Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения
материал ( группа) на тему
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. (С.В.Глебова)
Методы и средства для родительского психолого-педагогического просвещения:
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.
Социальное партнерство - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс.
Направления моей работы по проблеме взаимодействия с семьёй:
- информирование родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО;
- изменение взаимодействия семьи и образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, направленные на вовлеченность родителей к реализации ФГОС
С приходом детей в дошкольное учреждение родителям и детскому саду предстоит сотрудничать до тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу. В чём же состоит сотрудничество семьи и детского сада? Своевременно сообщать нужную информацию о ребёнке (болезнь, травма и т.д.), участие в акциях, конкурсах, форумах. В общем, привлечение семьи к общественной жизни детского сада и города (участие в городских мероприятиях). Участие в таких мероприятиях укрепляет семью, повышает взаимопонимание между родителями и ребёнком и между ДОУ и родителями.
Залог успешного развития ребёнка невозможен без включения родителей в единый, совместный педагогический процесс воспитания ребенка.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Поэтому я начала работу над задачей партнёрского взаимодействия между родителями и мной как педагога:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагога, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей):
-сформировать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
-сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.
При психолого-педагогическом и правовом просвещение родителей стараюсь использовать:
Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации; информационные корзины; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.
Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; педсоветы с участием родителей и др..
Просветительские родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и другое.
На родительском собрании познакомила родителей со спецификой своей работы: приоритетным направлением в работе детского сада, которыми является театрализованная и валеологическая деятельность, а в работе группы экологическое воспитание.
В партнёрском взаимодействии с родителями большую роль отвожу выявлению потребностей семей воспитанников, что позволяет мне выравнивать спектр воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий.
Выявленные запросы родителей определили формы партнёрского взаимодействия и общения, отвечающие интересам каждой семьи.
Удачно себя зарекомендовали:
- вечера вопросов и ответов;
- тренинги по запросам родителей;
- совместные выставки;
- совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- родительские собрания,
- консультации,
- беседы.
Структуру родительского собрания меняю, считаюсь с мнениями родителей при определении тематики.
Не забываю и наглядные формы работы: библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей, информационная страница на сайте ДОУ, презентации, стенды, плакаты.
Особенно эффективной считаю такую форму сотрудничества с родителями как «Дни открытых дверей». Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
В корректной форме, индивидуально, сообщаю родителям о результатах проведенной диагностики. Индивидуально работаю с каждым родителем, доводя до их сведения успехи или проблемы ребёнка. И вместе с родителем выстраиваю совместную работу по коррекции знаний, умений и навыков детей. Даю рекомендации, консультации родителям как проводить ту или иную работу. Ежедневно сообщаю родителям об успехах их детей, даже самых незначительных.
В своей работе использую принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип деятельности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип вариативности;
- Принцип непрерывности;
- Принцип творчества.
В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. Конструктивной формой взаимодействия с ДОУ с семьей в целях развития воспитательного потенциала семьи является семейный театр, объединяющий семьи с детьми дошкольного возраста при поддержке педагогов. Эта форма взаимодействия получила широкую распространенность.
Родители совместно со мной рисуют эскизы костюмов к постановке, помогают изготавливать костюмы и расшивать их и делают это с удовольствием.
Итог работы – театрализованные постановки, которые показываются на отчетном концерте для родителей.
На это концерт приглашаем родителей и жителей микрорайона. Афиши развешивают по поселку. Каждая группа представляет свою театрализовано-музыкальную постановку, песни, танцевальные номера. Этот концерт пользуется большим успехом, его ждут с нетерпением.
За три последних учебных года дети моей группы показали музыкально-театрализованныё представления по сказкам:
Ш.Перро «Золушка» - группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет;
Ш. Перро «Кот в сапогах» - группа общеразвивающей направленности от 6 до 7лет;
Украинская народная сказка «Рукавичка» - группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе партнёрского взаимодействия педагога и родителей. С этого года я ввела одну из таких форм взаимодействия, как участие родителей в досуговых мероприятиях, которые способствовают установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создавать атмосферу праздника, радости и взаимопонимания.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: многие из родителей стали активными участниками всех дел в группе и незаменимыми моими помощниками. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Тесное взаимодействие с семьей показало, что главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющие его самооценку. Другая важная особенность семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом.
Таким образом, моя работа и работа родителей в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.
Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Об эффективности сотрудничества можно судить по таким критериям как:
- положительная установка сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
- степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;
- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, моей деятельности, возможных результатах деятельности детей;
- владения необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.
Так как приоритетным направлением группы является экологическое воспитание, поэтому представляю вам работу с родителями в этом направлении:
план работы с родителями по экологическому воспитанию детей.(смотреть диск)
2013-2014 уч.год был выпускной, поэтому я составила для родителей подготовительной группы план по работе консультативного пункта.
ВЫВОД:
-Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
- За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
-Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.
-Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье
Подтверждение в реализации партнёрского взаимоотношения с родителями осуществляется гиперссылками в составленной мной схеме.(смотреть диск).
Предварительный просмотр:
Партнёрское взаимодействие с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.
Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...
Анкета для родителей по удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных услуг
Данная анкета позволяет выявить уровень удовлетворенности родителей деятельностью дошкольного учреждения....
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) удовлетворенностью качеством образовательной деятельности дошкольной организации.
изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг и удовлетворенности работой ДОУ....
«Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»
Это проект, который позволит построить совместную работу по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста, а также создать единое образовательное прос...
Сценарий совместного мероприятия «Устный педагогический журнал для родителей (законных представителей) по теме «Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»»
Сценарий совместного мероприятия«Устный педагогический журналдля родителей (законных представителей) по теме«Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разносторонн...
Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»
Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...
Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».
Кинезиологические упражнения помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...