Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства
статья (средняя группа) на тему

Волкова Ирина Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 290»

 

 

 

 

 

 

Сообщение по теме:

«Формирование художественных способностей   дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».

 

 

 

 

 

 

 

                                             Подготовила воспитатель:

                                             Волкова И.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

«Формирование художественных способностей   дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».

Актуальность

Актуальность моей темы состоит в том, что декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

 

В своей работе я использовала

Методы:

Ø    наглядный;

Ø    ИКТ (показ презентаций)

Ø    словесный;

Ø    практический;

Ø    репродуктивный.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап.

Организация предметно - развивающей среды

В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов. Для создания интересных работ, в группе представлены различные материалы: бумага, ткань, изделия из дерева.

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самого себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.

В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства.

 

 Я создала уголок «Народного творчества».

- Я создала для знакомствам детей с народно – прикладным искусством. Где подобрала различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновския игрушка”, “Жостово.

В уголке находится мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома, в вобщем все, что способствует художественному развитию ребенка.

-  Я изготовила дидактические и развивающие игры: «Найди пару», «Собери матрёшку», «Весёлые матрёшки», «Народные промыслы», «Русские узоры», «Собери картину» и др.

Альбом художественных произведений по ознакомлению с народно – прикладным искусством.

-Беседы: «Дымковская сказочная страна», «Веселый Городец».

С родителями и педагогами

- Консультация для родителей: «Народное искусство и детское творчество»

- Консультация для родителей: «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома»

- Консультация для родителей: «Виды декоративно прикладного искусства»

 

 

2 этап

На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством. 

 Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности:

Дидактические игры:

«Что за птица?», «Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Какая игрушка лишняя?». Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.

Беседы:

«Путешествие на родину хохломы» ( «Филимоновская игрушка» ( «История Городецкой росписи» ( «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника», «Технология производства дымковской игрушки» .

Развитие речи.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки. Активизируется словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.

Художественная литература:

• чтение стихов: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома» .

• чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);

• заучивание стихов;

• загадывание загадок.

Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.

Музыкальная деятельность

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Разучивая потешки, русские народные песни.

Изобразительная деятельность

Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.

Рисование:

• раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Матрешки», «Сказочные птицы»«Дымковская лошадка»;

• рисование элементов дымковской, хохломской росписи;

• посуда «Гжель» (чайник, «Хохлома» (тарелки, кувшин, «Городецкая роспись» (кувшин, декоративные доски).

• занятие по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная».

• развлечение по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Нежно-голубое чудо» .

Лепка:

«Дымковская барыня», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», посуда «Хохлома».

Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

Провожу не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. Анализирую выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.

Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняю.

Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки, экспериментирую с различными художественными материалами. В работе использую раскраски по всем видам декоративно-прикладного искусства 

 

Работа с родителями

 

Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с  родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Для работы с родителями составила перспективный план. Взаимодействие с родителями предполагает: индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды.

Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Одним из результатов проделанной работы стала выставка совместного творчества детей и родителей «Диво дивное».

 

 

Результативность

Результаты о  проделанной мной работы позволили сделать вывод, что использование изделий декоративно - прикладного искусства углубили знания детей о разных видах росписи, развили эстетический вкус, обогатили изобразительное творчество. Большинство воспитанников научились различать изделия народного декоративно - прикладного искусства. Дети свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением.

Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_volkova.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МБДОУ «Детский сад № 290»

Сообщение по теме:

«Формирование художественных способностей   дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».

                                             Подготовила воспитатель:

                                             Волкова И.Н

2017 г.

«Формирование художественных способностей   дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».

Актуальность

Актуальность моей темы состоит в том, что декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

В своей работе я использовала

Методы:

  • наглядный;
  • ИКТ (показ презентаций)
  • словесный;
  • практический;
  • репродуктивный.

1 этап.

Организация предметно - развивающей среды

В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов. Для создания интересных работ, в группе представлены различные материалы: бумага, ткань, изделия из дерева.

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самого себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.

В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства.

 Я создала уголок «Народного творчества».

- Я создала для знакомствам детей с народно – прикладным искусством. Где подобрала различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновския игрушка”, “Жостово.

В уголке находится мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома, в вобщем все, что способствует художественному развитию ребенка.

-  Я изготовила дидактические и развивающие игры: «Найди пару», «Собери матрёшку», «Весёлые матрёшки», «Народные промыслы», «Русские узоры», «Собери картину» и др.

Альбом художественных произведений по ознакомлению с народно – прикладным искусством.

-Беседы: «Дымковская сказочная страна», «Веселый Городец».

С родителями и педагогами

- Консультация для родителей: «Народное искусство и детское творчество»

- Консультация для родителей: «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома»

- Консультация для родителей: «Виды декоративно прикладного искусства»

2 этап

На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством. 

 Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности:

Дидактические игры:

«Что за птица?», «Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Какая игрушка лишняя?». Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.

Беседы:

«Путешествие на родину хохломы» ( «Филимоновская игрушка» ( «История Городецкой росписи» ( «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника», «Технология производства дымковской игрушки» .

Развитие речи.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки. Активизируется словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.

Художественная литература:

• чтение стихов: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома» .

• чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);

• заучивание стихов;

• загадывание загадок.

Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.

Музыкальная деятельность

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Разучивая потешки, русские народные песни.

Изобразительная деятельность

Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.

Рисование:

• раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Матрешки», «Сказочные птицы»«Дымковская лошадка»;

• рисование элементов дымковской, хохломской росписи;

• посуда «Гжель» (чайник, «Хохлома» (тарелки, кувшин, «Городецкая роспись» (кувшин, декоративные доски).

• занятие по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная».

• развлечение по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Нежно-голубое чудо» .

Лепка:

«Дымковская барыня», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», посуда «Хохлома».

Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

Провожу не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. Анализирую выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.

Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняю.

Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки, экспериментирую с различными художественными материалами. В работе использую раскраски по всем видам декоративно-прикладного искусства 

Работа с родителями

Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с  родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Для работы с родителями составила перспективный план. Взаимодействие с родителями предполагает: индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды.

Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Одним из результатов проделанной работы стала выставка совместного творчества детей и родителей «Диво дивное».

Результативность

Результаты о  проделанной мной работы позволили сделать вывод, что использование изделий декоративно - прикладного искусства углубили знания детей о разных видах росписи, развили эстетический вкус, обогатили изобразительное творчество. Большинство воспитанников научились различать изделия народного декоративно - прикладного искусства. Дети свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением.

Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста по средствам декоративно прикладного искусства»

Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...

План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства».

Консультация для воспитателей«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства». В соответствии с Федеральным Государств...