Ппрограмма взаимодействия с родителями (законными представителями)
рабочая программа (средняя группа) по теме
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya.docx | 242.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Гусельки»
Программа взаимодействия с родителями в средней группы
на 2016-2017учебный год
Выполнила: Свяжнина Л.И.
воспитатель
Содержание
1.3. Цель и задачи программы 6
1.4. Обеспечение программы необходимым учебно-методическим комплексом 7
1.5. Соблюдение принципа преемственности с другими программами ДОУ 7
1.6. Принципы и подходы к формированию программы 8
1.7. Ожидаемые результаты по ФГОС ДО 9
1.8. Возрастная характеристика детей 4-5 лет 9
1.9. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 13
2.1. Принципы работы с семьей 15
2.2. Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи. 16
2.3. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО 18
2.4. Оценка эффективности программы 21
2.5. План работы с родителями. 22
2.6. Изучение семей воспитанников 22
2.7. Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей 23
2.10. Перспективный план взаимодействия с родителями 30
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 34
3.1. Материально-техническое обеспечение программы. 34
3.2.Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МБДОУ. 35
3.3.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 43
3.4. Режим дня в средней группе 45
3.5. Интеграция образовательных областей. 46
Ι Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
1.2.Актуальность
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии системы взаимодействий ДОУ и семьи. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Данная программа нацелена на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
1.3. Цель и задачи программы
Цель - создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ.
- установить партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ.
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;(проектную деятельность).
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
1.4. Обеспечение программы необходимым учебно-методическим комплексом:
Программа включает в себя учебно-методический комплекс, который позволяет реализовывать полный функционал основной образовательной программы, в УМК данной программы входит:
- дидактические материалы;
- иллюстративно-наглядные материалы;
- Интернет ресурсы, видео и аудио материалы;
1.5. Соблюдение принципа преемственности с другими
программами ДОУ
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника, в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
1.6. Принципы и подходы к формированию программы
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
1.7. Ожидаемые результаты по ФГОС ДО
-создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи.
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи.
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МБДОУ.
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей.
-Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ
1.8. Возрастная характеристика детей 4-5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
1.9. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
ΙΙ Содержательный раздел
2.1. Принципы работы с семьей
Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
М. Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Системность и последовательность работы
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
Д. Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:
• Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
• Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
• Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.
2.2. Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.
Информационно-аналитический блок
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Практический блок
Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей
Досуговые формы взаимодействия
С какой целью используется эта форма
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения общения
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах
Познавательные формы взаимодействия
С какой целью используется эта форма
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Формы проведения общения
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, походы
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские формы взаимодействия
С какой целью используется эта форма
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Формы проведения общения
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий, библиотека игр и упражнений.
2.3. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО
1. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1. Сбор информации о семьях.
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
2.Распространение информации о работе детского сада:
- сайт;
- публикации в печати;
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
-выявление стратегии взаимодействия с семьями.
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
4. Сбор информации о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
2. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы .
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:
- информационные стенды;
- родительские уголки;
- методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
- беседы;
- консультации;
- круглые столы;
- родительские собрания.
4.Социально-нравственное и познавательное развитие:
- семья;
- родословная;
- семейные традиции;
- гендерное воспитание;
- формирование духовных ценностей.
3. Организационно-методическая деятельность.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
1. Организация культурно-массовых мероприятий.
2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
3.Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);
- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
4.Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
4. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2.Организация работы родительских комитетов по группам.
3.Создание общего родительского комитета.
4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
2.4. Оценка эффективности программы
Таким образом, исходя из вышесказанного, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
2.5. план работы с родителями.
Цель: организация методической работы по созданию условий взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи:
- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов
2.6. Изучение семей воспитанников
Таблица 1
Цель | Информация | Формы и методы |
Изучение семьи | Социологическая характеристика | Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей "Моя семья", сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации. |
Мониторинг | Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения | Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, "круглые столы" (с родителями) |
Привлечение родителей к сотрудничеству | Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей. | Анкеты, беседы, "круглые столы". |
Информационно-просветительская работа с родителями | О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания | Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций. |
2.7. Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей
Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.
Таблица 2
Система работы ДОУ с семьей | ||
Принципы работы с родителями
| Методы изучения семьи
| Формы работы с родителями
|
2.8. Формы работы с семьей
Таблица 3
Родительские собрания в группах | Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. |
Адаптация для поступающих детей среднего возраста | Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить). |
Газета для родителей | Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ. |
Радиогазета | Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики. |
Фотоальбом "Давай познакомимся" | Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад. |
Фотоальбом "Моя семья" | Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. |
Ваши добрые дела | Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь. |
Мини-библиотека | Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома. |
| Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей. |
"Семейная мастерская" | Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. |
Анкетирование | Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения |
Информационные общие стенды | Задача: информировать родителей: |
"Наш день" | Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе |
2.9. План мероприятий
Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Задачи - Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ. | ||
Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги | сентябрь | воспитатель |
Создание визитной карточки группы, символики | Октябрь | воспитатель |
Создание Попечительского Совета | Октябрь | Заведующая |
Выпуск газеты с рекомендациями для родителей | Октябрь, | воспитатель, |
Проведение открытых занятий для родителей | Ноябрь | Воспитатели |
Постановка сказки "Кошкин дом" с участием родителей | Ноябрь | Музыкальный руководитель, воспитатель. |
Участие родителей в празднике "Новый год" | Декабрь | Музыкальный руководитель, воспитатель. |
Участие родителей в празднике 23 февраля | февраль | Инструктор по физо, воспитатель. |
Участие родителей в празднике 8 марта | Март | Музыкальный руководитель, воспитатель. |
Участие родителей в празднике "Мама, папа и я спортивная семья" | апрель | Инструктор по физо, воспитатель. |
Школа родительского мастерства | ||
Капризы и упрямство (приложение 1) | октябрь | воспитатель |
Если ребенок тревожен | февраль | воспитатель |
Готов ли ребенок к школе | апрель | воспитатель, старший воспитатель |
Родительские собрания | Сентябрь, | Воспитатели |
Разработка памяток "Шпаргалки для родителей" (Приложение 2) | Сентябрь, | Старший воспитатель, воспитатель |
Задача - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей | ||
Изучение запросов семьи | сентябрь | воспитатель |
Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей | сентябрь | воспитатель |
Создание творческой группы "Профи" | Октябрь | воспитатель |
Приобретение методической литературы по теме "Детский сад-семья" | сентябрь | воспитатель |
Приобретение мультимедийной установки | ноябрь | Заведующая |
Проведение смотра-конкурса родительских уголков | март | Старший воспитатель |
Обобщение опыта работы по проблеме | апрель | Старший воспитатель |
Создание памяток для воспитателей | Декабрь, апрель | воспитатель |
Проведение семинара "Учимся общаться с родителями" | февраль | Старший воспитатель, |
2.10. Перспективный план взаимодействия с родителями
Сентябрь
1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
3. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы».
4. Консультация «Ребёнок и дорога».
5. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста».
6. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».
7. Родительское собрание «Цели и задачи воспитания и обучения детей 4-5 лет»
8. Консультация «Всё о детском питании».
Октябрь
1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».
3. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».
4. Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!». Рисунки родителей и детей.
5. Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
6. Консультация «Азбука дорожного движения».
7. Выставка поделок из природного материала «В гостях у Осени»
Ноябрь
1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Консультация «Одежда детей в группе».
3. Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
4. Консультация «Главные направления в развитии речи детей дошкольного возраста».
5. «Мой папа»- праздник ко дню отца.
6. Родительское собрание «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в ДОУ, меры профилактики заболеваний в домашних условиях».
7. Конкурс родительских эссе "Как я прививаю своему ребенку привычку к здоровому образу жизни"
Декабрь
1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».
2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
3. Педагогический всеобуч «Здоровье ребёнка в наших руках».
4. Памятка для родителей «Кодекс здоровья».
5.Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром».
6. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье».
7. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
8. Новогодний утренник.
Январь
1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
2. Памятка для родителей «Приглашаем к сотрудничеству».
3. Индивидуальные беседы «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
4. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».
5. Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».
6. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?».
Февраль
1. Выставка детских рисунков «Мой папа».
2. Анкетирование отцов и дедушек «Каковы вы мужчины?».
3. Индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
4. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».
5. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».
6. Поделки родителей и детей «Наши увлечения».
7. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».
8. Праздник для пап к 23 февраля.
Март
1. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».
2. Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим».
3. Папка – передвижка «осторожно – красный свет».
4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.
6. Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».
7. Праздник «Для милых мам».
Апрель
1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2. Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».
3. Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребенка посредством предметного рисования».
4. Памятка для родителей «Как измерить талант?».
5. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».
6. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».
7. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни».
Май
1. Беседа о правильном поведении ребёнка за столом
2. Консультация «Увезите ребенка вдаль светлую».
3. Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников».
4. Консультация «Как сделать путешествие в автомобиле интересным?
5. Поиграйте с малышом!».
6. Консультация «Роль совместного летнего отдыха родителей и детей»
7. Консультация «Все о компьютерных играх».
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
1) насыщенность;
2) функциональность;
3) вариативность;
4) доступность;
5) безопасность.
3.2.Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МБДОУ.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение | ||||
Предметно-развивающая среда в МБДОУ | ||||||
Музыкально-спортивный зал |
|
| ||||
Медицинский кабинет |
|
| ||||
Коридоры ДОУ |
|
| ||||
Участки |
|
| ||||
Физкультурная площадка |
|
| ||||
Предметно-развивающая среда в группах | ||||||
Микроцентр «Физкультурный уголок» |
|
| ||||
Микроцентр «Уголок природы» |
|
| ||||
Микроцентр «Уголок развивающих игр» |
|
| ||||
Микроцентр «Игровая зона» |
|
| ||||
Микроцентр «Уголок безопасности» |
|
| ||||
Микроцентр «Краеведческий уголок» |
|
| ||||
Микроцентр «Книжный уголок» |
|
| ||||
Микроцентр «Театрализованный уголок» |
|
| ||||
Микроцентр «Творческая мастерская» |
|
| ||||
Микроцентр «Музыкальный уголок» |
|
|
3.3.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Для эффективного решения программных задач крайне желательно ежедневное чтение.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организация режима дня.
При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
- Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
- Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам:
3.4. Режим дня в средней группе
в холодный период года
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 6.00.-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.50. |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.50.-9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00-9.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 9.50.-11.40 |
Возвращение с прогулки | 11.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50.-12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.20.-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.00.-15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15.-15.40. |
Организованная образовательная деятельность, игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы | 15.40.-16.35. |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.35.-17.50 |
Игры, уход детей домой | 17.50 – 18.00 |
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующему СанПиН для детей возраста от 4 до 5 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).
1.2. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Виды организованной деятельности | Кол во |
Познавательное развитие | 2 |
Развитие речи | 1 |
Рисование Лепка Аппликация | 1 0,5 0,5 |
Физическая культура | 3 |
Музыка | 2 |
Общее количество | 10 |
3.5. Интеграция образовательных областей.
Образовательная область | Виды интеграции | ||
по задачам и содержанию психолого-педагогической работы | по средствам организации и оптимизации образовательного процесса | ||
"Физическая культура" | "Здоровье" "Социализация" "Труд" "Познание" "Коммуникация" "Музыка" | "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Музыка" | |
"Здоровье" | "Физическая культура" "Безопасность" "Социализация" "Познание" "Коммуникация" | "Труд" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" | |
"Безопасность" | "Физическая культура" "Здоровье" "Социализация" "Труд" "Познание" "Коммуникация" | "Чтение художественной литературы" | |
"Социализация" | "Физическая культура" "Безопасность" "Труд" "Познание" "Коммуникация" | "Безопасность" "Познание" "Коммуникация" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" | |
"Труд" | "Физическая культура" "Безопасность" "Социализация" "Познание" "Коммуникация" | "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Музыка" | |
"Познание" | "Здоровье" "Безопасность" "Социализация" "Труд" "Коммуникация" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Музыка" | "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Музыка" | |
"Коммуникация" | Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных воспитательно-образовательных задач данной области осуществляется во всех образовательных областях | ||
"Чтение художественной литературы" | "Социализация" "Познание" "Коммуникация" "Художественное творчество" | "Художественное творчество" "Музыка" | |
"Художественное творчество" | "Физическая культура" "Безопасность" "Труд" "Познание" "Коммуникация" "Чтение художественной литературы" "Музыка" | Использование средств продуктивной деятельности детей позволит обогатить и закрепить содержание всех образовательных областей | |
"Музыка" | "Физическая культура" "Безопасность" "Социализация" "Познание" "Коммуникация" | "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" |
Список литературы
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. - С. 60.
2. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. -С. 57.
3. Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
5. Т. Н. Доронова Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей – М. : Просвещение, 2015.
6. Давыдова О. И. Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. - приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2011, № 2.
7. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
8. Петрущенко Н. А. Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников в старшей группе «Солнышко» на 2014-2015гг.
интересные формы работы с родителями....
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы, позволит обеспечить ее эффективность,...
нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) старшей группы
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями)старшей группы (воспитатель Капустина В.Р.)МесяцФормы работы Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышени...
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...
Перспективное планирование по работе с родителями на тему "Все профессии важны". Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует просвещению родителей в данной теме. Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения. Вовлечение родителей в процесс созд...