«Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с художественной литературой »
консультация на тему
Выступление на семинарском занятии. Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnyy_ugolok.docx | 337.13 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности.
Одно из них речевое развитие. Оно включает:
- владение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Одним из этапов работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой является создание предметно - развивающей среды.
Книжный уголок — необходимый элемент предметно - развивающей среды в групповой комнате. Его цель - дать возможность ребенку свободно общаться с книгой.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Основной принцип организации книжного уголка– удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть .
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Но главное условие - это удобство и целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Наполнение уголка книги.
В младших группах: должно быть 3-4 книги по возрасту, но обязательно несколько экземпляров одного произведения, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.
В средней группе: на полочке можно расположить 5-6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, детские рисунки на темы художественных произведений.
В старшей и подготовительной к школе группах: содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 экземпляров. В книжном уголке располагают произведения разных авторов, различной тематики, разных жанров: сказки народные и авторские, произведения русских классиков и современных писателей, произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др. Книги разного формата, с иллюстрациями и без них. Регулярно устраивают выставки книг, которые могут быть связаны с юбилеем автора или произведения, с литературным досугом, с любимыми произведениями детей. Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес детей к ней быстро ослабевает. В книжном уголке также появляются серии небылиц, книжки-самоделки, иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям. В распоряжении детей обязательно должна быть библиотека, которой они могут пользоваться самостоятельно.
В подготовительной группе с участием родителей оформляется небольшая библиотека, где собран небольшой книжный фонд и отведено место для периодической печати.
МДОУ ЦРР « Детский сад «Колосок» п. Буранный.
«Создание предметно-развивающей среды
для ознакомления детей
с художественной литературой »
Выступление на семинарском занятии.
Подготовила: Асташкина Н.В.
Воспитатель 1 квалификационной категории.
2017 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Мы решили, напомнить детям и родителям о правилах дорожного движения, и создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ безопасного поведения на проезжей части....
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Зайка в гостях у ребят» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Зайка в гостях у ребят"...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Однажды утром» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Однажды утром"....
Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художестве...