ПООП ЧАСТЬ2
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Образовательная область «Физическое развитие»
Раздел | Основные задачи | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | - продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. - формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). - учить детей правильно держать ложку. - обучать детей порядку одевания и раздевания: снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. - продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. - формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). - учить детей правильно держать ложку. - обучать детей порядку одевания и раздевания: снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. | - рассматривание иллюстраций - драматизация потешек - личный пример - дидактические игры - чтение художественной литературы - фольклор - игровая совместная деятельность - объяснения, наблюдения - рассматривание иллюстраций - драматизация потешек - личный пример - дидактические игры - чтение художественной литературы - фольклор - игровая совместная деятельность - объяснения, наблюдения | - сюжетно-ролевые игры («Доктор») - настольно-печатные игры - рассматривание иллюстраций - продуктивная деятельность - сюжетно-ролевые игры («Доктор») - настольно-печатные игры - рассматривание иллюстраций - продуктивная деятельность |
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта | - формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; - приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога; - формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. - развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности. - закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). - развивать умение прыгать отталкиваясь двумя ногами. | - непосредственно образовательная деятельность по физической культуре - игровые упражнения - утренняя гимнастика: классическая, тематическая, сюжетно-игровая, с предметами - подражательные движения - прогулка - подвижная игра большой и малой подвижности - гимнастика после дневного сна - физкультурный досуг | - игровые упражнения; - подвижные игры; |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | - формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок —пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны. | - рассматривание иллюстраций - личный пример - дидактические игры - чтение художественной литературы - фольклор - игровая совместная деятельность - объяснения, наблюдения - прогулка - утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная | - сюжетно-ролевые игры («Доктор») - настольно-печатные игры - рассматривание иллюстраций - продуктивная деятельность |
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | - воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке. - развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. - развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание); - формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей | - игровые действия: попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п. - подвижные игры с правилами - пальчиковые игры | - самостоятельные игры детей с каталками, автомобилями, тележками, мячами, шарами; - подвижные игры |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел | Основные задачи | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-отобразительные игры- формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешая друг другу. - формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. - формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Подвижные игры - развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, приучать к совместным играм небольшими группами. Театрализованные игры - пробуждать интерес к театрализованной игре; - способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Дидактические игры - обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). | - игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), - подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). - дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный»); - сюжетно-ролевые игры (бытовые) - подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, с использованием предметов) - театрализованные игры (драматизации, имитации, кукольные, инсценировки) - дидактические игры - наблюдения - чтение художественной литературы - игры со строительным материалом (кубы, брусы), конструктором, природным материалом (песок, снег, вода) - коммуникативные игры | - настольно-печатные игры (собери картинку) |
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | - способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. - воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам; - продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». - воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. | - игровые ситуации; - чтение художественно литературы; - дидактические игры - сюжетно ролевые игры; - игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры) - индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ); - культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание) | - игровая деятельность - дидактические игры - сюжетно ролевые игры - самообслуживание |
Формирование гендерной, семейной, принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу | Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя. Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Родная страна. Напоминать детям название города Санкт – Петербург. | - игровые упражнения, - дидактические игры, - праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение - тематические досуги - рассматривание иллюстраций | - сюжетно-ролевая игра, - дидактическая игра |
Развитие трудовой деятельности: Самообслуживание хозяйственно-бытовой труд | - обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. - приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. | - напоминание, беседы, потешки - рассматривание иллюстраций - наблюдение - тематические досуги | - дидактическая игра - самообслуживание - сюжетно-ролевые игры |
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека | - воспитывать интерес к труду взрослых. - расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых, обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. - поддерживать желание помогать взрослым. - учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). | - рассказы воспитателя профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, повар); - рассматривание иллюстраций; - создание семейных альбомов; - наблюдение за трудом взрослых (дворник, прачка) | - сюжетно-ролевые игры; - настольно-печатные игры; - раскраски |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности | - знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д. - учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила. | - объяснения (нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос) - фольклор - рассматривание иллюстраций; - дидактический игры; - пример взрослых; - чтение художественной литературы; | - сюжетно-ролевые игры; - настольно-печатные игры; - раскраски. |
Формирование предпосылок экологического сознания | - формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными. | - рассматривать растения - наблюдать за животными, кормить животных только с разрешения взрослых. - объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. сюжетно-ролевые игры | |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
Раздел | Основные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сенсорное развитие | - обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. - упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч). - формировать умение называть свойства предметов. | - игровые упражнения - напоминание, объяснение, обследование - наблюдение на прогулке - развивающие игры - игровые деятельность использованием полифункционального игрового оборудования - игры (дидактические, подвижные) | - игры (дидактические, развивающие, подвижные) |
Развитие познавательно- продуктивной (конструктивной) деятельности | - знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. - развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. - способствовать пониманию пространственных соотношений. - приучать убирать игрушки на место. - знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать т. п.). | - игры с настольным и напольным строительным материалом; - конструировать башенки, домики, машины - строительные игры с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки). - рассматривание альбомов с постройками | - сюжетно-ролевая игра - рассматривание - наблюдение - конструирование - развивающие игры |
Формирование элементарных математи-ческих представлений | Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькаяматрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.) Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. | - игровые упражнения - напоминание - объяснение, показ - тематический досуг - игры (дидактические, подвижные, развивающие); - деятельность по сравниванию предметов; - рассматривание иллюстраций; - конструирование; | - игры (дидактические, подвижные, развивающие); - конструирование |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Предметное и социальное окружение | - продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. - формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. - учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); - подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). - знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. | - наблюдение -конструирование -развивающие игры -сюжетно-ролевая игра - рассматривание альбомов, репродукций; - игры (дидактические, развивающие, подвижные) | -конструирование -развивающие игры -сюжетно-ролевая игра - настольно-печатные игры |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Ознакомление с природой | - учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их. - приучать детей подкармливать птиц. - учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). - воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Сезонные наблюдения Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки. | - Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), - зимние забавы (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.); - наблюдения на прогулке - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы - игры с водой, песком, снегом - рисование в нетрадиционной технике - театрализованные игры | - рассматривание иллюстраций - рисование в нетрадиционной технике - театрализованные игры - настольно -печатные игры |
Образовательная область « Речевое развитие» | |||
Раздел | Основные задачи | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | - Способствовать развитию речи как средства общения - добиваться того, чтобы речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. | - разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д. | Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. |
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи | Формирование словаря - развивать понимание речи и активизировать словарь. - развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; Обогащать словарь детей: •существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина,автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; •глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать— класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); •прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, •наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,жарко, скользко). Звуковая культура речи Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов), Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса Грамматический строй речи Совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на,у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов Связная речь Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»). Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. | - имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). - речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение); - беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него; - хороводные игры, пальчиковые игры; - образцы коммуникативных кодов взрослого. - эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками); - обучающие игры с использованием предметов и игрушек; - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные); - сюжетно-ролевая игра; - игра-драматизация; - чтение, рассматривание иллюстраций (беседа); - наблюдений за живыми объектами; - беседы после просмотра спектаклей, мультфильмов. - напоминание о необходимости произношения «вежливых» слов: «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»; - дидактические игры; - настольно-печатные игры; - продуктивная деятельность; - разучивание стихотворений - речевые упражнения, задания; - имитационные упражнения; | - рассматривание картин, книг, наборов предметов; - совместные игры детей с использованием предметов и игрушек; - предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог); - игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) - игры в парах; - сюжетно-ролевые игры |
Формирование интереса и потребности в чтении | - формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. - побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». - приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. - приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. - формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. - поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. | читать детям художественные и познавательные книги. - сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности - договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений | - выставка детской художественной литературы с иллюстрациями известных художников; - театрализация - продуктивная деятельность |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |||
Раздел | Основные задачи | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Слушание | - развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. - развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. - развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). | непосредственно образовательная деятельность по музыке; - использование музыки: на утренней гимнастике, во время умывания, в изобразительной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, перед дневным сном, при пробуждении, на праздниках и развлечениях; - театрализованная деятельность - слушание музыкальных сказок, | - игры в «праздники», «концерт» |
Пение. Песенное творчество | - вызывать активность детей при подпевании и пении. - развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. | - непосредственно образовательная деятельность по музыке; - использование пения: во время умывания, во время прогулки (в теплое время), в сюжетно-ролевых играх, в театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях; -театрализованная деятельность -подпевание и пение знакомых песенок; - дыхательная гимнастика | - подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, атрибутов для ряжения, элементов костюмов различных персонажей. |
Музыкально-ритмические движения | - развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. - формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). - формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). - совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. | - непосредственно образовательная деятельность по музыке; - использование музыкально-ритмических движений: на утренней гимнастике, во время прогулки, в сюжетно-ролевых играх, на праздниках и развлечениях - праздники, развлечения -театрализованная деятельность -игры, хороводы, пляски -празднование дней рождения | - подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки) - создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. - стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Планирование образовательной деятельности.
Виды игр- занятий | количество |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 |
Развитие движений | 2 |
Игры со строительным материалом | 1 |
Игры с дидактическим материалом | 2 |
Музыкальные занятия | 2 |
ИТОГО | 10 |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Прогулки | 2 раза в день |
Гигиенические процедуры | Ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Виды детской деятельности | Формы и способы организации совместной деятельности взрослого с детьми | Методы | Средства | |
НОД | СД в режимные моменты | |||
Двигательная деятельность |
|
| Наглядный:
Словесный:
Практический:
|
|
Предметная деятельность |
|
| Наглядные методы: Метод демонстрации
Метод проблемного обучения:
|
|
Экспериментирование с материалами и веществами |
|
| Наглядные методы:
Метод проблемного обучения:
|
|
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
|
| Словесные методы:
Практические:
|
взрослых и детей
языковая среда
литература
игры)
|
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями |
|
|
|
|
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов Рассматривание картинок |
|
| Наглядные методы:
Словесные методы:
Словесные методы:
Наглядные методы:
|
Фольклор: песни, потешки, сказки, стихотворения,скороговорки Репродукции картин, сюжетные картинки, фотографии, иллюстрации к сказкам |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
2.3.1.Ведущие виды деятельности для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
Ранний возраст |
Предметная деятельность Передача взрослым и освоение ребенком способов употребления предметов, овладение ребенком орудийными действиями на основе действий взрослого, взятых за образец. Освоение ребенком предметной деятельности происходит во взаимодействии со взрослым. Зарождение процессуальной игры с предметными игровыми действиями |
2.3.2.Виды деятельности детей группы раннего возраста
Деятельность | Формы работы | |
НОД | Режимные моменты | |
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками | Наблюдение Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Беседа Дидактические игры Развивающие игры Проектная деятельность Интегративная деятельность | Сюжетно-ролевые игры Театрализованные игры Игры - драматизации Совместная с воспитателем игра |
Общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого | Чтение Обсуждение Рассказ Беседа Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Интегративная деятельность Чтение Беседа о прочитанном Показ настольного театра Разучивание стихотворений Театрализованная игра Проектная деятельность Решение проблемных ситуаций Разговор с детьми | Ситуация общения в процессе режимных моментов Дидактическая игра Чтение Наблюдение Игра на прогулке Ситуативный разговор Беседа Разговор с детьми Разучивание стихов, потешек Проектная деятельность |
Экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто и др.) | Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Развивающая игра Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность | Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Рассказ Беседа |
Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок | Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); Игра | Ситуативный разговор с детьми Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная) Беседа Проблемная ситуация Использование различных видов театра |
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.) | Поручения Игра | Работа по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. трудовые поручения (уборка игрушек) элементарная трудовую деятельность детей на участке детского сада. |
Восприятие смысла музыки | Слушание музыки Экспериментирование со звуками Музыкально-дидактическая игра Шумовой оркестр Игра на музыкальных инструментах Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение Музыкально – ритмическое движение Песенное творчество Музыкально – игровое и танцевальное творчество | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Музыкальная подвижная игра на прогулке |
Двигательная активность | Гимнастика: - основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - танцевальные упражнения, - с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта). Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера | Игровая беседа с элементами движений Бодрящая гимнастика Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Игры подвижные Игры с элементами спорта |
2.4 Физкультурно-оздоровительная работа.
Проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Под руководством ст. медсестры следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.
Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.
В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику.
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты.
Режим двигательной активности
в группе раннего возраста
Вид двигательной активности | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Утренняя гимнастика | 3-5мин. | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 3-5 мин. |
Физкультурные занятия | 8-10 мин. | 8-10 мин. | |||
Музыкальные занятия | 10 мин. | 10 мин. | |||
Физкультурные разминки | Ежедневно по мере необходимости 1-1,5 мин. | ||||
Подвижные игры в группе | 10-15 мин. | 10-15 мин | 10-15 мин | 10-15 мин | 10-15 мин |
Подвижные игры и упражнения на прогулке | 10-15 мин | 10-15 мин | 10-15 мин | 10-15 мин | 10-15 мин |
Гимнастика после дневного сна | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 3-5 мин | 3-5 мин | 3-5 мин |
Индивидуальная работа по развитию движений | 12 мин. | 12 мин | 12 мин | 12 мин | 12 мин |
Физкультурный досуг | |||||
Музыкальный досуг | |||||
Самостоятельная Ежедневно характер и продолжительность зависят от индивидуальных двигательная разминка данных и потребностей детей. Проводится под наблюдением воспитателя | |||||
минуты | 65 мин. | 60 мин. | 60 мин. | 65 мин. | 62 мин. |
2.5. Наиболее существенные характеристики содержания Программы
( специфика национальных, социокультурных и иных условий)
Образовательная область | Возрастная категория | Содержание Программы с учётом национальных, социокультурных, климатических и иные условий реализации Программы | Форма работы, традиции ДОУ | Взаимодействие участников образовательных отношений (родители), сетевое взаимодействие |
Физическое развитие | Ранний возраст | Вариативные режимы дня (холодный, тёплый период года, ненастная погода, режим двигательной активности) | ||
Мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей. | Использование комплекса оздоровительны, физкультурных мероприятий | Совместно с родителями | ||
Приобщение к игровой национальной культуре | Народные, хороводные игры | Совместно с родителями | ||
Познава тельное развитие | Ранний возраст | Ознакомление с социальным миром: знакомит детей с ближайшим окружением, помочь запомнить название города. | Совместно с родителями | |
Знакомить детей с доступными явлениями природы нашего региона, природным и животным миром. | Совместно с родителями |
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой для проявления детской инициативы является создание развивающей среды насыщенной социально-значимыми образцами деятельности, являющаяся средством обогащения сенсорного опыта и восприятия окружающего мира
Образовательная область | Содержание области | Создание условий | Формы взаимодействия | Позиция педагога. |
Социально-коммуникативное развитие | Ребенок в семье и сообществе | Организация центра «Книжная витрина», с набором детской литературы и иллюстративного материала центра сюжетно-отобразительной игры с сопутствующими атрибутами. «Семья» | Игры-занятия, сюжетно-отобразительные игры, игры- занятия, дидактические игры, подвижные игры, чтение р.н.с., потешек, рассматривание иллюстративного материала совместная деятельность педагогов с детьми, театр на столе, театр «би-баб-бо» самостоятельная деятельность детей. | - Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития насыщенных социально-значимыми образцами деятельности и общения, способствующими формированию детской активности, инициативности, доброжелательности. - Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни групп, четко исполнять правила поведения всеми детьми. - Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами. |
Самообслуживание, самостоятельность (КГН) | ||||
Ориентировка в окружающей среде | ||||
Познавательное развитие | Игры-занятия с дидактическим материалом | Организация центра «Сенсорного развития» с наличием тематических рамок-вкладышей, пирамидок, матрешки , мозаики ,наборы диких , домашних животных. | Игры-занятия, совместная деятельность педагогов с детьми, театр на столе, театр «би-баб-бо» самостоятельная деятельность детей. Чтение р.н.с., потешек, рассматривание тематического иллюстративного материала | |
Игры-занятия с со строительным материалом | Организация центра «Строительно-конструктивных игр» с наличием геометрических фигур, видов конструкторов, напольного, настольного, игрушек для обыгрывания. | Игры-занятия, совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная деятельность детей. | ||
Речевое развитие | Понимание речи | Организация центра «Книжная витрина», с наличием детской художественной литературы, иллюстративным материалом, игрушки с тактильными элементами, игрушки со звуковыми элементами. | Тематические беседы с детьми, чтение детской р.н.с., потешек, Театр на столе, театр «би-ба-бо» Проблемные ситуации Хороводные игры, Сюжетно-отобразительные игры Самостоятельная деятельность детей. | - Поощрять замену звукоподражательных слов, читать детям и рассказывать по их просьбе. - Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи, способствовать развитию интонационной выразительности речи. |
Активная речь | ||||
Приобщение к художественной литературе | ||||
Связная речь | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное воспитание | Организация центра «музыкального развития» с музыкально-шумовыми инструментами, народными игрушками наличие магнитофона с аудиотекой детского песенного творчества, звуков природы, | Игры-занятия исследовательская деятельность для обогащения сесорного опыта Совместная деятельность взрослого и ребенка, хороводные игры, музыкальные игры Игры на развитие слуха самостоятельная деятельность ребенка | - Содействовать пониманию детей содержания песенки, развивать умение выполнять простейшие плясовые действия. - Начинать развивать музыкальную память, стимулировать звукоподражательную активность ребенка |
Физическое развитие | Ходьба | Кубики , бревнышки, веревки для перешагивания, ориентиры, мячики, кегли, кольцеброс, маски-шапочки | Игры-занятия Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка катание с горки, катание мяча, лазание в туннель, | - Способствовать стремлению к овладению и расширению основных двигательных навыков - Поощрять занятия двигательной деятельности. |
Ползание | ||||
ОРУ | ||||
Катание, бросание. |
2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ» родители являются не только равноправными, но равно ответственными участниками образовательного процесса.
Семья - первичный коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. В семье ребенок получает первые практические навыки применения взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников служат нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия:
Закон РФ «Об образовании в РФ»;
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
• Устав ДОУ
• Лицензия на образовательную деятельность;
• Договор с родителями и лицами их заменяющими.
• Положение о родительском комитете , Совете ДОУ.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены принципы:
-единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-открытость дошкольного учреждения для родителей;
-взаимное доверие в отношениях педагогов и родителей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье;
-ответственность родителей и педагогов.
Основные направления и формы сотрудничества
Направления и формы работы | ||
Педагогический мониторинг | Педагогическая поддержка | Педагогическое образование |
Анкетирование и беседы, направленные на изучение особенностей семьи, индивидуальные особенности ребёнка, проблемы воспитания и развития ребёнка, образовательные и другие потребности. Наблюдения за детско-родительскими отношениями, выявления передового семейного опыта воспитания и развития ребёнка, необходимости педагогической и социальной помощи семье. Опрос и оформление согласия (договора) на: на проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий, предоставление дополнительных образовательных услуг, на проведение вакцинации, на проведение диагностики развития (по мере необходимости – логопед, социальный педагог), а посещение объектов культуры, образования (на основании договора о сотрудничестве) и другие | Стендовая информация:
Собрания-встречи, направленные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающихся детей сторон. Организация дней открытых дверей Посещение педагогами семей воспитанников | Сайт ДОУ информирование со стороны педагогов и администрации ДОУ Родительские собрания (групповые, детсадовские,) Консультации Круглые столы, дискуссии Семинары Тренинги Игры |
Содержание работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Перспективный план по работе с родителями
СЕНТЯБРЬ
№ п\п | Форма работы | Цель | Ответственные |
1. | Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду». Консультация на тему: «Советы родителям в адаптационный период». | Дать родителям понятия адаптация. Знакомство родителей с работой детского сада. Что делать дома, чтобы ребенок быстрее привык к детскому саду. | Воспитатели |
2. | Совместная подготовка к учебному году. Оформление родительского уголка: режим дня, расписание непосредственно- образовательной деятельности, знакомство с пед. составом | Приобщать родителей к активной, совместной работе в новом учебном году | Воспитатели, родители |
3. | Папка-передвижка «Основные задачи развития детей раннего возраста». | Знакомить с особенностями воспитания ребенка этого возраста; играми, характерными для детей раннего возраста | Воспитатели. |
4. | Консультация на тему: «Приучаем ребёнка к самостоятельности» | Дать родителям рекомендации, которые помогут приучить ребёнка к самостоятельности | Воспитатели. |
5. | Консультация на тему: «Будьте едины в воспитании!» | Сформировать у родителей единый подход, к воспитанию детей. | Воспитатели |
ОКТЯБРЬ
1. | Тренинг «Семья нужна человеку для …». | Развивать навыки семейных отношений; укреплять позитивное отношение к себе и другим | Воспитатели |
2. | Конкурс детского сада «Дары осени». | Организация совместной работы родителей и детей в изготовлении поделки из природного материала | Родители, дети |
3. | Консультация на тему: «Что такое энтеровирусная инфекция», «Защити себя от гриппа!» | Дать представление об энтеровирусной инфекции и о профилактических мероприятиях при энтеровирусной инфекции и гриппе. | Воспитатели, медсестра |
4. | Анкетирование: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». Собрание «К здоровью через сотрудничество» | Изучить потребности приобретения практических навыков оздоровления ребенка | Воспитатели |
5. | Семинар «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей». Фотогазета «Здоровье детей в наших руках» | Заинтересовать родителей совместно – спортивной деятельностью с детьми, воспитывать жизненную активность у детей и родителей. | Воспитатели, родители, дети. |
НОЯБРЬ
1. | Консультация на тему: Правила, которые помогают наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину» | Дать родителям рекомендации, которые помогут приучить ребёнка к дисциплине | Воспитатели |
2. | Папка – передвижка «Воспитание любви и уважения к маме у детей дошкольного возраста». | Донести до сознания родителя, что только через личный пример можно сформировать у детей уважительное отношение к своей семье, к матери. | Воспитатели |
3. | Семейная гостиная «С мамой весело играть.» | Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми, через вовлечение родителей в игровую деятельность детей | Воспитатели, родители, дети. |
4. | Конкурс детского сада «У моей мамули руки золотые». | Раскрыть творческие способности мам, познакомиться с их увлечениями. | родители |
ДЕКАБРЬ
1. | Консультация на тему: «Как снять напряжение после детского сада». Родительское собрание. | Дать родителям советы, как вести себя с ребёнком после прихода из детского сада. | Воспитатели |
2. | Консультация на тему: «Зимние развлечения». | Познакомить родителей с зимними развлечениями для детей. | Воспитатели |
3. | Конкурс детского сада «Новогодняя игрушка». | Вызвать интерес и желание к созданию новогодней игрушки, для оформления группы и украшения ёлки. Стимулировать творческий подход. | Родители, дети |
4. | Папка – передвижка «Безопасный Новый Год». Буклеты «Как избежать несчастных случаев связанных с использованием пиротехники». | Предотвратить несчастные случаи с использованием пиротехники. | Воспитатели |
ЯНВАРЬ
1. | Консультация на тему: «Чем грозят переедание и недоедание». | Привлечь родителей к вопросу правильного питания детей. | Воспитатели |
2. | Акция «Помоги тем, кто рядом» (изготовление кормушек для птиц). | Прививать любовь к птицам, через совместную работу родителей и детей в изготовлении кормушек для птиц. | Родители, дети |
3. | Консультация на тему: «Влияние сна на здоровье детей». | Расширить знания родителей о влиянии сна на здоровье детей | Воспитатели |
ФЕВРАЛЬ
1. | Консультация: «Какие сказки читать детям». Акция «Подари книгу». | Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду на подбор художественной литературы | Воспитатели, родители, дети. |
2. | Родительское собрание «Речь младшего дошкольника». Папка – передвижка «Артикуляционная гимнастика». | Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. | Воспитатели, логопед |
3. | Поздравительная фотогазета «Самый лучший папа мой!». Досуг «С папой вдвоем горы свернем». | Привлечь мам и детей к оформлению поздравительной стенгазеты к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Привлечь пап к участию в мероприятии. | Воспитатели, родители, дети |
4. | Консультация на тему: «Мама и папа в жизни мальчика и девочки». | Раскрыть особенности материнской и отцовской любви к детям. | Воспитатели |
МАРТ
1. | Поздравительная фотогазета «Маму я свою люблю, ей во всём я помогу!» Развлечение «Сегодня праздник наших мам». | Привлечь пап и детей к оформлению поздравительной фотогазеты к 8 марта. Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получать положительные эмоции, воспитывать чувство коллективности. | Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель. |
2. | Играем вместе с детьми. (подбор пальчиковых игр). | Подвести родителей к осознанию важности пальчиковых игр в жизни ребёнка, познакомить с некоторыми из них. | Воспитатели |
3. | Консультация на тему: «Гигиена одежды мальчика», «Гигиена одежды девочки». | Дать родителям рекомендации по уходу за детской одеждой. | Воспитатели |
4. | Консультация на тему: «Маленький помощник – как, и когда приучать ребёнка помогать?» | Привлечь родителей к трудовому воспитанию детей. | Воспитатели |
АПРЕЛЬ
1. | Тематическая выставка рисунков «В полёте» посвящённая Дню космонавтики (совместная работа детей и родителей) | Приобщение пап к воспитанию детей, проведению совместной деятельности. Воспитывать желание проявить активность. | родители, дети. |
2. | Фотовыставка «Ребенок в детском саду». | Родители и воспитатели совместно готовят фотографии детей в детском саду | Воспитатели, родители. |
3. | Папка – передвижка «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка». | Дать знания о важности активного отдыха на улице, участие родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Воспитатели |
4. | Конкурс детского сада «Лучший участок группы». | Привлечь родителей к творческому подходу в создании поделок, для оформления участка группы. | Воспитатели, родители. |
5. | Консультация на тему: «Курящие родители - способ убить своего ребёнка». Родительское собрание. | Дать информацию к размышлению о влиянии никотина на детский организм. | Воспитатели |
МАЙ
1. | Выставка рисунков и поделок на тему: «День Победы». | Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению рисунков и поделок из любого материала | родители, дети. |
2. | Консультация на тему: «Охрана здоровья ребёнка» | Дать рекомендации по охране здоровья ребёнка. | Воспитатели |
3. | Показ презентации «Жизнь детей в детском саду». | Наглядно показать и рассказать родителям о проделанной работе ДОУ, направленной на всестороннее развитие ребёнка. | Воспитатели |
4. | Родительское собрание «Вечер вопросов и ответов» - итоги за год. Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ». | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года. Рассказать о летнем режиме работы сада. | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПООП «Детство»
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПООП «Детство»...
Перспективное планирование в средней группе (Рисование) по ПООП "Детство"
Рисуем целый год!!...
Перспективное планирование в старшей группе по ПООП "Детство"
Познавательно - исследовательская деятельность (Математическое и сенсорное развитие) ...
Анализ ПООП ДО Мозаика
Обзор ПООП ДО "Мозаика". В презентации представлена информация о разработчиках программы, пилотных площадках для проведения апробации, её цели и задачи, возрастной диапазон воспитанников, а также особ...
ПООП ЧАСТЬ3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПООП...
ПООП ДО (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования)
Примерная основная образовательная программа разработана согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в...