: - «Я - лебедь» - выдох (3 раза}. Хорошо!
Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох — выдох (3 раза). Можно свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох - выдох... (3 раза).
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!... Вдох - выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.
Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже.... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди.... И вот ноги легко коснулись земли.... Вытянем шею, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательным был полет!
(30 СЛАЙД) Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя! Главное чтобы окружающие принимали, сочувствовали, сопереживали, сострадали.
Толерантность - это то качество, которое должно присутствовать в каждом человеке. Если посмотреть на себя, то мы не все сможем сказать, что я толерантный человек. Бывает мы прислушиваемся к чужим мнениям, не терпимы по отношению к другим и легко раздражаемся. Но нужно воспитывать в себе это качество. Н если человек сам не поймет, что терпимость и выдержка по отношению к другим бесспорно очень важны, то никто не сможет воспитать в нем эти чувства. Позволим себе быть терпимее и добрее. Добро порождает добро.
(31 СЛАЙД)
Обратная связь от участников
Рефлексия
Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать? ( Обмен мнениями и чувствами о проведенном семинаре)
Свои пожелания, впечатления напишите, пожалуйста, на сердечках. Мы соберем их в одно большое сердце с уверенностью, что наша сегодняшняя встреча не зря.
(32 СЛАЙД)
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста. Цель познакомить родителей с игровыми приёмами для развития познавательных процессов....
Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста" и мастер-класс "Лаборатория цвета"
Цель: просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей. Задачи: Уточнять представления воспитателей о цветоведении, о дидактических играх и упражнениях...
Семинар - практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Для родителей детей старшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...
Семинар-практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от к...
Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....