нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
методическая разработка
Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_psihologo-pedagogicheskie_aktsii.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Психолого-педагогические акции как форма взаимодействия детского сада и семьи"
Автор: Ракульцева В.В., старший воспитатель МДОУ № 47.
Сроки проведения: в течение учебного года.
Группа: все возрастные группы (в зависимости от темы).
Актуальность,
Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования звучит как «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция.
Психолого-педагогическая акция – это форма развивающей работы, балансирующая на грани «искусственной» и «естественной» (М. Битянова). Название эта форма получила по аналогии с различными художественными акциями, столь популярными в искусстве советского постмодернизма 70–80 гг. XX века. По своей сути это среда игровая, которая на определенное время создается в пространстве ДОУ, группы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат.
Цель психолого – педагогических акций - это повышение педагогической культуры родителей воспитанников, содействие оптимизации детского – родительских отношений. При этом особую значимость приобретает развитие у родителей умений согласовывать свои интересы с интересами ребенка.
Задачи формируются в зависимости от темы акции и способа ее реализации.
Отличительные особенности психолого-педагогических акций в условиях ДОУ:
- ненавязчивость и необычность;
- индивидуализированность;
- интерактивность;
- краткосрочность.
Ненавязчивость и необычность психолого-педагогических акций выражается в том, что акция сама по себе не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; учреждение начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди – как близкие и интересные собеседники.
Индивидуализированность психолого-педагогический акций обусловлена тем, что, несмотря на то, что акция – групповой метод работы (организуется и проводится на уровне отдельно взятой группы или детского сада в целом), он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого субъекта акции: ребенка, родителя и педагога. Последнее выражается в том, что участники в ходе акции не только раскрывают свой личный творческий потенциал, но и выражают свои предпочтения или пожелания, свое личностное отношение к теме акции.
Интерактивность акций. Понятие «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). А в ходе психолого-педагогических акций участники постоянно находятся во взаимодействии.
Психолого-педагогические акции, как правило, краткосрочны (от одного дня до одного месяца) в зависимости от способов реализации. Это позволяет сделать их ненавязчивыми и вместе с тем привлекательными для участия.
Кроме того, психолого-педагогический акции имеют возрастную адресность, так как реализуются в доступных для детей формах – доступных для понимания и воплощения.
Алгоритм проведения психолого-педагогический акций:
Определение целей и задач;
Подбор методов и форм проведения;
Составление плана (сценария) акции;
Проведение мероприятий акции педагогами: занятия, игры, беседы, детско-родительские встречи и др.;
Подведение итогов акции.
Кроме вышеизложенного, психолого-педагогический акции должны быть тематическими. Выбор темы акции может быть обусловлен календарно-тематическим планом учреждения. В этом случае акции должны иметь заданную периодичность. Или же выбор акции как формы взаимодействия с родителями может стать результатом аналитической работы в ходе, которой были выявлены проблемы в детско-родительских отношениях, на преодоление которых акция и должна быть ориентирована.
План проведения психолого-педагогический акций в МДОУ № 47
Дата | Тема | Возрастная группа | Оборудование | Содержание | Планируемый результат |
3-я неделя сентября | «Комплимент» | Все возрастные группы |
| Каждый сотрудник мог в течение недели составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече… Родители также в течение недели (в любой день) могли особым способом совместно с ребенком здоровался и прощался с сотрудниками сада, с другими родителями, используя комплименты, а также подарить любому оформленный ими своими руками «комплимент от».Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного … А к концу недели в группах уже подводятся итоги конкурсов: «Самый лучший комплимент», оформляется выставка или фотовыставка «комплиментов от..». Вариант: в конце недели на медиапроекторе демонстрировать видеокомплименты от… Закончится эта неделя может вручением родителям памяток: «Советы Дороти Нолти для родителей». | Сформировать позитивный настрой на новый учебный год, взаимодействие между субъектами воспитательно-образовательного процесса Изготовление мини-комплиментов от воспитателя по количеству воспитанников группы, оформление выставки адресных комплиментов от родителей в холле учреждения Фотоотчет «Давайте говорить друг другу комплименты» |
4-ая неделя октября | «Портрет дошкольного работника» | Старшие возрастные группы |
| Воспитанники групп оформляют нано-фартуки в помощь выбранному дошкольному работнику (нашивают и оформляю карманы для необходимых по их мнению вещей. Например, карман для умных мыслей у методиста, для ласковых слов у воспитателя и т.п. Подготовить презентацию нано-фартуков | Расширить представления детей о работе сотрудников учреждения, персонализировать их Нано-фартуки в помощь (по желанию): воспитателю; помощнику воспитателя; музыкальному руководителю; инструктору по физической культуре; и т.п. Показ мод для дошкольных работников |
2-ая неделя ноября | «Ласковое имя» | Вторая младшая |
| Родители вместе с детьми оформляют солнышки (ромашки и др.), где на каждом лучике записано как они ласково называют ребенка дома, затем в группе оформляется выставка – экспозиция поделок | Формировать позитивную самооценку у дошкольников. Солнышки, символизирующие ребенка (может в центре ФИ ребенка/ фотография и т.п. с лучами – ласковыми именами |
2-ая неделя декабря | «Игрушки на елке» | Все возрастные группы |
| На ватмане наклеена / нарисован елка, украшенная цветными именными шариками сделанными руками детей, на которых записано пожелание о подарке от Дед Мороза | Познакомить родителей с пожеланиями и предпочтениями их детей Елка с украшениями |
3-ая неделя января | «Наши игривые цветочки» | Средняя группа |
| Родителям совместно с детьми предлагается вписать в лепестки цветочков любимые игры и занятия детей. По результатам акции проводится анализ популярности у детей и родителей различных занятий и игр, сопоставление с возрастными особенностями игровой деятельности средних дошкольников. После акции проводится групповая дискуссия «Особенности игры в среднем дошкольном возрасте» | Повышение мотивации родителей к организации и проведению эффективного для развития ребёнка его собственного и совместного семейного досуга, с использованием сюжетно-ролевой игры. Анализ популярных у воспитанников и их родителей видов деятельности в свободное время. Фотоотчет. |
В течение февраля | «Конвертики любви» | Старшие возрастные группы |
| Детям предлагается сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет или наклеивают понравившуюся картинку (наклейку), чтобы они могли различать свои и чужие конверты. Готовые разноцветные конверты крепятся на шкафчики. В конверты ребята кладут друг другу записки – модели (например, «тучка» означает – «Я по тебе скучал», «Сердечко» – «я тебя люблю» и т.п. о чем можно договориться заранее), забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. К акции обязательно привлекаются родители и воспитатели. По окончанию дети готовят презентацию трех самых ценных презентов (демонстрируют их и рассказывают почему именно они). | Укрепление детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстникам и воспитателями. Сплочение детского коллектива. Фотоотчет презентации самых ценных подарков. |
В течение марта | «Копилка добрых дел» | Все возрастные группы |
| Каждый ребенок оформляет свою баночку – копилку, куда воспитатель в течение месяца будет складывать камушки – бонусы за каждое сделанное хорошее дело и отнимать их за проступки. В конце месяца анализ содержимого (кто больше добрых дел сделал, какое самое запомнившееся, кто в группе получит звание «Самый добрый». К акции обязательно привлекаются родители, которые рассказывают сколько доброго ребенок сделал дома. Оформление буклетов с рекомендациями для родителей по коррекции социальных отношений. | Формирование у детей доброжелательного поведения, осознанного отношения к нормам социального поведения. Дети получают элементарные представления о том, что такое добро, доброта, добрые поступки. Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей. У родителей повысился интерес к жизни группы, детского сада. |
1-ая неделя апреля | «О чем мечтают наши дети» | Старшая и подготовительная группы | 1.Опросные листы для фиксации результатов интервью. 2. Красочная таблица с результатами опроса. | В течение одного дня проводится интервьюирование родителей и воспитанников, детям задается вопрос: «О чём ты мечтаешь?»; родителям: «О чём мечтает Ваш ребёнок?», результаты опроса вносятся в общую таблицу и вывешиваются в раздевалках групп для ознакомления родителей. | Повышение мотивации родителей к живому общению с ребёнком. Изучение направленности воспитанников. Фотоотчет. |
3-ая неделя мая | «Путешествие будущих первоклассников» | Подготовительная группа |
| На «карте» изображены малыши, когда-то пришедшие в детский сад, и будущие первоклассники с «портфелями». Каждый ребёнок вместе с родителями кладет в свой портфель всё, что приобрёл в детском саду, и закрепляет на карте, отмечает свой дальнейший путь к школе. | Повышение мотивации детей к обучению в школе. Позитивный настрой детей и родителей на этапе перехода их ДОО в школу. Фотоотчёт. |
Список литературы
1. Давыдова О. И. Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. - приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2011, №
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. - С. 60.
3. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. -С. 57.
4. Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.
5. Петрущенко Н. А. Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9
Интеренет-ресурсы: https://studfiles.net/preview/2626962/page:31/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО
laquo;В дошкольные годы ребенок почти полностьюидентифицируе себя с семьей, открывая ...
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:...
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
План работы педагога-психолога с родителями (законными представителями) воспитанников на 2020-2021 учебный год. Используются различные формы:тренинги, семейная гостиная, родительские собрания, т...