Проектная карта "Животные Севера""
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гуренок Светлана Павловна

Проектная карта "Животные Севера" для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.karta_zhivotnye_severa_2.docx60.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «В мире животных» (животные Севера)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе презентаций «Животные Севера»

Дни недели

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Образовательная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Жизнь на краю Земли»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для: взаимодействия детей;

приобретения опыта установления причинно-следственных связей в поисковой деятельности (природные условия – особенности животного  мира); развития представлений детей о  жизни животных и растений, их приспособительных особенностях;

развития умения находить закономерности в климатических условиях и в образе жизни людей;

 развития исследовательских умений  при работе с картой; развития познавательного  интереса к далекому северу

Музыкальная деятельность  

Коммуникативная  деятельность

Тема: «Путешествие на север России» рассматривание картины «Дети севера»

Цель:  создание социальной ситуации развития в процессе составления описательного рассказа

Задачи:  создать условия для:                                      

- развития у детей умения работать в подгруппах (умении договариваться при составлении рассказа, умении слушать друг друга и т.д.); 

- развития представлений об образе жизни и быте коренных жителей тундры;

- развития представлений о роли  северного оленя в жизни жителей севера;

- развития умений находить закономерности в климатических условиях и в образе жизни людей;

- активизации речевой активности;

- совершенствования грамматического строя речи;

- овладения связной монологической речью

Двигательная деятельность

Познавательная деятельность (РЭМП)

Тема: «Животные севера»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

Задачи:  создать условия для:    

- взаимодействия детей в процессе в процессе развития представлений о составе числа 9;                                  

- для развития умения ориентироваться на листе бумаги;

- для  развития логического мышления в процессе  математической деятельности.

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Упражнять детей в обратном счёте

Музыкальная деятельность

Художественно-творческая деятельность

(синтез искусств)

Тема: картина

 И. Шишкина «На севере диком стоит одиноко»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе  восприятия различных жанров искусств

  Задачи:  создать условия для:        

- развивать умение различать жанры произведений: музыка, литература, живопись;

- познакомить детей с музыкой  Г.В. Свиридовой из «Поэмы памяти Сергея Есенина  («Поет зима - аукает»);

- восприятия  стихотворения М.Ю. Лермонтова в процессе восприятия картины;

- развития умения  описывать картину;

- развития воображения с помощью приема «вхождения в картину

Двигательная деятельность

Художественно-творческая деятельность

Тема: «Забавная истории на севере» (импровизация) Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческого взаимодействия детей    Задачи: создать условия для:

-  взаимодействия детей в процессе импровизации;

-овладения умениями совместного речевого диалога, использование мимики и жестов в процессе  импровизации;

- подбора атрибутов к импровизации;

- приобретения опыта в выстраивании сюжетной линии;

- развития у детей артистических данных;

- для организации  пространства;                          

- развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками

Двигательная деятельность

 (на прогулке)

 Тема: «Снежный барс»

Совместная деятельность

«Восприятие художественной литературы»

Тема: чтение ненецкой сказки «Девушка и месяц»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе чтение сказки Задачи: создать условия для  знакомства детей с фольклором народов севера; создать условия для  развития устойчивого интереса к литературе как к виду искусства

Конструирование

«Олень», «Медведь» (оригами)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе изготовление животных из бумаги

Задача: создать условия для: развития умения делать поделку по схемам, по указаниям;  развития умения

 делать из прямоугольника фигуру «Оленя» и «Белого медведя»; развития умения складывать прямоугольник пополам, сгибать углы, делать на спине надрезы;

развития творческого воображения при изготовлении фигурок приемом оригами;

воспитания стремления помогать друг другу

Изобразительная деятельность

 «Животные крайнего севера»  

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

Задачи:

создать условия для:                                                                              - самостоятельного выбора темы;  

 - развития умения передавать в лепке характерные детали животного;                                                        - развития умений применять приёмы лепки: раскатывания, вдавливания, растягивания, сплющивания;                    - развития  умений соединять элементы способом примазывания;                                  - развития мелкой моторики  и координации движений рук, глазомера, чувства формы и композиции;                                                               - эстетического отношения к поделке

Изобразительная деятельность

 «Животные крайнего севера»  

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коллективной творческой деятельности

Задачи: создать условия для:

- развития умения взаимодействовать в подгруппе сверстников:

 - развития умения создавать  многоплановую композицию;  

- развития  воображения, чувства цвета, умение передавать красоту цветов посредством изготовления и оформления коллажа;      

- выбора темы и материала при изготовлении коллажа;

- развития умений оценивать свою работу, сравнивать;

-  развития у детей чувства формы, пропорции, композиции при оформлении работы;

- развития  умения аккуратно работать с клеем, с ножницами;

- творческого выражения дошкольников  в деятельности

Изобразительная деятельность

Тема: «Северное сияние» (нетрадиционное рисование по мокрой бумаге) с.176

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

Задачи: создать условия для:

- развития интереса к изобразительной деятельности;

- совершенствования техники рисования по мокрому, вливая цвет в цвет и получая новые цветосочетания;

- приобретения опыта отличать холодные и тёплые цвета;

- развития чувства цвета;

- воспитания  стремления поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

Итоговое событие (презентация проекта) Событийность проекта

Тема: презентации исследовательских работ                                                                                                    Цель:  создание социальной ситуации развития в процессе  презентаций

Задачи: создать условия для  взаимодействия детей  в процессе презентаций (умения выслушивать друг друга, задавать вопросы, дополнять докладчика, уточнять); создать условия для развития уверенности детей в процессе выступлений;

создать условия для речевой активности, монологической речи; создать условия для эстетического восприятия картинок презентаций;  создать условия для организации пространства

1

2

Познавательно-исследовательская деятельность

      Утро радостных встреч (3 вопроса о проекте) Выбор материала к проекту недели

Задачи: создать условия для развития представлений  о материалах и источниках,  которые помогут нам выпустить журнал

     Д/И: «Животные севера» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития счетных навыков, умение оперировать числами (обратный счет, соседи числа, состав числа)

 (на улице)

   Решение проблемного вопроса «Пингвины птицы?»

Задача: создать условия для развития поисково – исследовательские навыков

      Д/И: «Хищники» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития умений выкладывать из плоских геометрических фигур животных  (танаграм)

     Исследовательская деятельность «Где находиться  Антарктика, Арктика»

Задачи: создать условия для развития умение работать с картами, глобусом

     Д/И: «Продолжи последовательность»  (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития логического мышления

     Д/И  «Накорми животных»

Задачи: создать условия для развития представлений о цепочках питания

Задачи: создать условия для развития представлений о жизни животных в разное время года

      Д/И: «Какого животного не хватает?» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития: зрительного внимания, памяти, лог. мышления; представлений о геометрических  фигурах и цифрах

      Поисково – исследовательская деятельность «Самые быстрые и выносливые, большие и маленькие»

Задачи: создать условия для развития представлений о животных

        Д/И: «Кто за кем» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития  представлений о пространственных отношениях  в числовом ряде

         Исследовательская  деятельность  «Самые - самые опасные животные  севера»

Задача: создать условия для развития: поисково - исследовательских навыков; умение находить необходимую информацию в разных источниках

     Д/И: «Измерь высоту медведя и зайца линейкой» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития умение пользоваться линейкой

      Решение проблемного вопроса «Могут ли дикие животные севера жить на юге?»

Задача: создать условия для развития: образного и логического мышления; умение рассуждать, задавать вопросы, делать умозаключения

        Д/И: «Что сначала, что потом» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития умений последовательно выстраивать дни недели, месяцы, часы

     Просмотр  видеофильма  «Животный мир  Тундры»

Задачи: создать условия для развития представлений о жизни животных

      Д/И: «День, ночь; завтра, сегодня» (РЭМП)

Задачи: создать условия для развития временных представлений   

 (на улице)

      Просмотр  видеофильма  «Животный мир Севера»

Задача: создать условия для развития исследовательских навыков

     Выложи цифры

Задачи: создать условия для развития мелкой моторики; закрепления цифр (разными материалами)

         Решение экологических задач

«Загрязнение Севера»

 Задача: создать условия для развития: умений анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи

    Д/И: «Закрась льдинки»

Задачи: создать условия для развития вычислительных умений

Коммуникативная  деятельность

     Д/и  «Какой, какая, какие» («волшебная палочка»)

Задачи: создать условия для развития  умение подбирать слова признаки к существительным

    Д/и  «Сколько гласных звуков в слове?»

Задачи: создать условия для развития  умений делать звукобуквенный анализ слов

(на прогулке)

    Составление творческих рассказов (ТРИЗ) «Придумай фантастическую историю  о животном» (увеличение, уменьшение)

Задачи: создать условия для развития творческой связной речи (2 подгруппа детей)

Пальчиковая гимнастика «Сидит заяц в тележке»

    Д/и «Чей хвост?»

Задачи: создать условия для приобретения опыта использования в речи притяжательные прилагательные

    Беседа – рассуждение «Ели в Артике и  Антарктики начнут таить ледники»

Задачи: создать условия для: развития диалогической стороны речи, образного мышления; активизации словаря словами действия

    Д/и «Закончи фразу»

Задачи: создать условия развития образного и логического мышления, умения согласовывать слова в предложениях

     Составление творческих рассказов (ТРИЗ) «Придумай фантастическую историю  о животном» (увеличение, уменьшение)

Задачи: создать условия для развития творческой связной речи (1 подгруппа детей)

    Д/и «Звуковой коврик» (тюлень, олень, лиса)

Задачи: создать условия для развития: фонематического слуха, умение анализировать звуки

    Составление описательных рассказов

Тема: «Животное которое мне нравиться»

Задачи: создать условия для развития связной речи

(1 подгруппа)

     Составление описательных рассказов «Животное которое мне нравиться»

Задачи: создать условия для развития связной речи

(2 подгруппа)

   Д/и  «Кто где живет» (кольца «Лулия»)

Задачи: создать условия для активизации словаря (слова – назначения)

3

Восприятие

художественной литературы

     Организация выставки книг по теме проекта

Задачи: создать условия для приобретения опыта организовывать выставки книг

      Чтение перед сном  нанайской сказки «Айога»

Задачи: создать условия для развития представлений о жизни людей севера. Воспитывать в детях доброту и отзывчивость

      Чтение перед сном

нанайской сказки «Почему звери друг от друга отличаются»

Задачи: создать условия для развития  образного мышления; умений находить в сказке добрые и плохие поступки

       Чтение перед сном

«Заячья избушка» (Р.Н.С.)

Задачи: создать условия для развития  образного мышления; умений находить в сказке моменты, которые могут произойти с любым ребёнком.

    Рассматривание иллюстраций животных Е.Чарушина  

Задачи: создать условия для развития представлений детей о художнике иллюстратора и писателя Е.Чарушина  

     Тема:  ненецкая сказка «Девушка и месяц»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе чтение сказки

      Загадки животных крайнего севера, заучивание

Задачи: создать условия для развития памяти,

образного и логического мышления, связной речи

    Сказка «Сампо-лопаренок»  С.Топелиус

Задачи: создать условия для развития  в детях чувства сопереживания, желание верить в чудеса

      Самостоятельное чтение книжек-малышек «Животные севера»

Заучивание:   Маршак  С.   «Пингвинята»,  Зочкова  О.   «Морж»

     Чтение рассказа

Мамин – Сибиряк «Медведко»

Цель: создать условия для развития представлений о роли человека в жизни животного

4

Конструктивная деятельность

      Выкладывания из плоского конструктора силуэты животных 

Задачи: создать условия для:  развития конструктивного мышления; закрепления геометрических фигур

       Конструирование

«Тюлень», «Пингвин» (оригами)

Задачи: создать условия для приобретения опыта изготавливать поделку по схемам, по устной инструкции

      Конструирование «Зоопарк»

Задачи: создать условия для  развития умений планировать постройку, подбирать строительный конструктор, взаимодействовать в подгруппе детей

      Конструирование       «База помощи для животных»

Задачи: создать условия для  развития умений выполнять постройку по схеме, подбирать необходимый строительный материал; называть детали постройки (1 подгруппа)

   Конструирование      

«Берлога для медведя» «Норка мышки», «Нора лисы» (из природного материала, на прогулке)

Задачи: создать условия для:  развития конструктивного творчества, умение находить природный материал для своей постройки

        Конструирование

«Олень», «Медведь» (оригами)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе изготовление животных из бумаги

     Конструирование

 «Сани», «Чум»

Задачи: создать условия для: создания тележки по собственному замыслу; выбора строительного конструктора.

    Ручной труд

 Изготовление книжек лэпбуков

Задачи: создать условия для творчества

        Конструирование       «База помощи для животных»

Задачи: создать условия для  развития умений выполнять постройку по схеме, подбирать необходимый строительный материал; называть детали постройки (2 подгруппа)

   Конструирование      

«Чум оленевода»

Задачи: создать условия для  развития умений самостоятельно  по собственному замыслу постройку, подбирать строительный конструктор, взаимодействовать в подгруппе детей

5

Игровая деятельность

       Соц. игра

 «Мой ласковый и нежный зверь»

Задачи: создать условия для развития положительных взаимоотношениях в детском коллективе

      Просмотр мультфильма «Умка и медведица»

Задачи: создать условия для развития представлений о природе крайнего севера

       Соц. игра

 «Животное, которое тебе нравится»

Задачи: создать условия: выявления у детей предпочтения; развития в детях уверенности

    Решение проблемного вопроса: «Чем опасны дикие животные»

Задачи: создать условия для: развития  умений рассуждать; развития представлений о безопасном поведении в лесу и с дикими животными

   

     Настольные игры о животных «Зоологическое лото», «Кто быстрее найдет лосинную трапу», «Найди животному свой домик (семью)»

Задачи: создать условия для: развития  умений взаимодействовать в подгруппе детей

    Работа на страничках книги «Экологические тропы»

Задачи: создать условия для: доброжелательного общения в коллективе, развития умений взаимодействовать в паре;  развития представлений о жизни травоядных животных

    СР/и: «Оленеводы»

Задачи: создать условия для  развития умений; действовать с воображаемыми предметами; использовать предметы – заместители.

Этюд: «Олень», «Тюлень», «Медведь», «Лиса», «Норка»

     СР/и: «Оленеводы»

Задачи: создать условия для: развертывания игровых ситуаций; развития умений распределять роли, вести диалоги, подбирать атрибуты

       СР/и: «Зоопарк»

Задачи: создать условия для: развития: умений использовать в игре собственных опыт и знания; умений подбирать материалы для игры

Игра-имитация  «Весёлый зайчонок» ( и др.звери)

     Творческая игра «Дети, спешат на помощь зверятам»

Задачи: создать условия для развития самостоятельной творческой игры (атрибуты, место, разный материал)

6

Художественно – творческая деятельность: музыкальная деятельность;

восприятие произведений изобразительного искусства;

рисование, аппликация,  ручной труд, лепка

     Д/и «Кто, где спрятался?»

Задачи: создать условия для развития умений определять какой муз. инструмент проиграл

     Музыкальная деятельность

      Слушаем музыку

 «Охота»  Чайковского

Задачи: создать условия для развития  умений определять:  характер музыкального произведения;  какая часть из муз. произведения больше всего похоже на охоту. Воспитывать в детях любовь  классической музыки

      Музыкальная деятельность

     Д/И «Стук копыт оленя»

Задачи: создать условия для развития темпа и ритма

      Прослушивание и заучивания песен  из мульфильма «Умка и медведица»

Задачи: создать условия для:  раширения  песнесенного репертуара; развития умений передовать веселое настроение песен

     Повторить песеню   Винипуха

Задачи: создать условия для закрепления песенки

    Д/и «Как кричат животные»

Задачи: создать условия для развития умений определять высоту и звучание звука (высокий, низкий; громко, тихо)

      Игры с музыкальными интрументами

   Танцы под детские песенки

Задачи: создать условия для хорошего и радостного настроения

      Рисование в раскрасках

«Животные крайнего севера»

Задачи: создать условия для выбора материала

   Вырезание силуэтов животных

Задачи: создать условия для развития умений пользоваться ножницами, вырезать силуэты животных

(2 подгруппа детей)

    Лепка

«Животные крайнего севера»

Задачи: создать условия для закрепления умений лепить медведя и др.животных из несколько частей пластилина

      Аппликация

«Животные крайнего севера» (для лэпбуков)

Задачи: создать условия для  коллективной аппликации с  деталями природы

      Заполнение и оформление лэпбуков

Задачи: создать условия для  коллективной творческой деятельности

    Вырезание силуэтов животных

Задачи: создать условия для развития умений пользоваться ножницами, вырезать силуэты животных

(1 подгруппа детей)

    Лепка

 «Животные крайнего севера»  

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

   Аппликация «Животные крайнего севера»  

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

    Рисование

Тема: «Северное сияние» (нетрадиционное рисование по мокрой бумаге, рисование с помощью марли и т.д.)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

          Лепка

«Животные, занесенные в красную книгу»

 Задачи: создать условия для развития самостоятельного творчества, выбора материала

Трудовая деятельность

    Труд в природном уголке

Задачи: создать условие для развития умений ухаживать за комнатными растениями (полить цветы, прорыхлить землю, убрать сухие листья)

     Коллективный труд

на участке

Задача: создать условия для приведения в порядок площадь участка (отчистить дорожки от снега)

    Хозяйственно – бытовой труд  

Уборка в игровом уголке (мытьё стульчиков)

Задачи: создать условие для развития:  умений пользоваться мыльным раствором, тряпочками; умений выполнять алгоритм действий при мытье стульев

       Самообслуживание 

«Воспитанный ребёнок за столом»

Задачи: создать условие для развития умение правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила поведения за столом, пользоваться салфетками после еды

     Рассматривание альбома «Труд людей в тундре»

Задачи: создать условие для развития представлений о труде службы МЧС

    Дежурство по кухне

Задачи: создать условие для закрепления алгоритма действий при дежурстве

           Дежурство по группе

Подготовить и убрать столы для продуктивной деятельности

     Дежурство по группе

Поручение для оставшихся детей после ужина убраться в группе

    Беседа о труде людей в Артике и Антарктиде

Задачи: создать условие для развития представлений о труде людей в сложных природных условиях

   Коллективный труд

в группе

(генеральная уборка группы)

8

Двигательная деятельность

) 

      П/и «Олени и оленевод», «Ловишки с медвежонком»

Задачи: создать условие для развития координации движений, быстроты реакции

 Этюд: «Жители тундры»

    Упражнение «Перелезь через препятствие»

Задачи: создать условие для развития умений перелезать через препятствие

(1 подгруппа детей)

     Упражнение

«Прыжки через бревно»  

Задачи: создать условие для развития умений прыгать через скамейку двумя ногами

    П/и «Найди и беги»,

Задачи: создать условие для развития умений: играть по правилам, взаимодействовать в своей команде

    П/и: эстафета «Хищники и травоядные» с  предметами

Задачи: создать условие для развития умений слышать сигналы и быстро на них реагировать

      Упражнение «Телени»

Задачи: создать условие для развития умение передвигаться по полу без помощи рук и ног

       М/и   «Следы животного»

    П/и «Зайцы и волк»

Задачи: создать условие для развития быстроты и координации движений

       Упражнение

«Попади шишкой в корзину»

Задачи: создать условие для развития умений бросать    мяч в корзину цель  

(1 подгруппа)

     П/и «Белки и рысь»

«Догонялки с лисятами»

Задачи: создать условие для развития умений играть сообща, выполняя команды

       Упражнение

«Попади шишкой в корзину»

Задачи: создать условие для развития умений бросать    мяч в корзину цель

(2 подгруппа)

      Упражнение «Подлезание под дугу»

Задачи: создать условие для развития умений подлезать  под дугу 

     П/и «Кто быстрее из животных»

Задачи: создать условие для развития быстроты бега

    Упражнение «Бросание и ловля мяча» (1 подгруппа)

Задачи: создать условие для развития умений подбрасывать  мяч от себя вверх и его ловить

    П/и «Жмурки с пингвином»

Задачи: создать условие для развития ловкости, умение соблюдать правила игры и правила поведения (ОБЖ)

      Упражнение «Бросание и ловля мяча» (2 подгруппа)

Задачи: создать условие для развития умений подбрасывать  мяч от себя вверх и его ловить

   П/и «Мыши и лиса»

Задачи: создать условие для развития умений слушать и выполнять команды

    П/и «Береги свою норку»

Задачи: создать условие для развития умений играть по правилам, соблюдать правила ОБЖ

М/и «Тиши - мыши»

    Упражнение «Зайцы

Задачи: создать условие для развития умений прыгать двумя ногами передвигаясь вперед

(1 подгруппа)

      М/и «Угадай кто»,

П/и «Не попадись»

Задачи: создать условие для развития ловкости, гибкости

    Упражнение «Зайцы»

Задачи: создать условие для развития умений прыгать двумя ногами передвигаясь вперед

(2 подгруппа)

9

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы: предметно - развивающей среда к проекту; помощь детям в подготовке презентаций о животных Севера

Папка – передвижка

«Животный мир крайнего Севера»

Рекомендации

«Посетите с ребёнком зоопарк»

Памятка «Половодье»

Консультация

«Осторожно! Дикие животные!» (ОБЖ)

Презентация  «Животные крайнего Севера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность по культуре народов Севера".

Культура  народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение н...

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Презентация проектной деятельности "Север край неповторимый"

в проекте показана работа с воспитанниками, родителями (законными представителями), с специалистами детского сада по ознакомлению детей с малой Родиной...

Проектная деятельность «Знакомство с историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Имеет познавательно-игровую направленность....

Интегрированное занятие в проектной деятельности по теме: «Животные севера»

В феврале 2020 года в нашем МБДОУ №49 "Росинка" прошел гостевой обмен опытом на тему "Развитие и поддержка детских инициатив в проектной деятельности". Интегрированное занятие прош...

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной». Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются с...