Проект создания мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал».
проект (подготовительная группа) на тему

Н.И.Дьячкова

·        Представления детей  о жизни нерпы поверхностны, часто ошибочны.

·        В рассказах о нерпе дети затрудняются в вопросах: о среде ее обитания, размножении, питании, приспособлении к жизни в разное время года.

·        У детей  недостаточно самостоятельности в процессе

познавательно-исследовательской, творческой  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lastonogiy_simvol_ozera_baykal.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

муниципального образования города Братска.

Исполнители

Дьячкова Наталья Ивановна

Шишелова Ирина Александровна

Урлапкина Наталья Евгеньевна.

Дети и родители подготовительных групп «Колокольчик», «Звездочки»

Проект создания  мини - нерпинария

«Ластоногий символ озера Байкал».

Возраст детей

Подготовительный дошкольный возраст 5-7 лет

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Сроки проекта

Долгосрочный –  две недели

Братск – 2016.

Описание проекта

Обоснование             для разработки проекта

  • Представления детей  о жизни нерпы поверхностны, часто ошибочны.
  • В рассказах о нерпе дети затрудняются в вопросах: о среде ее обитания, размножении, питании, приспособлении к жизни в разное время года.
  • У детей  недостаточно самостоятельности в процессе

познавательно-исследовательской, творческой  деятельности.

Инновационные        идеи проекта

Музейная педагогика:

Создание мини - нерпинария  «Ластоногий символ озера Байкал».

Развивающие методы обучения:

Мнемотехника,      коллажи,      моделирование, алгоритмы,  творческие задания,  проблемные ситуации;

Исследовательские методы и приёмы:

Использование      разнообразных   источников получения информации (научная и познавательная  литература, Интернет, получение информации от взрослого) для создания мини -нерпинария  «Ластоногий символ озера Байкал».

Метод проектов:

Разработан проект создания мини - нерпинария: «Ластоногий символ озера Байкал».

Потенциальные заказчики проекта и потребители

Администрация   МБДОУ   «ДСКВ   №   45», родители   и   дети      подготовительного  дошкольного возраста.

Разработчики проекта

Шишелова Ирина Александровна

Дьячкова Наталья Ивановна

Урлапкина Наталья Евгеньевна.

Тема проекта

Создание мини - нерпинария: «Ластоногий символ озера Байкал».

Цель проекта

Расширение  у детей представлений о байкальской нерпе.

Задачи проекта

-        Способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к животному миру Прибайкалья.

-         Развивать связную монологическую речь, обогащать словарный запас детей.

-        Раскрыть проблему об исчезновении данного вида в природе.

-       Обогащать знания детей о среде ее обитания, повадках, внешнем виде, потомстве, приспособлении к жизни в разное время года.

-        Формировать у дошкольников целостное представление о жизни нерпы – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Интеграция видов детской деятельности.

«       Познавательно-исследовательская деятельность

  • Подбор познавательной литературы: энциклопедий, журналов.
  • Исследование природного материала, привезенного с Байкала во время отпусков.

   Игровая деятельность:

  •  Формирование умения принимать игровую задачу.
  • Формирование умений вступать в игровое общение со

сверстниками, проявлять воображение, творчество.  (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, пальчиковые игры)

Т      Трудовая деятельность:

  • Формирование стремления помогать взрослым.
  • Сбор коллекций, природного материала с озера Байкал.
  • Оформление нерпинария

К     Коммуникативная деятельность:

  • Обогащение    речевого словаря за счёт новых понятий и

слов.

  • Развитие  связной монологической речи в составлении

рассказов о нерпе в разное время года с использованием, макетов, схем.

  • Стимулирование   речевого творчества детей.

      Чтение художественной литературы:

  • Инсценировка  произведений с помощью разных видов

театра, разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок.

Продуктивная деятельность:

  • Изготовление макетов, рисование, лепка, аппликация, ручной труд.

        Двигательная деятельность:

  • Подвижные игры, физкультминутки.

        Безопасность:

  • Закрепление правил безопасного поведения в природе.

Результаты

  • Создание мини - нерпинария  «Ластоногий символ озера Байкал»
  • Организация фотовыставки «Байкальское чудо».
  • Изготовление макетов «Жизнь нерпы зимой и летом».

Сроки и этапы реализации проекта

1и 2 недели  ноября.

1 этап – подготовительный

2 этап – основной.

3 этап - итоговый

Координатор

Шаманская Татьяна Александровна

Зам. Зав. по ВМР

Заказчик: родители и дети  подготовительных групп

Исполнители: МБДОУ «ДСКВ №45»,  воспитатели Шишелова Ирина Александровна, Дьячкова Наталья Ивановна, Урлапкина Наталья Евгеньевна.

Поддерживающие организации: МБДОУ «ДСКВ №45», детская городская библиотека.

          Руководитель проекта:  Зам. Зав по ВМР МБДОУ «ДСКВ №45» Шаманская Т.А.

География проекта: Иркутская область, г. Братск,  ж/р. Гидростроитель,  ул. Сосновая 24.

Сроки выполнения: 1и 2   недели ноября.

Стоимость проекта: 500 рублей – приобретение и изготовление пособий, видеокассет о жизни нерпы в природе. Иллюстративного и наглядного материала.  

Обоснование выбора проекта:

Вот и прошла пора летних отпусков… Дети нашей группы побывали в разных уголках нашей Родины. Делились своими впечатлениями со сверстниками и педагогами; самым ярким и впечатлительным был рассказ Александры Гребенюк, об отдыхе на Байкале, неизгладимое впечатление на Сашу произвел нерпинарий. При рассматривании открыток, фотографий у детей возникла масса вопросов о жизни нерпы в природе, на воле. У нас возникло желание не только ответить на вопросы детей, но и показать, рассказать, озвучить проблему исчезновения этого уникального вида. Мы с ребятами решили узнать как можно больше о нерпе, и стали собирать материал. Всё собранное мы поместили в мини - нерпинарий «Ластоногий символ озера Байкал».

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

- составление плана мероприятий, игр и других видов детской деятельности;

-  приобретение наглядно - иллюстративного материала;

- подбор детской и методической литературы по теме;

- приобретение энциклопедий;

- систематизация материала по реализации проекта.

Основной:

- формы работы с детьми:

  •  Наблюдения,
  • словесные, развивающие игры,
  • викторины,
  • развлечения,
  • беседы, рассказы,
  • просмотр видеофильмов,
  • составление макетов, фотоальбомов,
  • подбор иллюстраций,
  • экскурсии,
  • посещение музеев,
  • фотовыставки;
  • участие в НОД.

- формы работы с семьями воспитанников

  • конкурсы,
  • выставки,
  • творческие задания.

3. Итоговый:

  • Обработка и оформление материалов проекта  
  • Презентация мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал».
  • Открытый показ совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста  на тему «Экскурсия в нерпинарий»

Ожидаемые результаты:

- Создание мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал».

-Обогащение знаний детей  о жизни нерпы, бережном отношении к животному миру Прибайкалья.

- Создание «Красной книги» озера Байкал.

- Самостоятельное ведение экскурсий детьми.

- создание мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал»

Источники финансирования: заведующий МБДОУ «ДСКВ №45», родительский комитет.

Реализация проекта предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях:

  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимодействие с  семьями воспитанников.
  • Самостоятельная деятельность детей

1. Цель проекта:

Расширение  у детей представлений о байкальской нерпе.

2. Задачи проекта:

-     Способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к животному миру Прибайкалья.

-         Развивать связную монологическую речь, обогащать словарный запас детей.

-        Раскрыть проблему об исчезновении данного вида в природе.

-       Обогащать знания детей о среде ее обитания, повадках, внешнем виде, потомстве, приспособлении к жизни в разное время года.

-        Формировать у дошкольников целостное представление о жизни нерпы – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

  1. Этапы проекта

I этап – подготовительный 1 неделя ноября

№ п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

1.

Подбор  детской художественной литературы о нерпе.

Познакомить с художественными произведениями о жизни нерпы, расширять кругозор детей.

Воспитатель

Понедельник

2.

Подбор игр, упражнений по ознакомлению детей  с животным миром Прибайкалья.

Побуждать к проявлению творчества во всех видах деятельности.

Воспитатель

4.

Приобретение, изготовление практического и наглядного материала.

Обогащение и расширение знаний и представлений об уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал.

Воспитатель, родители

 Вторник

5.

Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме.

Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с нерпой.

Воспитатель

В течение недели

6.

Подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации о нерпе, живущей в естественных условиях.

Обогащение и расширение знаний и представлений об уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал

Воспитатель

В течение недели

7.

Изготовление дидактических  игр о нерпе

Расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий.

Воспитатель, дети

В течение недели

8.

Разработка кроссворда

Развивать память, логическое мышление.

Воспитатель

четверг

II этап – основной 2 неделя ноября

Мероприятия

Задачи

Участие педагога

Участие родителей

Понедельник

1

Совместная НОД на тему:

«Ластоногое чудо озера Байкал».

Формировать целостное представление детей о жизни нерпы.

Организация и проведение

совместной непосредственно  образовательной деятельности.

Подбор наглядного материала.

2

 Дидактическая игра

«Льдинки для нерпы».

Расширять знания детей о среде обитания нерпы.

Изготовление дидактической игры.

Подбор иллюстративного материала.

3

Показ теневого театра

«Кто в Байкале живет?», по произведению В.И. Галкина.

Развивать  творческие способности детей.

Создать условия для показа теневого театра.

4.

Трудовая деятельность:        изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. (уход за нерпами)

Воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов

Создать условия для изготовления атрибутов

Помощь в подбор материала

5.

Продуктивная деятельность:  совместное изготовление  листовок «Берегите нерпу»    

Формировать бережное отношение к нерпе.

Создать условия для изготовления листовок

Совместное изготовление листовок.

6.

Коммуникативная деятельность: Рассказ воспитателя о жизни нерпы с показом иллюстраций из Красной книги.

Закреплять знания о строении, среде обитания, приспособлении к природным условиям.

Подбор сведений и иллюстраций.

Подбор журналов, иллюстраций

7.

Музыкально- художественная деятельность: слушание р.н. песни «Славное море священный Байкал»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Закреплять знания об озере Байкал

Организация  прослушивания музыкальной композиции.

Предложить дома побеседовать о Байкале.

8.

Чтение художественной литературы: Стихотворение В.Скиф «Нерпа»

Закреплять умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы

Создать условия для чтения.

Рисование о прочитанном.

                                                           Вторник

1.

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевая игра «Нерпинарий»

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли.  Способствовать установлению  в игре ролевого  взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Закреплять знания о жизни нерпы.

Создать условия для сюжетно- ролевой игры.

Оказание помощи  в изготовлении атрибутов

2.

Продуктивная деятельность:  Лепка

«Байкальский тюлень».

Физкультминутка

«Шустрая нерпа».

Формировать умение детей, лепить из соленого теста скульптуру тюленя.

Создать условия для лепки.

Помощь в организации выставки игрушек

«Нерпа».

3.

Коммуникативная деятельность: Рассказы детей из личного опыта, увиденного на Байкале.

Формировать умения детей составлять творческие рассказы, обогащать речь, через чувственный опыт.

 Поведение НОД.

Организация фотовыставки.

Участие в фотовыставке

«Что я увидел на Байкале».

4.

Трудовая деятельность:        Создание книжек самоделок на тему «Ластоногое чудо Байкала»

Закреплять умение трудиться сообща.

Создать условия для трудовой деятельности.

Оказание помощи в подборке материла

5.

Познавательная деятельность:

Моделирование «Что есть у нерпы нарисуй знаками»

Закреплять умение знаками обозначать части тела нерпы.

Организация

совместной непосредственно  образовательной деятельности.

6.

Музыкально- художественная деятельность: муз – дидактическая игра «Кого встретил Белёк на своём пути»

Закреплять знания детей о детеныше  нерпы – белька; совершенствовать умение играть соблюдая правила

Организация  музыкального сопровождения

7.

Чтение художественной литературы: Млекопитающее – нерпа чудо Байкала. Сибирячок  2002№ 3 стр 46-47

Закреплять, систематизировать  знания  детей о нерпе

Создать условия для чтения художественной литературы

 Предложить слепить дома из глины, пластилина нерпу.

Среда

1.

Чтение художественной литературы:

Заучивание отрывка из стихотворения

Е. Евтушенко

«Баллада о нерпах».

Помочь пониманию характерных оттенков в стихотворении, способствовать выразительному чтению произведения.

Проведение НОД

Повторение стихотворения дома.

2.

Аппликация на тему:

«Ластоногое чудо».

Малоподвижная игра «Покачай малышку». 

Познакомить детей с новой техникой исполнения - наклеивание полосок «на ребро», передавая соотношение частей по величине.

Организация и проведение НОД по аппликации.

Предложить дома

закрепить технику

наклеивания – на ребро.

3.

Решение проблемных ситуаций: «Если вода в Байкале замерзнет?», «Зимой холодно, а бельки появились на свет и хотят  есть…».

Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских  действий – определения качеств и свойств материалов.

Подготовить иллюстрации о жизни нерпы зимой

4.

Изготовление макета «Обитатели Байкала»

Закрепить знания об обитателях Байкала

Создание условий  для игр с  макетом.

5.

Сюжетно – ролевая игра «Юные следопыты на Байкале»

Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Закреплять знания о жизни нерпы в естественных условиях

Создать условия для игры.

Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

6.

Дидактическая игра: «Помоги собрать малышей»                                          

Закрепить строение тела нерпы

Изготовление и оформление игры.

7.

КВН  «Ластоногое чудо»

Совершенствовать  знания детей о байкальской нерпе.

Составление сценария  КВН

Закрепление знаний

Четверг

1.

Опытно-экспериментальная – деятельность.

«Определи качество воды в озере Байкал».

Формировать навыки экспериментирования.

Создать условия для экспериментирования.

Поддерживать интерес детей в опытно-экспериментальной деятельности.

2.

Сюжетно-ролевая игра

«Нерпинарий».

Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида и поведения нерп, способах защиты от врагов, особенностях питания, способствовать развитию ролевого взаимодействия.

Создать условия для сюжетно-ролевой игры.

Оказание помощи в изготовлении атрибутов к игре.

3.

Познакомить детей со стихотворением  Е.Евтушенко «Баллада о нерпах».

 Помочь пониманию характерных оттенков в стихотворении, вызвать интерес к стихотворному творчеству.

Создать условия для рассматривания иллюстраций о нерпах

Предложить создать фотоальбом «Ластоногий символ озера Байкала»

5.

Пластический этюд: «Нерпа в воде».

Выполнять движения активно, выразительно, в соответствии с фразами

Добиваться четкого выполнения движений

Предложить дома с детьми разучить стихотворение «Нерпа в воде»

6.

Организовать экскурсию в мини-музей «Млекопитающее – нерпа чудо Байкала» для детей средней группы.

Способствовать развитию познавательного интереса детей к музейной работе.

Создать мини - музей «Млекопитающее – нерпа чудо Байкала»

7.

Лепка «Байкальский тюлень».

Формировать умение детей, лепить из соленого теста  скульптуру тюленя, передавая форму, пропорции, характерные детали, пополнять коллекцию музейными экспонатами в мини-музее.

Создать условия для лепки

Консультация для родителей «Как лепить нерпу»

Пятница

1.

Игры с  макетом «Кто живет в Байкале»

Формировать представление о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем эндемике озера Байкал.    

Создать условия для игры с макетом.

Предложить принять участие в конкурсе  макетов «Озеро Байкал»

2.

Слушание русской народной песни «Славное море священный Байкал»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать умение внимательно слушать музыкальное произведение.

Создать условия для прослушивания произведения

3.

Дидактическая игра «Кто живет в Байкале»

Закреплять умения выполнять игровые действия по правилам, обдумывать свои действия в процессе игры

Организация и проведение  дидактической игры.

4.

Конкурс «Красная книга Прибайкалья»

Закреплять знания об обитателях озера Байкал. Развивать познавательный интерес к обитателям озера Байкал. Воспитывать  нравственные чувства выражающиеся в сопереживании животным. Развивать навыки детей в работе с разными видами материала.

Создать условия для продуктивной деятельности детей. Организация конкурса «Красная книга Прибайкалья»

Посещение выставки детских работ.

5.

Составление и отгадывание загадок о нерпах

Закреплять умение отмечать в загадках характерные особенности нерпы.

Составление схем  для отгадывания и составления загадок.

6.

Рисование  восковыми мелками «Портрет нерпы»

Воспитывать чувство бережного отношения к животным. Развивать воображение. Закреплять строение нерпы, формировать умение передавать способ передвижения, окраску тела.

Организация  условий для  рисования восковыми мелками

7.

Составление рассказа по своим рисункам на тему «Портрет нерпы».

Воспитывать желание составлять небольшие рассказы. Закреплять умение составлять рассказы, строить сложные предложения, развивать речевое творчество.

Организация и проведение НОД

Предложить дома составить и записать небольшие рассказы о байкальских нерпах.

IV этап – итоговый

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки выполнения

1.

Обработка и оформление материалов проекта

Систематизация

наглядного,

дидактического,

практического

материала.

воспитатель

 Пятница

 

 

2.

 Открытие мини - нерпинария

«Ластоногий символ озера Байкал».

Обогащение и расширение знаний и представлений об уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал, развивать познавательный интерес к посещению нерпинария. Закреплять правила поведения в нерпинарии. Воспитывать чувство сочувствия к животным.

воспитатель

3.

Проведение экскурсии для детей  группы.

10. К концу 2 недели дети могут:

  • Самостоятельно проводить экскурсию, выступая в роли экскурсоводов.
  • Составлять творческие и описательные рассказы о жизни нерпы.

11. Методическое обеспечение.

  1. Методы и приёмы обучения.

Методы

Приёмы

Наглядный

Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.

Информационно-рецептивный.

Совместная деятельность воспитателя и ребёнка.

Практический.

Придумывание своих творческих рассказов о нерпах в мини-нерпинарии.

Словесный.

 Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей

Исследовательский.

 Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

  1. Дидактический материал.

Вид

Тематика

Плакаты.

«Обитатели водных глубин озера Байкал»,

«Берегите подводный мир Прибайкалья»

«Нерпа с нерпятими».

Сюжетные картинки

«Путешествие по озеру Байкал», «Дети в нерпинарии», «Нерпы на лежбище».

Репродукции картин

И. Левин «Золотая осень», И. Бродская «Опавшие листья», И. Горлов «Осень».

Технические средства.

  Презентации «Ластоногий символ озера Байкал».

12. Ресурсы:

Информационные ресурсы:

1. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,  З.А. Михайлова. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011 . 

2.О.А  Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011.

3. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова Музейная педагогика. Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2006. 

Материальные ресурсы:

  • мультимедийное оборудование,
  • дидактические развивающие пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во 2-й младшей группе по теме: "Нерпа - ластоногий символ Байкала"

Целью данного занятия является: способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, стороении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве. Образовательные задачи: у...

Открытое занятие на тему: "Нерпа - ластоногий символ Байкала"

Цель занятия:Способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве....

«Ластоногий символ озера Байкал»

способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении ее тела, способах движения, питания, заботе о потомстве. Устанавливать связь между внешним видом животного и средой оби...