Программа "Музей предметов"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Программа для детей 4-7лет по ознакомление с музейной коммуникацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzey_predmetov.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 9»

структурное подразделение Детский сад

ПРОГРАММА

«МУЗЕЙ  ПРЕДМЕТОВ»

                Авторы:

                               Афанасьева О.В.,

                                                       заместитель директора по ВМР

             Кайданович С.М.

                                                             методист

г.о. Тольятти

2016

Содержание:

1

Пояснительная записка

3-10

2

Характеристика особенностей развития детей 3-7 лет

11-14

3

Раздел I  «Здравствуй, музей!»

15-19

4

Раздел II «Познаем предметный мир»

20-21

5

Приложения

22-47

5.1

Игровые занятия по познавательно-речевому развитию воспитанников 3-7 лет

23-24

5.2

Практические занятия в рамках творческой мастерской для воспитанников 3-7 лет

25-26

5.3

Перспективный план проведения экскурсий

27-32

5.4

Раздел «Воспитатель-экскурсовод»

33-34

5.5

Раздел  «Школа юного экскурсовода»

35-36

5.6

Раздел «Музейная коммуникация»

37-38

5.7

Диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей

39-47

6

Список литературы

48

                                                         

Цель:

- переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к формированию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре;

- развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;

- создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

Задачи:

- формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога;

- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;

- раскрытие информационного потенциала музейных предметов;

- формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;

- развитие навыка нахождения сходства и отличий старинных и современных предметов;

- формирование умения использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной интерактивной деятельности.

1. Пояснительная записка

Программа «Музей предметов» МБОУ «Гимназия № 9» структурного подразделения  Детский сад (СП ДС) обеспечивает разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).

При планировании работы по нравственно-патриотическому воспитанию в СП ДС были проанализированы парциальные программы дошкольного образования. Несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к следующим:

 развитие представления о родном городе и стране;

 формирование первоначального чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);

 формирование способности к осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).

В проанализированных нами программах нет опоры на наглядно-действенное мышление воспитанников, ни одна из них не привязана к действиям с конкретным предметом.

Наша программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности воспитанников 3 - 7 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей).

Предложенная программа поможет ввести воспитанников в занимательный мир музея на уровне понимания и восприятия ребенка дошкольного возраста.

Содержание курса и внутренняя логика структуры занятий сориентированы на формирование умения чувствовать, воспринимать и хранить в эмоциональной памяти ребенка разнообразие предметного мира. Программа предусматривает  организацию обзорных экскурсий по всему музею и тематических (посвященных конкретному предмету).

Музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через свои коллекции и формы деятельности, он соединен с освоением конкретных разделов программы и с дополнительным образованием воспитанников. Основное содержание программы отражает специфику национально-культурных особенностей Самарского региона и ориентировано на реализацию регионального компонента основной общеобразовательной программы СП ДС.

 Дошкольный музей предназначен оставаться в основном музеем детского творчества и детского труда, а потому важнейшим для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск – открытие – творчество». Это музей, который создается совместно с детьми и одновременно – для детей.

Педагогическая цель работы любого музея - это формирование эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического воспитания, что дает ему постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие культуры. Это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, развитие креативного мышления.

Дошкольный возраст - самый сензитивный из всех возрастных периодов. Именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Музей предметов возник как особая форма дополнительного образования, помогающая дошкольникам войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению, узнать историю каждого конкретного предмета и, главное, сформировать бережное отношение к ним. Тем самым у воспитанников формируется ценностное отношение к культурному наследию своих предков и, в конечном итоге, происходит ненавязчивое воспитание любви к своей малой Родине.

Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре.

Программа рассчитана на решение задач ознакомления воспитанников дошкольного возраста с историей и культурой Самарского региона на базе музея.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность музеев в ДОУ:

- Федеральный Закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации от 26 мая 1996 года  № 54 ФЗ (с изменениями, внесенных Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ.);

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12. 03. 2003 года, № 28-51-181/16;

- Положение о музее образовательного учреждения (Приложение к письму Минобразования России от 12. 03. 2003 года, № 28-51-181/16);

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – Приказ Минобр науки России от 17.10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" – постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26).

Локальные акты МБОУ «Гимназия № 9», регламентирующие деятельность музея в структурном подразделении Детский сад (специально разработанная нормативно правовая база):

- Приказ директора об организации музея и назначении руководителя музейной комнаты;

- Положение о музее;

- Положение об активе музея;

- Паспорт музея.

Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта XIX-XX века: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и многое другое.

Музейные предметы (экспонаты) собраны в коллекции по темам.

Часть музейных предметов и коллекций находится в запасниках и используется в связи с проведением социально–значимых событий, обрядовых праздников, выставок коллекций, при проведении итоговых  мероприятий.

Хранитель музейной комнаты – игровой персонаж Домовёнок Кузя (запечный житель) помогает «организовывать и координировать» работу в музее.

Экспозиции рассчитаны как на восприятие детей разного  дошкольного возраста, так и на восприятие взрослого человека.

В музее дети являются не просто пассивными созерцателями. Они становятся любопытными «почемучками».

Музей – это результат общения и совместной деятельности всех сотрудников, детей и родителей.

Музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.

Достоинства музея в учреждении:

  1. Выделенное специально организованное пространство;
  2. Нет ограничений во времени;
  3. Интерактивен;
  4. Совместное участие детей и родителей.

Участники программы: материал программы рассчитан на детей 3 – 7 летнего возраста и предполагает активное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детская библиотека, краеведческий музей).

Формы работы:

  1. Беседы;
  2. Экскурсии к историческим местам и памятникам города;
  3. Музыкально-литературные композиции;
  4. Встреча с интересными людьми;
  5. Показ спектаклей и сценок;
  6. Продуктивная деятельность детей;
  7. Праздничные мероприятия;
  8. Организация поисковых экспедиций;
  9. Выставки творческих работ детей и родителей.

Цель: познакомить детей с историей города и области, приобщение к культуре предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.

Задачи:

  • Обогатить предметно-развивающую среду СП ДС экспонатами;
  • Сформировать у дошкольников представления о музее;
  • Расширить кругозор дошкольников при помощи экспонатов музея;
  • Сформировать и укрепить знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и Самарской области;
  • Обогатить словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями и историческими данными о родном городе;
  • Пропагандировать работу музея среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую деятельность.

Новизна программы состоит в том, что предметы быта и старины, традиции русского народа в музее  рассматриваются в сравнении прошлых лет с современностью.

Впервые формы, методы и приёмы по ознакомлению детей дошкольного возраста адаптированы и конкретизированы к работе в музее по следующим приоритетам, а именно:

- С раннего возраста дети понимают, что они часть великого русского народа;

- Нравственные ценности представлены в добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;

- Широкие возможности использования разных видов фольклора: сказка, песенка, пословица, поговорка и т.д.;

-  Общественная и культурная жизнь людей целостна и многообразна (труд, народные праздники, старинные обрядовые и современные традиции);

- Приобщение детей к разным видам национального искусства (народно–прикладное искусство и др.);

- Воспитание у детей правил хорошего тона при посещении музейной комнаты (в согласованном взаимодействии с родителями).

Актуальность программы обоснована тем, что в нашей современной жизни мы двигаемся навстречу эпохе с прогрессирующим охлаждением отношений между людьми и потерей культурных ценностей:

- большинство взрослых (педагогов, родителей) и детей дошкольного возраста никогда не были в музее, и  плохо знают обычаи и традиции русского народа, историю народной культуры и не прониклись чувством понимания значимости сохранения культурных и исторических ценностей родного города,

- в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта (музейные предметы), упоминаемые в фольклорных произведениях,

- фольклорный материал мало включается в праздники и развлечения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык,

- недооцениваются присказки, русские народные игры,

- давно забыты старославянские слова и изречения.

К числу актуальных проблем относится и то, что  дети – горожане мало знакомы с особенностями крестьянского труда и быта. Многие дети и их родители никогда не были в музее.

В музее детям предоставляется возможность не только знакомиться с историей и культурой русского народа, но и самим быть «проводниками-экскурсоводами» для сверстников, детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) и взрослых (педагогов, родителей и гостей музейной комнаты).

Педагогическая целесообразность программы обеспечивается за счёт комплексно–тематического планирования и проектирования совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста на базе музея  (в соответствии с ФГОС ДО).

Важным является признание собственной важности и необходимости личного вклада ребенка и взрослого (в сборе и коллекционировании музейных предметов, в подготовке к роли экскурсовода), а также в необходимости оценки его в коллективе (при размещении старинного предмета в экспозиции, проведении праздников и презентаций).

Созданию музея предшествовала большая поисковая и исследовательская работа в согласованном взаимодействии всех участников педагогического процесса.

При реализации программы широко используются игровые, информационно–коммуникативные, проблемно-поисковые, личностно–ориентированные технологии, технологии проблемного и проектного обучения, компьютерные технологии.

Для каждой возрастной группы разработан тематический материал, соответствующий возрасту детей и особенностям программы

Мы предлагаем не традиционный тип музея, где посетитель, прежде всего зритель, пассивный человек. Ведь кроме получения знаний, ребенок должен получать удовольствие от общения с вещами. В этом, по сути, и заключается конечная цель музейной педагогики: испытывая эмоции, ребенок обогащается опытом, который послужит формированию вкусов, системы ценностей, развитию личности и самосознания.

Музей для взрослого - это место, где хранятся бесценные культурные ценности, а для ребенка это - прежде всего мир незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным для ребенка и есть наша задача. В нашем музее экскурсии проводит не экскурсовод, а сам воспитатель. Дети знают его, принимают его требования и готовы внимательно его слушать.

Музей отвечает требованиям функциональности - экспонаты не держатся под стеклом, их можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Детям дается возможность не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его.

Расположение экспонатов в музее отвечает требованиям доступности (ниже или выше уровня глаз детей в соответствии с требованиями и правилами безопасности: опасные предметы размещать выше).

Предметы из музея приспособлены к транспортировке (по мере надобности они могут перемещаться в групповые помещения).

В работе музея используются такие формы работы:

  • для   самых  маленьких,   впервые   пришедших   в   музей,   проводятся экскурсии-путешествия в историю и современность отдельных вещей (в виде рассказывания сказки),
  • для «искушенных» посетителей музейные экспонаты уже начинают играть роль театрального реквизита, дети включаются в определенную сюжетную линию.

Данная программа разработана с целью создания системы продуктивного взаимодействия музейных циклов с воспитательно-образовательной работой в рамках общеобразовательной программы для разных возрастных групп. В программе обозначены основные задачи, которые уточняются воспитателями в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

Основными формами работы по реализации программы являются:

  • Обзорные экскурсии в музей предметов (знакомство с экспозициями, выставками);
  • Творческие занятия (в соответствии с темами, рекомендуемыми в рамках комплексной программы, реализуемой в ДОУ);
  • Экскурсии-путешествия в прошлое предмета;
  • Коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее;
  • Музейные игры и театрализации;
  • Оформление детских выставок и экспозиций;
  • Создание мини-музеев в группах и др.

Новизна программы состоит во включении в воспитательно-образовательный процесс детского сада музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения дошкольника 3 – 7 лет к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников.

Программа опирается на следующие принципы:

1. Научность (создание экспозиций на основе научного обоснования);

2. Достоверность (на основе подлинных предметов старины);

3. Учёт возрастных особенностей (основная форма работы – игра с включением игрового персонажа – Домовёнка Кузи);

4. Гуманизма (бережное отношение к рукотворным предметам: ценностям нельзя научиться – ценности надо пережить);

5. Системного подхода (на основе перспективного комплексно–тематического планирования);

6. Преемственность (возможность применения полученных знаний в реальной жизни).

Структура программы включает в себя:

  • Пояснительную записку;
  • Описание психологических особенностей воспитанников 3 – 7 лет;
  • Раздел «Здравствуй музей!» (включающий в себя занятия по подготовке воспитанников к посещению музеев, подготовке к восприятию мира музея, формированию готовности к восприятию музейных экспонатов и формированию умения отражать собственные впечатления);
  • Раздел «Познаем предметный мир» (который нацелен на постепенное погружение дошкольника в увлекательный мир музея);
  • Приложение № 1 (цикл игровых занятий по познавательно-речевому развитию детей 3-7 лет);
  • Приложение № 2 (цикл практических занятий в рамках творческой мастерской для воспитанников 3 – 7 лет);
  • Приложение № 3 - перспективный план проведения экскурсий (включающий в себя тематическое планирование экскурсий по возрастам, в том числе и для воспитанников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – общим недоразвитием речи (ОНР);
  • Приложение № 4 – раздел «Воспитатель-экскурсовод» (включающий в себя перспективный план подготовки педагогов по направлению);
  • Приложение № 5 – раздел «Школа юного экскурсовода» (включающий в себя перспективный план обучения основам мастерства экскурсовода воспитанников 5 – 7 лет, в том числе и воспитанников с ОНР;
  • Приложение № 6 – раздел «Музейная коммуникация» (формирование ключевых компетентностей у старших дошкольников посредством овладения основами мастерства экскурсовода, в том числе и воспитанников с ОНР);
  • Приложение № 7 – диагностика и оценка результатов информационной, технологической и социально-коммуникативной компетентности дошкольников 6-7 лет.

Объем программы: 48 листов (с приложением)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира)

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей" (подготовительная к школе группа)...

Конспект ООД в подготовительной группе "ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"

Особенности:Проводится в форме игры «Что-где-когда?» с подгруппой детей (максимально 10 человек) Образовательная область:-      Социально-коммуникативное развитие...

Образование групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.

Игры задания по математике во второй младшей группе....

ООД по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)

Основная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)...