Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
статья на тему

самохина ольга николаевна

Статья из опыта работы по социализации дошкольников посредством семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

В современное время актуальной проблемой является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Как привлечь родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе? Как сделать их партнёрами, сообщниками в вопросах воспитания их ребёнка? Поиск эффективных форм работы с родителями воспитанников оказался для педагогов нашего детского сада № 160 «Дубравушка» г.о. Тольятти успешным. Удачной находкой стал метод проектов. Данный метод основан на личностно - ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая поэтапная практическая деятельность по достижению намеченной цели, предполагающая взаимодействие педагога, родителей и воспитанников между собой.

В рамках  макропроекта «Семья - как ценность» нами разработаны микропроекты по социализации детей младшего дошкольного возраста на темы: «Давайте познакомимся», «Я и моя семья», «Я как мама, я как папа», «Дом, в котором мы живём», «Бабушкины секреты», «Незабываемый выходной день», «Я расту здоровым», «Будьте добры», «Играем в семью», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Витамины и где их искать», «Транспорт нашей семьи», «Любимые игрушки».

Первые дни ребёнка в детском саду. Дети, мы - педагоги и родители мало знаем друг о друге. Между тем нам вместе предстоит прожить так много интересных, насыщенных дней. На этапе знакомства  нам важно было показать, что в детском саду живётся весело и дружно; и что воспитание ребёнка - это дело педагогов и родителей, которое с самого начала нужно делать сообща. Для этого, мы организовали работу по проекту «Давайте познакомимся». Рассказать о своём ребёнке мы предложили родителям в форме портфолио «Чудо-чадо», которое они делали вместе с ребёнком и заполняли от лица ребёнка: я родился, меня зовут, я люблю, я не люблю, моё любимое блюдо, моё не любимое блюдо, моя любимая игрушка, моя комната, мои родители, мои друзья и другие. После того, как первый ребёнок принес свой альбом, остальные дети стали «теребить» своих родителей и альбомы начали заполняться. Отметим, что этот альбом может пополняться постоянно, так как проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички альбома рассказывают, какими они были, как изменились. Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу и даже подружиться.

В проектной деятельности мы использовали как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы провели в нетрадиционной форме – семейная гостинная. Очень тщательно к нему готовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение. А в дружественной и открытой атмосфере уже не составило труда рассказать об основных потребностях и возможностях детей.

Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в своей семье, имел первичные личностные представления о ней, мы предложили родителям реализовать совместно  проект  «Я и моя семья».

Знакомство детей с понятием «семья» проходило в различных видах деятельности. В ходе интегрированных  НОД на тему «Петушок и его семья», «Кто в домике живёт» дети познакомились с понятием семья. Для обогащения представлений детей о семье и её составе мы подобрали интересные и доступные игры: д\и «Мамы и детки», д\и «Отгадай по описанию», д\и «Кому что», д\и «Назови правильно»; пальчиковые игры «Семья», «Кто приехал?». В беседах на тему «Кто я?», «С кем я живу», в рассматривание дидактических картинок, иллюстраций по теме «Семья», ребята активно использовали словарный запас и пополняли его новыми словами.  Ежедневно мы создавали условия для проведения сюжетно-ролевой игры «Семья», предлагали игровые ситуации «У нас гости», «День рождения», что способствовало обогащению игрового опыта и адаптации детей в социуме. Чтение художественной литературы: р.н.с. «Три медведя», стихотворения А.Яковлева «Мама», стихотворения  Л.Квитко «Бабушкины руки»;  просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Разноцветная семейка», загадки про семью, физминутка «Семейная зарядка» вызвали у ребят живой эмоциональный отклик.

Взаимодействие с родителями мы начали с анкетирования на тему «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности». По словам родителей, анкета помогла им выделить сильные и слабые стороны личности их ребёнка.

В рамках проекта была организована выставка рисунков родителей на тему «Моя радость». Она  вызвала у детей чувство радости и гордости за тот, что у них есть семья.

Мы предложили родителям разработать герб их семьи и поместили в информационный блок консультационный материал по теме.

Результатом проекта стала презентация семейных проектов «Герб нашей семьи».

В реализации следующего проекта «Незабываемый выходной день» всем запомнились  «Семейные вечера отдыха с участием детей и родителей». Это неформальное, «живое общение» детей и взрослых. Заранее придумываем интересные дела, занятия, подбираем музыку, игрушки-забавы и развлечения. Ребятишки и взрослые вместе играют, поют, танцуют. Все это создает единое сообщество детей и взрослых. Вчера наполнены положительными эмоциями, как для малышей, так и для их родителей. А мне, как педагогу, очень важны наблюдения - таким образом выявляются проблемные точки, те моменты, которые требуют педагогической коррекции.

«Встречи с интересными людьми»- такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации проекта можно привлечь родителей к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. В результате дети ознакомятся с разными профессиями и откроют для себя, какие интересные люди их мамы, папы, бабушки и дедушки.

Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться к бабушке и дедушке, на дачу, к друзьям, в другую страну. Обычная тема транспорта перестаёт быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело - иллюстрации посмотреть и совсем другое - рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело ехать на поезде  в гости к бабушке, прокатиться по родному городу на трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежеваются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чём-то вовсе впервые узнать.

В результате реализуемых мероприятий повысился уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Это проявляется в неподдельном интересе к событиям в группе, родители сами предлагают свою помощь, стало легче найти общий язык в различных вопросах. Увеличился объём знаний детей информации о своей семье; понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Очень важно предоставить родителям возможность обменяться своими мыслями, сомнениями, опытом. Для этого одно из собраний было проведено в виде презентаций семейного опыта «Наши семейные истории и традиции» (собрание замечательных историй связанных с процессом воспитания в семье). Желающие семьи заранее подготовили компьютерные презентации с демонстрацией своих достижений в семейном воспитании. Для этого им пришлось заново осмыслить свои подходы, найти им обоснование, аргументировать целесообразность своих подходов к воспитанию, обучению, развитию малыша. Семейный опыт родителей вызвал живой отклик среди присутствующих, ведь все чувствуют себя на равных, никто не довлеет своим профессионализмом, можно свободно спорить, спрашивать, вместе размышлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по формированию семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста «Коли семья вместе, то и душа на месте»

В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится  для ребенка не только членом его семьи, но и представителем эмоционального и благополучного, всесто...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Статья Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста

СтатьяФормирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Исаченко Виктория НиколаевнаГБДОУ детский сад №119 «Незнайка» Семья – одна из величайших ценнос...