Программа "Музей предметов"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему
Программа для детей 4-7лет по ознакомление с музейной коммуникацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzey_predmetov.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 9»
структурное подразделение Детский сад
ПРОГРАММА
«МУЗЕЙ ПРЕДМЕТОВ»
Авторы:
Афанасьева О.В.,
заместитель директора по ВМР
Кайданович С.М.
методист
г.о. Тольятти
2016
Содержание:
1 | Пояснительная записка | 3-10 |
2 | Характеристика особенностей развития детей 3-7 лет | 11-14 |
3 | Раздел I «Здравствуй, музей!» | 15-19 |
4 | Раздел II «Познаем предметный мир» | 20-21 |
5 | Приложения | 22-47 |
5.1 | Игровые занятия по познавательно-речевому развитию воспитанников 3-7 лет | 23-24 |
5.2 | Практические занятия в рамках творческой мастерской для воспитанников 3-7 лет | 25-26 |
5.3 | Перспективный план проведения экскурсий | 27-32 |
5.4 | Раздел «Воспитатель-экскурсовод» | 33-34 |
5.5 | Раздел «Школа юного экскурсовода» | 35-36 |
5.6 | Раздел «Музейная коммуникация» | 37-38 |
5.7 | Диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей | 39-47 |
6 | Список литературы | 48 |
Цель:
- переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к формированию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре;
- развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
- создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
Задачи:
- формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога;
- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;
- раскрытие информационного потенциала музейных предметов;
- формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
- развитие навыка нахождения сходства и отличий старинных и современных предметов;
- формирование умения использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной интерактивной деятельности.
1. Пояснительная записка
Программа «Музей предметов» МБОУ «Гимназия № 9» структурного подразделения Детский сад (СП ДС) обеспечивает разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).
При планировании работы по нравственно-патриотическому воспитанию в СП ДС были проанализированы парциальные программы дошкольного образования. Несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к следующим:
− развитие представления о родном городе и стране;
− формирование первоначального чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);
− формирование способности к осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).
В проанализированных нами программах нет опоры на наглядно-действенное мышление воспитанников, ни одна из них не привязана к действиям с конкретным предметом.
Наша программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности воспитанников 3 - 7 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей).
Предложенная программа поможет ввести воспитанников в занимательный мир музея на уровне понимания и восприятия ребенка дошкольного возраста.
Содержание курса и внутренняя логика структуры занятий сориентированы на формирование умения чувствовать, воспринимать и хранить в эмоциональной памяти ребенка разнообразие предметного мира. Программа предусматривает организацию обзорных экскурсий по всему музею и тематических (посвященных конкретному предмету).
Музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через свои коллекции и формы деятельности, он соединен с освоением конкретных разделов программы и с дополнительным образованием воспитанников. Основное содержание программы отражает специфику национально-культурных особенностей Самарского региона и ориентировано на реализацию регионального компонента основной общеобразовательной программы СП ДС.
Дошкольный музей предназначен оставаться в основном музеем детского творчества и детского труда, а потому важнейшим для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск – открытие – творчество». Это музей, который создается совместно с детьми и одновременно – для детей.
Педагогическая цель работы любого музея - это формирование эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического воспитания, что дает ему постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие культуры. Это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, развитие креативного мышления.
Дошкольный возраст - самый сензитивный из всех возрастных периодов. Именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Музей предметов возник как особая форма дополнительного образования, помогающая дошкольникам войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению, узнать историю каждого конкретного предмета и, главное, сформировать бережное отношение к ним. Тем самым у воспитанников формируется ценностное отношение к культурному наследию своих предков и, в конечном итоге, происходит ненавязчивое воспитание любви к своей малой Родине.
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре.
Программа рассчитана на решение задач ознакомления воспитанников дошкольного возраста с историей и культурой Самарского региона на базе музея.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность музеев в ДОУ:
- Федеральный Закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации от 26 мая 1996 года № 54 ФЗ (с изменениями, внесенных Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ.);
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12. 03. 2003 года, № 28-51-181/16;
- Положение о музее образовательного учреждения (Приложение к письму Минобразования России от 12. 03. 2003 года, № 28-51-181/16);
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – Приказ Минобр науки России от 17.10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" – постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26).
Локальные акты МБОУ «Гимназия № 9», регламентирующие деятельность музея в структурном подразделении Детский сад (специально разработанная нормативно правовая база):
- Приказ директора об организации музея и назначении руководителя музейной комнаты;
- Положение о музее;
- Положение об активе музея;
- Паспорт музея.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта XIX-XX века: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и многое другое.
Музейные предметы (экспонаты) собраны в коллекции по темам.
Часть музейных предметов и коллекций находится в запасниках и используется в связи с проведением социально–значимых событий, обрядовых праздников, выставок коллекций, при проведении итоговых мероприятий.
Хранитель музейной комнаты – игровой персонаж Домовёнок Кузя (запечный житель) помогает «организовывать и координировать» работу в музее.
Экспозиции рассчитаны как на восприятие детей разного дошкольного возраста, так и на восприятие взрослого человека.
В музее дети являются не просто пассивными созерцателями. Они становятся любопытными «почемучками».
Музей – это результат общения и совместной деятельности всех сотрудников, детей и родителей.
Музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.
Достоинства музея в учреждении:
- Выделенное специально организованное пространство;
- Нет ограничений во времени;
- Интерактивен;
- Совместное участие детей и родителей.
Участники программы: материал программы рассчитан на детей 3 – 7 летнего возраста и предполагает активное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детская библиотека, краеведческий музей).
Формы работы:
- Беседы;
- Экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- Музыкально-литературные композиции;
- Встреча с интересными людьми;
- Показ спектаклей и сценок;
- Продуктивная деятельность детей;
- Праздничные мероприятия;
- Организация поисковых экспедиций;
- Выставки творческих работ детей и родителей.
Цель: познакомить детей с историей города и области, приобщение к культуре предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Задачи:
- Обогатить предметно-развивающую среду СП ДС экспонатами;
- Сформировать у дошкольников представления о музее;
- Расширить кругозор дошкольников при помощи экспонатов музея;
- Сформировать и укрепить знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и Самарской области;
- Обогатить словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями и историческими данными о родном городе;
- Пропагандировать работу музея среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую деятельность.
Новизна программы состоит в том, что предметы быта и старины, традиции русского народа в музее рассматриваются в сравнении прошлых лет с современностью.
Впервые формы, методы и приёмы по ознакомлению детей дошкольного возраста адаптированы и конкретизированы к работе в музее по следующим приоритетам, а именно:
- С раннего возраста дети понимают, что они часть великого русского народа;
- Нравственные ценности представлены в добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;
- Широкие возможности использования разных видов фольклора: сказка, песенка, пословица, поговорка и т.д.;
- Общественная и культурная жизнь людей целостна и многообразна (труд, народные праздники, старинные обрядовые и современные традиции);
- Приобщение детей к разным видам национального искусства (народно–прикладное искусство и др.);
- Воспитание у детей правил хорошего тона при посещении музейной комнаты (в согласованном взаимодействии с родителями).
Актуальность программы обоснована тем, что в нашей современной жизни мы двигаемся навстречу эпохе с прогрессирующим охлаждением отношений между людьми и потерей культурных ценностей:
- большинство взрослых (педагогов, родителей) и детей дошкольного возраста никогда не были в музее, и плохо знают обычаи и традиции русского народа, историю народной культуры и не прониклись чувством понимания значимости сохранения культурных и исторических ценностей родного города,
- в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта (музейные предметы), упоминаемые в фольклорных произведениях,
- фольклорный материал мало включается в праздники и развлечения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык,
- недооцениваются присказки, русские народные игры,
- давно забыты старославянские слова и изречения.
К числу актуальных проблем относится и то, что дети – горожане мало знакомы с особенностями крестьянского труда и быта. Многие дети и их родители никогда не были в музее.
В музее детям предоставляется возможность не только знакомиться с историей и культурой русского народа, но и самим быть «проводниками-экскурсоводами» для сверстников, детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) и взрослых (педагогов, родителей и гостей музейной комнаты).
Педагогическая целесообразность программы обеспечивается за счёт комплексно–тематического планирования и проектирования совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста на базе музея (в соответствии с ФГОС ДО).
Важным является признание собственной важности и необходимости личного вклада ребенка и взрослого (в сборе и коллекционировании музейных предметов, в подготовке к роли экскурсовода), а также в необходимости оценки его в коллективе (при размещении старинного предмета в экспозиции, проведении праздников и презентаций).
Созданию музея предшествовала большая поисковая и исследовательская работа в согласованном взаимодействии всех участников педагогического процесса.
При реализации программы широко используются игровые, информационно–коммуникативные, проблемно-поисковые, личностно–ориентированные технологии, технологии проблемного и проектного обучения, компьютерные технологии.
Для каждой возрастной группы разработан тематический материал, соответствующий возрасту детей и особенностям программы
Мы предлагаем не традиционный тип музея, где посетитель, прежде всего зритель, пассивный человек. Ведь кроме получения знаний, ребенок должен получать удовольствие от общения с вещами. В этом, по сути, и заключается конечная цель музейной педагогики: испытывая эмоции, ребенок обогащается опытом, который послужит формированию вкусов, системы ценностей, развитию личности и самосознания.
Музей для взрослого - это место, где хранятся бесценные культурные ценности, а для ребенка это - прежде всего мир незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным для ребенка и есть наша задача. В нашем музее экскурсии проводит не экскурсовод, а сам воспитатель. Дети знают его, принимают его требования и готовы внимательно его слушать.
Музей отвечает требованиям функциональности - экспонаты не держатся под стеклом, их можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Детям дается возможность не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его.
Расположение экспонатов в музее отвечает требованиям доступности (ниже или выше уровня глаз детей в соответствии с требованиями и правилами безопасности: опасные предметы размещать выше).
Предметы из музея приспособлены к транспортировке (по мере надобности они могут перемещаться в групповые помещения).
В работе музея используются такие формы работы:
- для самых маленьких, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю и современность отдельных вещей (в виде рассказывания сказки),
- для «искушенных» посетителей музейные экспонаты уже начинают играть роль театрального реквизита, дети включаются в определенную сюжетную линию.
Данная программа разработана с целью создания системы продуктивного взаимодействия музейных циклов с воспитательно-образовательной работой в рамках общеобразовательной программы для разных возрастных групп. В программе обозначены основные задачи, которые уточняются воспитателями в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Основными формами работы по реализации программы являются:
- Обзорные экскурсии в музей предметов (знакомство с экспозициями, выставками);
- Творческие занятия (в соответствии с темами, рекомендуемыми в рамках комплексной программы, реализуемой в ДОУ);
- Экскурсии-путешествия в прошлое предмета;
- Коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее;
- Музейные игры и театрализации;
- Оформление детских выставок и экспозиций;
- Создание мини-музеев в группах и др.
Новизна программы состоит во включении в воспитательно-образовательный процесс детского сада музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения дошкольника 3 – 7 лет к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников.
Программа опирается на следующие принципы:
1. Научность (создание экспозиций на основе научного обоснования);
2. Достоверность (на основе подлинных предметов старины);
3. Учёт возрастных особенностей (основная форма работы – игра с включением игрового персонажа – Домовёнка Кузи);
4. Гуманизма (бережное отношение к рукотворным предметам: ценностям нельзя научиться – ценности надо пережить);
5. Системного подхода (на основе перспективного комплексно–тематического планирования);
6. Преемственность (возможность применения полученных знаний в реальной жизни).
Структура программы включает в себя:
- Пояснительную записку;
- Описание психологических особенностей воспитанников 3 – 7 лет;
- Раздел «Здравствуй музей!» (включающий в себя занятия по подготовке воспитанников к посещению музеев, подготовке к восприятию мира музея, формированию готовности к восприятию музейных экспонатов и формированию умения отражать собственные впечатления);
- Раздел «Познаем предметный мир» (который нацелен на постепенное погружение дошкольника в увлекательный мир музея);
- Приложение № 1 (цикл игровых занятий по познавательно-речевому развитию детей 3-7 лет);
- Приложение № 2 (цикл практических занятий в рамках творческой мастерской для воспитанников 3 – 7 лет);
- Приложение № 3 - перспективный план проведения экскурсий (включающий в себя тематическое планирование экскурсий по возрастам, в том числе и для воспитанников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – общим недоразвитием речи (ОНР);
- Приложение № 4 – раздел «Воспитатель-экскурсовод» (включающий в себя перспективный план подготовки педагогов по направлению);
- Приложение № 5 – раздел «Школа юного экскурсовода» (включающий в себя перспективный план обучения основам мастерства экскурсовода воспитанников 5 – 7 лет, в том числе и воспитанников с ОНР;
- Приложение № 6 – раздел «Музейная коммуникация» (формирование ключевых компетентностей у старших дошкольников посредством овладения основами мастерства экскурсовода, в том числе и воспитанников с ОНР);
- Приложение № 7 – диагностика и оценка результатов информационной, технологической и социально-коммуникативной компетентности дошкольников 6-7 лет.
Объем программы: 48 листов (с приложением)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...
"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира)
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей" (подготовительная к школе группа)...
Конспект ООД в подготовительной группе "ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"
Особенности:Проводится в форме игры «Что-где-когда?» с подгруппой детей (максимально 10 человек) Образовательная область:- Социально-коммуникативное развитие...
Образование групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.
Игры задания по математике во второй младшей группе....
ООД по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)
Основная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)...
Продолжать учить различать один и много предметов. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
Продолжать формировать знание детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг )....