игра-важный механизм социального развития детей дошкольного возраста
материал на тему
контрольная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
institut_razvitiya_obrazovaniya_kirovskoy_oblasti.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт Развития Образования Кировской области
Кафедра дошкольного и начального общего образования
Контрольная работа на тему :
Игра – важный механизм социального развития детей дошкольного возраста
Работу выполнила
Венских Ольга Васильевна
г Киров, 2014
Содержание
- Понятие игры
- Классификация игр
- Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
- Значение игры в развитии детей дошкольного возраста
- Понятие игры.
«…в игре же дитя - зреющий человек-
пробует свои силы и сам распоряжается
своими созданиями.»
К.Д.Ушинский
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – один из видов деятельности, значимость которого заключается не в результате, а в самом процессе.
Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.
Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, направленный на ориентирование в предметной и социальной действительности.
Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную прелесть.
Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными — скотоводства и т. д. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игры, приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.
В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: “трик-трак”. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- Классификация игр.
Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.
Традиционная классификация детских игр: ведущий признак – это правила, на основе которых организуются игры.
- игры творческие (игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий):
- режиссерские,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- строительные;
- игры с фиксированными правилами:
- подвижные,
- дидактические.
Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной — сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.
Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр.
Структура сюжетно-ролевой игры:
- игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
- тема;
- сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
- роль (главная, второстепенная);
- игрушки, игровой материал;
- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.
К классификации игр-драматизаций существует несколько подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр, но с некоторыми особенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.
Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализованным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгрывается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.
В данных определениях нет противоречий. В игре-драматизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.
В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко — роль и сюжет. Правила в таких играх сформулированы до начала игры. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений, когда требуется сдержать непосредственное побуждение (не убегать от «медведя» до определенного сигнала), затормозить действия, как в игре «День и ночь», или изменить их по сигналу ведущего, как в игре «Море волнуется». В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым — сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.
Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обязательно.
С. Л. Новоселова разделяет детские игры на 3 класса на основании представления о том, по чьей инициативе возникает игра.
1-й класс игр – игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные). Они делятся на сюжетные самодеятельные (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры-экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами, общения с людьми).
2-й класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых (организованные): обучающие (автодидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические игры); досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные).
3-й класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).
В теории и практике наблюдается стирание грани между самодеятельными и обучающими играми. Новая классификация поможет воспитателю выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе ДОУ.
Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста.
Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр: • на развитие ума – умственные игры,
• на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры,
• на развитие движений – моторные игры.
П. Ф. Лесгафт делил игры на две группы: имитационные (подражательные) – самостоятельные творческие игры; подвижные игры (игры с правилами).
Н. К. Крупская выделила игры, придуманные самими детьми, – творческие игры; игры, придуманные взрослыми, – игры с правилами.
В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами – дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в классификацию детских игр включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с правилами (формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами: шансовые игры, игры на физическую компетенцию, смешанный тип игр – требуются и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи).
- Игра ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Особенности детской игры:
1- Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.
2- Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.
3- Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей.
4- Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.
5- Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры – в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников.
6- Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (определяются содержанием, правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).
7- Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
- Значение игры в развитии ребенка.
Значение игры в развитии дошкольника очень велико. Через игру ребенок входит в мир взрослых, происходит его социализация путем проигрывания различных ситуаций, в которых ребенок берет на себя какую – либо роль.
Игра создает благоприятные возможности для развития ребенка самоутверждения и самооценки. В наибольшей степени игра способствует формированию психических процессов (воображение), символической (знаковой) функции сознания, речи.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение).
В игре находят выражение основные потребности ребенка:
- Стремление к самостоятельности;
- Стремление к активному участию в жизни взрослых;
- Потребность в познании окружающего мира;
- Потребность в активных движениях;
- Потребность в общении.
В игре проявляется и развивается способность ориентироваться в сфере человеческих отношений и координировать свои действия с другим, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми.
Овладение игровой позицией влияет на развитие способности находить выходы из различных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эиоциональный фон (Н. Н. Поддъяков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста
консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста...
"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"
В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями....
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Материал по направлени. социально-личностное развитие в ДОУ...
Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...
Статья "Речь как важнейший механизм умственного развития детей дошкольного возраста"
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, оказывающий огромное влияние на жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен полностью владеть инструментом общен...
Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о роли социального развития и возрастных особенностях социального разви...
Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения
В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...