Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства
статья (средняя группа) на тему
МБДОУ «Детский сад № 290»
Сообщение по теме:
«Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».
Подготовила воспитатель:
Волкова И.Н
2017 г.
«Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».
Актуальность
Актуальность моей темы состоит в том, что декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
В своей работе я использовала
Методы:
Ø наглядный;
Ø ИКТ (показ презентаций)
Ø словесный;
Ø практический;
Ø репродуктивный.
1 этап.
Организация предметно - развивающей среды
В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов. Для создания интересных работ, в группе представлены различные материалы: бумага, ткань, изделия из дерева.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самого себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.
В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства.
Я создала уголок «Народного творчества».
- Я создала для знакомствам детей с народно – прикладным искусством. Где подобрала различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновския игрушка”, “Жостово.
В уголке находится мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома, в вобщем все, что способствует художественному развитию ребенка.
- Я изготовила дидактические и развивающие игры: «Найди пару», «Собери матрёшку», «Весёлые матрёшки», «Народные промыслы», «Русские узоры», «Собери картину» и др.
Альбом художественных произведений по ознакомлению с народно – прикладным искусством.
-Беседы: «Дымковская сказочная страна», «Веселый Городец».
С родителями и педагогами
- Консультация для родителей: «Народное искусство и детское творчество»
- Консультация для родителей: «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома»
- Консультация для родителей: «Виды декоративно прикладного искусства»
2 этап
На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности:
Дидактические игры:
«Что за птица?», «Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Какая игрушка лишняя?». Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.
Беседы:
«Путешествие на родину хохломы» ( «Филимоновская игрушка» ( «История Городецкой росписи» ( «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника», «Технология производства дымковской игрушки» .
Развитие речи.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки. Активизируется словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература:
• чтение стихов: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома» .
• чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
• заучивание стихов;
• загадывание загадок.
Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.
Музыкальная деятельность
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Разучивая потешки, русские народные песни.
Изобразительная деятельность
Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.
Рисование:
• раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Матрешки», «Сказочные птицы»«Дымковская лошадка»;
• рисование элементов дымковской, хохломской росписи;
• посуда «Гжель» (чайник, «Хохлома» (тарелки, кувшин, «Городецкая роспись» (кувшин, декоративные доски).
• занятие по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная».
• развлечение по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Нежно-голубое чудо» .
Лепка:
«Дымковская барыня», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», посуда «Хохлома».
Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
Провожу не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. Анализирую выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.
Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняю.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки, экспериментирую с различными художественными материалами. В работе использую раскраски по всем видам декоративно-прикладного искусства
Работа с родителями
Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Для работы с родителями составила перспективный план. Взаимодействие с родителями предполагает: индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды.
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Одним из результатов проделанной работы стала выставка совместного творчества детей и родителей «Диво дивное».
Результативность
Результаты о проделанной мной работы позволили сделать вывод, что использование изделий декоративно - прикладного искусства углубили знания детей о разных видах росписи, развили эстетический вкус, обогатили изобразительное творчество. Большинство воспитанников научились различать изделия народного декоративно - прикладного искусства. Дети свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_volkova.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 290»
Сообщение по теме:
«Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».
Подготовила воспитатель:
Волкова И.Н
2017 г.
«Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».
Актуальность
Актуальность моей темы состоит в том, что декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
В своей работе я использовала
Методы:
- наглядный;
- ИКТ (показ презентаций)
- словесный;
- практический;
- репродуктивный.
1 этап.
Организация предметно - развивающей среды
В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов. Для создания интересных работ, в группе представлены различные материалы: бумага, ткань, изделия из дерева.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самого себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.
В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства.
Я создала уголок «Народного творчества».
- Я создала для знакомствам детей с народно – прикладным искусством. Где подобрала различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновския игрушка”, “Жостово.
В уголке находится мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома, в вобщем все, что способствует художественному развитию ребенка.
- Я изготовила дидактические и развивающие игры: «Найди пару», «Собери матрёшку», «Весёлые матрёшки», «Народные промыслы», «Русские узоры», «Собери картину» и др.
Альбом художественных произведений по ознакомлению с народно – прикладным искусством.
-Беседы: «Дымковская сказочная страна», «Веселый Городец».
С родителями и педагогами
- Консультация для родителей: «Народное искусство и детское творчество»
- Консультация для родителей: «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома»
- Консультация для родителей: «Виды декоративно прикладного искусства»
2 этап
На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности:
Дидактические игры:
«Что за птица?», «Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Какая игрушка лишняя?». Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.
Беседы:
«Путешествие на родину хохломы» ( «Филимоновская игрушка» ( «История Городецкой росписи» ( «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника», «Технология производства дымковской игрушки» .
Развитие речи.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки. Активизируется словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература:
• чтение стихов: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома» .
• чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
• заучивание стихов;
• загадывание загадок.
Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.
Музыкальная деятельность
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Разучивая потешки, русские народные песни.
Изобразительная деятельность
Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.
Рисование:
• раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Матрешки», «Сказочные птицы»«Дымковская лошадка»;
• рисование элементов дымковской, хохломской росписи;
• посуда «Гжель» (чайник, «Хохлома» (тарелки, кувшин, «Городецкая роспись» (кувшин, декоративные доски).
• занятие по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная».
• развлечение по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Нежно-голубое чудо» .
Лепка:
«Дымковская барыня», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», посуда «Хохлома».
Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
Провожу не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. Анализирую выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.
Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняю.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки, экспериментирую с различными художественными материалами. В работе использую раскраски по всем видам декоративно-прикладного искусства
Работа с родителями
Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Для работы с родителями составила перспективный план. Взаимодействие с родителями предполагает: индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды.
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Одним из результатов проделанной работы стала выставка совместного творчества детей и родителей «Диво дивное».
Результативность
Результаты о проделанной мной работы позволили сделать вывод, что использование изделий декоративно - прикладного искусства углубили знания детей о разных видах росписи, развили эстетический вкус, обогатили изобразительное творчество. Большинство воспитанников научились различать изделия народного декоративно - прикладного искусства. Дети свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста по средствам декоративно прикладного искусства»
Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству
реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...
План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.
В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....
"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"
Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...
Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства».
Консультация для воспитателей«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства». В соответствии с Федеральным Государств...