ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
статья (подготовительная группа) на тему
Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Художественно – эстетическое воспитание – важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tagirova.docx | 250.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Тагирова Людмила Васильевна, воспитатель,
МБДОУ №14 «Детский сад «Олененок», г. Норильск, Красноярский край
«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически…»
Ф. Шиллер.
На заре своей истории человеческое общество открыло способность выражать свои мысли и эмоции через движения. В танце нет слов, но пластика человеческого тела столь могущественна и выразительна, что язык тела понятен всем.
Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Художественно – эстетическое воспитание – важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой личности [2].
Художественно – эстетическое воспитание является одним из разделов основной общеобразовательной программы, которое включает в себя изобразительную и музыкальную деятельность [3]. Однако, как показывает практика, содержание этого раздела является недостаточными и существует потребность в дополнительном развитии детей средствами хореографии.
Детство – это начало формирования личности. Детство – это пора формирования нравственности, из которого произрастают потом навыки духовной жизни целого поколения [1]. Именно в танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности. Танец помогает детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальным образами, что необходимо для сценического выступления.
Учитывая то, что в последнее время большое внимание в детских садах уделяется вопросам здоровьесбережения, хореография помогает воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Таким образом, я занимаюсь данной темой в рамках ДОУ. Мною создан детский танцевальный коллектив «Солнечные лучики».
Цель моей работы - эстетическое развитие старших дошкольников средствами хореографии.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- Сохранять и укреплять здоровье воспитанников (формировать правильную осанку, содействовать развитию органов дыхания и т.п.);
- Прививать интерес к танцевальному движению и учить согласовывать движения своего тела с музыкой;
- Научить чувствовать и ощущать музыкальный ритм, развивать музыкальный вкус;
- Развивать коммуникативные навыки.
Направления моей работы в рамках эстетического воспитания состоит из трех разделов:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Работа с детьми строится по следующим направлениям:
- НОД;
- Фронтальная и индивидуальная работа (танцевальные и музыкально ритмические игры, дыхательная гимнастика, элементы классического и народного танца, игропластика и т.п.);
- Постановка танцев, этюдов, композиций;
- Подготовка к утренникам и участие в них;
- Участие в праздниках, концертных программах на муниципальном (городском) уровне.
Работа с педагогами и родителями включает в себя просветительскую работу по данному вопросу. Проводятся мастер-классы и круглые столы, семинары и практикумы. Также, традиционно, мною подготавливаются различные консультации: «Танец – это жизнь!», «Влияние музыки на здоровье ребенка», «Как развивать музыкальный вкус», «Обучение детей искусству хореографии» и т.д.
Результаты моей работы – это достижения моих воспитанников. Мои ребята с удовольствием участвуют не только на своих утренниках, но и являются участниками других мероприятий детского сада, а также участвуют в концертах и праздниках, проводимых за пределами нашего детского сада. Также наш ансамбль имеет большое количество призовых мест.
Многолетний опыт работы со старшими дошкольниками в эстетическом воспитании средствами хореографии, позволил мне сделать следующие выводы:
- Наши дети настолько талантливы, насколько мы в них верим и насколько раскрываем их личностный потенциал;
- В каждом ребенке заложены огромные возможности, которым необходимо помочь развиться;
- Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание дошкольников как на важный и нужный процесс эстетического развития детей.
- В настоящее время идут активные поиски воспитательных систем, обеспечивающих целенаправленное развитие личности ребёнка. Среди актуальных воспитательных систем, на сегодняшний день, выделяют эстетическое воспитание;
- Творческая личность, ориентированная на эстетические ценности, имеющая высокую гражданскую позицию способна не только успешно участвовать в жизни общества, но и воздействовать на окружающую действительность, преображая её, улучшая тем самым жизнь этого общества и весь мир в целом.
Обобщая вышесказанное, хочется закончить словами М. Загорц: «Танец – это фрагмент общей культуры народов, где присутствует образование, воспитание, облагораживание человеческой природы, упорядоченность в человеческих отношениях. С помощью танца еще молодой человек может сформироваться во всестороннюю, целостную, творческую личность». Удачи, коллеги!
ЛИТЕРАТУРА:
- Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования: дис. канд. пед. наук /С.С. Брикунова. – Ростов н/Дону, 2005.
- Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....
Авторские танцевальные композиции как фактор совершенствования эстетического воспитания старших дошкольников в условиях праздника в ДОУ
В этом проекте рассмотрены теоретические предпосылки эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях праздника в ДОУ. А также представлен опыт эстетического воспитания старшего...
"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в ДОУ"
Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольниковчерез восприятие классической музыки...
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .
Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности происходит с первых шагов маленького челове...
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами детского дизайна....
Статья."РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".
quot;РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"....