Проект создания мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал».
проект (подготовительная группа) на тему
· Представления детей о жизни нерпы поверхностны, часто ошибочны.
· В рассказах о нерпе дети затрудняются в вопросах: о среде ее обитания, размножении, питании, приспособлении к жизни в разное время года.
· У детей недостаточно самостоятельности в процессе
познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lastonogiy_simvol_ozera_baykal.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
муниципального образования города Братска.
Исполнители
Дьячкова Наталья Ивановна
Шишелова Ирина Александровна
Урлапкина Наталья Евгеньевна.
Дети и родители подготовительных групп «Колокольчик», «Звездочки»
Проект создания мини - нерпинария
«Ластоногий символ озера Байкал».
Возраст детей
Подготовительный дошкольный возраст 5-7 лет
Вид проекта
Познавательно-исследовательский
Сроки проекта
Долгосрочный – две недели
Братск – 2016.
Описание проекта
Обоснование для разработки проекта |
познавательно-исследовательской, творческой деятельности. |
Инновационные идеи проекта | Музейная педагогика: Создание мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал». Развивающие методы обучения: Мнемотехника, коллажи, моделирование, алгоритмы, творческие задания, проблемные ситуации; Исследовательские методы и приёмы: Использование разнообразных источников получения информации (научная и познавательная литература, Интернет, получение информации от взрослого) для создания мини -нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал». Метод проектов: Разработан проект создания мини - нерпинария: «Ластоногий символ озера Байкал». |
Потенциальные заказчики проекта и потребители | Администрация МБДОУ «ДСКВ № 45», родители и дети подготовительного дошкольного возраста. |
Разработчики проекта | Шишелова Ирина Александровна Дьячкова Наталья Ивановна Урлапкина Наталья Евгеньевна. |
Тема проекта | Создание мини - нерпинария: «Ластоногий символ озера Байкал». |
Цель проекта | Расширение у детей представлений о байкальской нерпе. |
Задачи проекта | - Способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к животному миру Прибайкалья. - Развивать связную монологическую речь, обогащать словарный запас детей. - Раскрыть проблему об исчезновении данного вида в природе. - Обогащать знания детей о среде ее обитания, повадках, внешнем виде, потомстве, приспособлении к жизни в разное время года. - Формировать у дошкольников целостное представление о жизни нерпы – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. |
Интеграция видов детской деятельности. | « Познавательно-исследовательская деятельность
Игровая деятельность:
сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, пальчиковые игры) Т Трудовая деятельность:
К Коммуникативная деятельность:
слов.
рассказов о нерпе в разное время года с использованием, макетов, схем.
Чтение художественной литературы:
театра, разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок. Продуктивная деятельность:
Двигательная деятельность:
Безопасность:
|
Результаты |
|
Сроки и этапы реализации проекта | 1и 2 недели ноября. 1 этап – подготовительный 2 этап – основной. 3 этап - итоговый |
Координатор | Шаманская Татьяна Александровна Зам. Зав. по ВМР |
Заказчик: родители и дети подготовительных групп
Исполнители: МБДОУ «ДСКВ №45», воспитатели Шишелова Ирина Александровна, Дьячкова Наталья Ивановна, Урлапкина Наталья Евгеньевна.
Поддерживающие организации: МБДОУ «ДСКВ №45», детская городская библиотека.
Руководитель проекта: Зам. Зав по ВМР МБДОУ «ДСКВ №45» Шаманская Т.А.
География проекта: Иркутская область, г. Братск, ж/р. Гидростроитель, ул. Сосновая 24.
Сроки выполнения: 1и 2 недели ноября.
Стоимость проекта: 500 рублей – приобретение и изготовление пособий, видеокассет о жизни нерпы в природе. Иллюстративного и наглядного материала.
Обоснование выбора проекта:
Вот и прошла пора летних отпусков… Дети нашей группы побывали в разных уголках нашей Родины. Делились своими впечатлениями со сверстниками и педагогами; самым ярким и впечатлительным был рассказ Александры Гребенюк, об отдыхе на Байкале, неизгладимое впечатление на Сашу произвел нерпинарий. При рассматривании открыток, фотографий у детей возникла масса вопросов о жизни нерпы в природе, на воле. У нас возникло желание не только ответить на вопросы детей, но и показать, рассказать, озвучить проблему исчезновения этого уникального вида. Мы с ребятами решили узнать как можно больше о нерпе, и стали собирать материал. Всё собранное мы поместили в мини - нерпинарий «Ластоногий символ озера Байкал».
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- составление плана мероприятий, игр и других видов детской деятельности;
- приобретение наглядно - иллюстративного материала;
- подбор детской и методической литературы по теме;
- приобретение энциклопедий;
- систематизация материала по реализации проекта.
Основной:
- формы работы с детьми:
- Наблюдения,
- словесные, развивающие игры,
- викторины,
- развлечения,
- беседы, рассказы,
- просмотр видеофильмов,
- составление макетов, фотоальбомов,
- подбор иллюстраций,
- экскурсии,
- посещение музеев,
- фотовыставки;
- участие в НОД.
- формы работы с семьями воспитанников
- конкурсы,
- выставки,
- творческие задания.
3. Итоговый:
- Обработка и оформление материалов проекта
- Презентация мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал».
- Открытый показ совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Экскурсия в нерпинарий»
Ожидаемые результаты:
- Создание мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал».
-Обогащение знаний детей о жизни нерпы, бережном отношении к животному миру Прибайкалья.
- Создание «Красной книги» озера Байкал.
- Самостоятельное ведение экскурсий детьми.
- создание мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал»
Источники финансирования: заведующий МБДОУ «ДСКВ №45», родительский комитет.
Реализация проекта предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Самостоятельная деятельность детей
1. Цель проекта:
Расширение у детей представлений о байкальской нерпе.
2. Задачи проекта:
- Способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к животному миру Прибайкалья.
- Развивать связную монологическую речь, обогащать словарный запас детей.
- Раскрыть проблему об исчезновении данного вида в природе.
- Обогащать знания детей о среде ее обитания, повадках, внешнем виде, потомстве, приспособлении к жизни в разное время года.
- Формировать у дошкольников целостное представление о жизни нерпы – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.
- Этапы проекта
I этап – подготовительный 1 неделя ноября
№ п/п | Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки проведения | |
1. | Подбор детской художественной литературы о нерпе. | Познакомить с художественными произведениями о жизни нерпы, расширять кругозор детей. | Воспитатель | Понедельник | |
2. | Подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с животным миром Прибайкалья. | Побуждать к проявлению творчества во всех видах деятельности. | Воспитатель | ||
4. | Приобретение, изготовление практического и наглядного материала. | Обогащение и расширение знаний и представлений об уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал. | Воспитатель, родители | Вторник | |
5. | Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме. | Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с нерпой. | Воспитатель | В течение недели | |
6. | Подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации о нерпе, живущей в естественных условиях. | Обогащение и расширение знаний и представлений об уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал | Воспитатель | В течение недели | |
7. | Изготовление дидактических игр о нерпе | Расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий. | Воспитатель, дети | В течение недели | |
8. | Разработка кроссворда | Развивать память, логическое мышление. | Воспитатель | четверг |
II этап – основной 2 неделя ноября
№ | Мероприятия | Задачи | Участие педагога | Участие родителей | |||||||||||||
Понедельник | |||||||||||||||||
1 | Совместная НОД на тему: «Ластоногое чудо озера Байкал». | Формировать целостное представление детей о жизни нерпы. | Организация и проведение совместной непосредственно образовательной деятельности. | Подбор наглядного материала. | |||||||||||||
2 | Дидактическая игра «Льдинки для нерпы». | Расширять знания детей о среде обитания нерпы. | Изготовление дидактической игры. | Подбор иллюстративного материала. | |||||||||||||
3 | Показ теневого театра «Кто в Байкале живет?», по произведению В.И. Галкина. | Развивать творческие способности детей. | Создать условия для показа теневого театра. | ||||||||||||||
4. | Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. (уход за нерпами) | Воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов | Создать условия для изготовления атрибутов | Помощь в подбор материала | |||||||||||||
5. | Продуктивная деятельность: совместное изготовление листовок «Берегите нерпу» | Формировать бережное отношение к нерпе. | Создать условия для изготовления листовок | Совместное изготовление листовок. | |||||||||||||
6. | Коммуникативная деятельность: Рассказ воспитателя о жизни нерпы с показом иллюстраций из Красной книги. | Закреплять знания о строении, среде обитания, приспособлении к природным условиям. | Подбор сведений и иллюстраций. | Подбор журналов, иллюстраций | |||||||||||||
7. | Музыкально- художественная деятельность: слушание р.н. песни «Славное море священный Байкал» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Закреплять знания об озере Байкал | Организация прослушивания музыкальной композиции. | Предложить дома побеседовать о Байкале. | |||||||||||||
8. | Чтение художественной литературы: Стихотворение В.Скиф «Нерпа» | Закреплять умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы | Создать условия для чтения. | Рисование о прочитанном. | |||||||||||||
Вторник | |||||||||||||||||
1. | Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра «Нерпинарий» | Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Закреплять знания о жизни нерпы. | Создать условия для сюжетно- ролевой игры. | Оказание помощи в изготовлении атрибутов | |||||||||||||
2. | Продуктивная деятельность: Лепка «Байкальский тюлень». Физкультминутка «Шустрая нерпа». | Формировать умение детей, лепить из соленого теста скульптуру тюленя. | Создать условия для лепки. | Помощь в организации выставки игрушек «Нерпа». | |||||||||||||
3. | Коммуникативная деятельность: Рассказы детей из личного опыта, увиденного на Байкале. | Формировать умения детей составлять творческие рассказы, обогащать речь, через чувственный опыт. | Поведение НОД. Организация фотовыставки. | Участие в фотовыставке «Что я увидел на Байкале». | |||||||||||||
4. | Трудовая деятельность: Создание книжек самоделок на тему «Ластоногое чудо Байкала» | Закреплять умение трудиться сообща. | Создать условия для трудовой деятельности. | Оказание помощи в подборке материла | |||||||||||||
5. | Познавательная деятельность: Моделирование «Что есть у нерпы нарисуй знаками» | Закреплять умение знаками обозначать части тела нерпы. | Организация совместной непосредственно образовательной деятельности. | ||||||||||||||
6. | Музыкально- художественная деятельность: муз – дидактическая игра «Кого встретил Белёк на своём пути» | Закреплять знания детей о детеныше нерпы – белька; совершенствовать умение играть соблюдая правила | Организация музыкального сопровождения | ||||||||||||||
7. | Чтение художественной литературы: Млекопитающее – нерпа чудо Байкала. Сибирячок 2002№ 3 стр 46-47 | Закреплять, систематизировать знания детей о нерпе | Создать условия для чтения художественной литературы | Предложить слепить дома из глины, пластилина нерпу. | |||||||||||||
Среда | |||||||||||||||||
1. | Чтение художественной литературы: Заучивание отрывка из стихотворения Е. Евтушенко «Баллада о нерпах». | Помочь пониманию характерных оттенков в стихотворении, способствовать выразительному чтению произведения. | Проведение НОД | Повторение стихотворения дома. | |||||||||||||
2. | Аппликация на тему: «Ластоногое чудо». Малоподвижная игра «Покачай малышку». | Познакомить детей с новой техникой исполнения - наклеивание полосок «на ребро», передавая соотношение частей по величине. | Организация и проведение НОД по аппликации. | Предложить дома закрепить технику наклеивания – на ребро. | |||||||||||||
3. | Решение проблемных ситуаций: «Если вода в Байкале замерзнет?», «Зимой холодно, а бельки появились на свет и хотят есть…». | Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий – определения качеств и свойств материалов. | Подготовить иллюстрации о жизни нерпы зимой | ||||||||||||||
4. | Изготовление макета «Обитатели Байкала» | Закрепить знания об обитателях Байкала | Создание условий для игр с макетом. | ||||||||||||||
5. | Сюжетно – ролевая игра «Юные следопыты на Байкале» | Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Закреплять знания о жизни нерпы в естественных условиях | Создать условия для игры. | Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре. | |||||||||||||
6. | Дидактическая игра: «Помоги собрать малышей» | Закрепить строение тела нерпы | Изготовление и оформление игры. | ||||||||||||||
7. | КВН «Ластоногое чудо» | Совершенствовать знания детей о байкальской нерпе. | Составление сценария КВН | Закрепление знаний | |||||||||||||
Четверг | |||||||||||||||||
1. | Опытно-экспериментальная – деятельность. «Определи качество воды в озере Байкал». | Формировать навыки экспериментирования. | Создать условия для экспериментирования. | Поддерживать интерес детей в опытно-экспериментальной деятельности. | |||||||||||||
2. | Сюжетно-ролевая игра «Нерпинарий». | Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида и поведения нерп, способах защиты от врагов, особенностях питания, способствовать развитию ролевого взаимодействия. | Создать условия для сюжетно-ролевой игры. | Оказание помощи в изготовлении атрибутов к игре. | |||||||||||||
3. | Познакомить детей со стихотворением Е.Евтушенко «Баллада о нерпах». | Помочь пониманию характерных оттенков в стихотворении, вызвать интерес к стихотворному творчеству. | Создать условия для рассматривания иллюстраций о нерпах | Предложить создать фотоальбом «Ластоногий символ озера Байкала» | |||||||||||||
5. | Пластический этюд: «Нерпа в воде». | Выполнять движения активно, выразительно, в соответствии с фразами | Добиваться четкого выполнения движений | Предложить дома с детьми разучить стихотворение «Нерпа в воде» | |||||||||||||
6. | Организовать экскурсию в мини-музей «Млекопитающее – нерпа чудо Байкала» для детей средней группы. | Способствовать развитию познавательного интереса детей к музейной работе. | Создать мини - музей «Млекопитающее – нерпа чудо Байкала» | ||||||||||||||
7. | Лепка «Байкальский тюлень». | Формировать умение детей, лепить из соленого теста скульптуру тюленя, передавая форму, пропорции, характерные детали, пополнять коллекцию музейными экспонатами в мини-музее. | Создать условия для лепки | Консультация для родителей «Как лепить нерпу» | |||||||||||||
Пятница | |||||||||||||||||
1. | Игры с макетом «Кто живет в Байкале» | Формировать представление о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем эндемике озера Байкал. | Создать условия для игры с макетом. | Предложить принять участие в конкурсе макетов «Озеро Байкал» | |||||||||||||
2. | Слушание русской народной песни «Славное море священный Байкал» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать умение внимательно слушать музыкальное произведение. | Создать условия для прослушивания произведения | ||||||||||||||
3. | Дидактическая игра «Кто живет в Байкале» | Закреплять умения выполнять игровые действия по правилам, обдумывать свои действия в процессе игры | Организация и проведение дидактической игры. | ||||||||||||||
4. | Конкурс «Красная книга Прибайкалья» | Закреплять знания об обитателях озера Байкал. Развивать познавательный интерес к обитателям озера Байкал. Воспитывать нравственные чувства выражающиеся в сопереживании животным. Развивать навыки детей в работе с разными видами материала. | Создать условия для продуктивной деятельности детей. Организация конкурса «Красная книга Прибайкалья» | Посещение выставки детских работ. | |||||||||||||
5. | Составление и отгадывание загадок о нерпах | Закреплять умение отмечать в загадках характерные особенности нерпы. | Составление схем для отгадывания и составления загадок. | ||||||||||||||
6. | Рисование восковыми мелками «Портрет нерпы» | Воспитывать чувство бережного отношения к животным. Развивать воображение. Закреплять строение нерпы, формировать умение передавать способ передвижения, окраску тела. | Организация условий для рисования восковыми мелками | ||||||||||||||
7. | Составление рассказа по своим рисункам на тему «Портрет нерпы». | Воспитывать желание составлять небольшие рассказы. Закреплять умение составлять рассказы, строить сложные предложения, развивать речевое творчество. | Организация и проведение НОД | Предложить дома составить и записать небольшие рассказы о байкальских нерпах. |
IV этап – итоговый
№ п/п | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки выполнения |
1. | Обработка и оформление материалов проекта | Систематизация наглядного, дидактического, практического материала. | воспитатель | Пятница
|
2. | Открытие мини - нерпинария «Ластоногий символ озера Байкал». | Обогащение и расширение знаний и представлений об уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал, развивать познавательный интерес к посещению нерпинария. Закреплять правила поведения в нерпинарии. Воспитывать чувство сочувствия к животным. | воспитатель | |
3. | Проведение экскурсии для детей группы. |
10. К концу 2 недели дети могут:
- Самостоятельно проводить экскурсию, выступая в роли экскурсоводов.
- Составлять творческие и описательные рассказы о жизни нерпы.
11. Методическое обеспечение.
- Методы и приёмы обучения.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые. |
Информационно-рецептивный. | Совместная деятельность воспитателя и ребёнка. |
Практический. | Придумывание своих творческих рассказов о нерпах в мини-нерпинарии. |
Словесный. | Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей |
Исследовательский. | Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. |
- Дидактический материал.
Вид | Тематика |
Плакаты. | «Обитатели водных глубин озера Байкал», «Берегите подводный мир Прибайкалья» «Нерпа с нерпятими». |
Сюжетные картинки | «Путешествие по озеру Байкал», «Дети в нерпинарии», «Нерпы на лежбище». |
Репродукции картин | И. Левин «Золотая осень», И. Бродская «Опавшие листья», И. Горлов «Осень». |
Технические средства. | Презентации «Ластоногий символ озера Байкал». |
12. Ресурсы:
Информационные ресурсы:
1. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011 .
2.О.А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011.
3. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова Музейная педагогика. Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2006.
Материальные ресурсы:
- мультимедийное оборудование,
- дидактические развивающие пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...
«Виртуальная экскурсия на озеро Байкал и Байкальский Нерпинарий» (старшая группа)
"Виртуальная экскурсия...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию во 2-й младшей группе по теме: "Нерпа - ластоногий символ Байкала"
Целью данного занятия является: способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, стороении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве. Образовательные задачи: у...
Конспект итогового мероприятия по тематической недели: «Ластоногий символ озера Байкал» «Путешествие по Байкалу».
конспект позволяет закрепить представления детей о Байкале, о нерпе....
Открытое занятие на тему: "Нерпа - ластоногий символ Байкала"
Цель занятия:Способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве....
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
«Ластоногий символ озера Байкал»
способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении ее тела, способах движения, питания, заботе о потомстве. Устанавливать связь между внешним видом животного и средой оби...