Формирование элементарных правил этикета у детей 1 младшей группы
статья (младшая группа) на тему

Мягкова Наталья Викторовна

Статья по этикету из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii0.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Привлечь внимание к актуальности формирования элементарных правил этикета у детей дошкольного возраста.

Задачи: Помочь реализовать воспитательный и обучающий процесс в ДОУ;

Расширить и обобщить знания педагогов по проблеме формирования элементарных правил этикета у детей дошкольного возраста;

Способствовать накоплению и формированию положительного опыта работы с дошкольниками.

Слово «этикет» произошло от французского «etiquette» и означает установленный порядок поведения где-либо. Понятие «этикет» включает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, в котором каждый живет.

Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий. Это результат опыта многих поколений. Они  являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеют и свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии.

Значительная часть правил этикета пришла к нам из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила отсеивались, сохранялись лишь более рациональные из них, проверенные временем.

Многочисленные правила этикета обычно подразделяют в соответствии с теми сферами общественной жизни человека или типичными ситуациями, в которые он так или иначе попадает. Выделяют правила поведения в общественных местах - на улице, в транспорте, в магазине, в кино, в театре и т.д.; служебный этикет - отношение начальника и подчиненного, коллег; правила, регулирующие порядок знакомства, представления людей друг другу, приветствия, прощания; особые правила предъявляются к ведению беседы (деловой, товарищеской, застольной), телефонного разговора, переписки; к посещению и приему гостей, поведению за столом; семейный этикет и, наконец, этикет взаимоотношений мужчины и женщины.

Но все правила этикета воплощают основные принципы - вежливость и тактичность.

Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность в отношении к людям, готовность оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается. Тактичность – это умение осуществить свою доброжелательность в отношении конкретного лица. То есть этикет подразумевает: уважение человека человеком, вежливость и тактичность, внешняя опрятность и чистота, бережное отношение к ценностям, заботливое отношение к физически слабым людям, умение дорожить своим и чужим временем, уважением к старшим, честность и правдивость. Значит, не смотря на то, что этикет является внешней формой проявления поведения, в корне его лежит нравственность.

Я в этом году работаю с детьми 1 младшей группы, и поэтому хочу остановиться подробней именно на этом возрасте.

1.3 Методика  формирования  элементарных правил этикета в  1 младшей группе

Одна из задач воспитания детей 1 младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Тем более ребёнок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе.

Прививаем навыки пользования столовыми приборами и соблюдение других правил этикета за столом

Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя  в I младшей группе детского сада.

Важной задачей в работе с детьми 1 младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Учим детей здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками, употреблять слова: спасибо, пожалуйста.

Выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении. Не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенные места.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно в различных режимных моментах дети осваивают, что и, как и в какой последовательности  надо делать.

Надо помнить еще одну важную особенность: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. В игре ребёнок совершенствует свои умения.

Поэтому основной приём – это игра-занятие, игра-упражнение.

Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Методы и приёмы, направленные на формирование элементарных правил этикета

  • Доверительное общение взрослого с ребёнком, разговор по душам.
  • Пояснение понятия конкретным примером

Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Педагог целенаправленно предлагает жизненные ситуации, поощряет доброжелательное отношение детей к сверстникам.

  • Чтение художественной литературы и рассказ с последующим обсуждением
  • Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми
  • Беседы на этические темы
  • Игры-инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек с последующим разбором
  • Разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол или кукольного театра

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.

Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с предметами в воображаемой ситуации  помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.

Игровые приемы, используемые воспитателем, вызывают у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую  восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. В игре при этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Надевая на неё кофту и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами.

  • Прямые вопросы, побуждающие к выбору: «Что бы ты сделал?», «Как поступил, если бы…»
  • Решение проблемных этических ситуаций
  • Дидактические игры, которые имеются у нас в группе по теме этикет – «Парные картинки», «Оцени поступок», «Наша сказка», «Этикет для малышей», «Поведение в театре», «Столовый этикет», «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
  • Наблюдение за общением детей в процессе деятельности

Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.

  • Обращение к личному опыту детей и взрослых (рассказ из личного опыта)
  • Наблюдение младших детей за поведением детей старшего возраста (во время которого воспитатель разъясняет, в чём проявляется отзывчивость, щедрость, внимание друг к другу)
  • Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, видеофильмов и т. д.

С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д. Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения, имеют свою специфику. Они органично вписываются в  «Социально-коммуникативную» образовательную область

Для воспитания этикетного поведения определили следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имени, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.

3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания

Работа с родителями:

  • Встреча «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
  • Обмен опытом семейного воспитания
  • Родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
  • Разработка памяток
  • Анкетирование
  • Упражнения
  • Рефлексия
  • Оформление наглядного материала

Выводы:

  1. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда связан с определённым внутренним моральным содержанием.
  2. Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества.
  3. Воспитание культуры – процесс длительный и происходит постепенно, зависит от единства педагогических усилий в ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы

Картотека различных игр направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Цель: Закреплять знания об основных цветах, закреплять умение соотносить предметы по общему признаку (цвет).Задачи:- закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,-...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы на тему «Лесная прогулка»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада, тема «Лесная прогулка»Программное содержание:Закреплять умение различать и назы...

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Поможем котенку Гав».

Занятие направлено на формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Весёлый снеговик»

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.  Формирование элементарных математических предст...