Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«детский сад «Берёзка»
Консультация для родителей на тему:
«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»
Автор:
Чурсина Н.А.
воспитатель
Новый Уренгой
2022г.
Актуальность
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи:
- Выявить особенности речевого развития детей раннего возраста.
- Выявить влияние степени общения родителей с ребёнком на ход развития речи.
- Разработать рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.
- учитывать пожелания родителей, их предложения;
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Форма работы для развития речи:
- режимные моменты
- совместная деятельность работы педагога с детьми
- самостоятельная деятельность детей
- совместная деятельность с семьёй
Приёмы для развития речи:
- наглядные
- словесные
- игровые
Наглядные-показ иллюстраций, картины, схемы, мнемотехника
Словесные-чтение литературного произведения (сказки, потешки, стихи)
Игровые- сюрпризный момент, игровой персонаж
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам, компьютеру.
Основной целью взаимодействия с семьей является создание единого пространства развития ребенка в системе “семья - ДОУ”.
В речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя:
- владение речью как средством культуры
- обогащение активного словаря
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- развитие речевого творчества
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формы работы с родителями:
- групповые собрания
- индивидуальные беседы
- консультации
- анкетирование
- наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература)
- День открытых дверей
- приглашение родителей на речевые театрализованные праздники
- выставки
- конкурсы
- совместные досуги
Исходя из вышеперечисленного, можно предложить методику по развитию речи, которая будет реализовываться в процессе взаимодействия педагогов и родителей:
- учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;
- ориентироваться в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребёнка, а не только на возрастные;
- активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;
- охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;
- взаимосвязь с другими видами жизнедеятельности ребёнка;
- опираться на помощь родителей в вопросах развития речи детей.
Рекомендации для родителей:
- Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, добиваться от него внятного произношения.
- не оставляйте ребёнка без внимания во время общения с вами
- Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребёнка рассказом.
- предложите игры на развитие мелкой моторики
- используйте игровые упражнения, рассказывайте сказки, читайте стихи
- Стимулируйте стремление ребёнка заговорить
Вывод
Важно дать понять, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Ведь родители теперь становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребёнка. И именно такие формы работы позволят нам использовать эффективность современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по познавательно - речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста "Ледяные бусы"
Картинки необходимые к занятию - заяц, белка, нора лисы, фото зимнего леса...
Открытый просмотр НОД образовательной области "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста на тему: "В гости к сказкам".
Вызвать желание детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взросл...
Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...
Проектная деятельность по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста
Ни для кого не серет, что детей с ОНР становится больше с каждым годом. Для того, чтобы помочь им на начальном этапе - во второй младшей группе дошкольного учреждения был разработан проект...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Наши мамы»
Цель:Воспитание чувства любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанности к семье....
Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»
Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...