Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения
материал ( группа) на тему
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. (С.В.Глебова)
Методы и средства для родительского психолого-педагогического просвещения:
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.
Социальное партнерство - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс.
Направления моей работы по проблеме взаимодействия с семьёй:
- информирование родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО;
- изменение взаимодействия семьи и образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, направленные на вовлеченность родителей к реализации ФГОС
С приходом детей в дошкольное учреждение родителям и детскому саду предстоит сотрудничать до тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу. В чём же состоит сотрудничество семьи и детского сада? Своевременно сообщать нужную информацию о ребёнке (болезнь, травма и т.д.), участие в акциях, конкурсах, форумах. В общем, привлечение семьи к общественной жизни детского сада и города (участие в городских мероприятиях). Участие в таких мероприятиях укрепляет семью, повышает взаимопонимание между родителями и ребёнком и между ДОУ и родителями.
Залог успешного развития ребёнка невозможен без включения родителей в единый, совместный педагогический процесс воспитания ребенка.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Поэтому я начала работу над задачей партнёрского взаимодействия между родителями и мной как педагога:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагога, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей):
-сформировать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
-сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.
При психолого-педагогическом и правовом просвещение родителей стараюсь использовать:
Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации; информационные корзины; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.
Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; педсоветы с участием родителей и др..
Просветительские родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и другое.
На родительском собрании познакомила родителей со спецификой своей работы: приоритетным направлением в работе детского сада, которыми является театрализованная и валеологическая деятельность, а в работе группы экологическое воспитание.
В партнёрском взаимодействии с родителями большую роль отвожу выявлению потребностей семей воспитанников, что позволяет мне выравнивать спектр воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий.
Выявленные запросы родителей определили формы партнёрского взаимодействия и общения, отвечающие интересам каждой семьи.
Удачно себя зарекомендовали:
- вечера вопросов и ответов;
- тренинги по запросам родителей;
- совместные выставки;
- совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- родительские собрания,
- консультации,
- беседы.
Структуру родительского собрания меняю, считаюсь с мнениями родителей при определении тематики.
Не забываю и наглядные формы работы: библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей, информационная страница на сайте ДОУ, презентации, стенды, плакаты.
Особенно эффективной считаю такую форму сотрудничества с родителями как «Дни открытых дверей». Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
В корректной форме, индивидуально, сообщаю родителям о результатах проведенной диагностики. Индивидуально работаю с каждым родителем, доводя до их сведения успехи или проблемы ребёнка. И вместе с родителем выстраиваю совместную работу по коррекции знаний, умений и навыков детей. Даю рекомендации, консультации родителям как проводить ту или иную работу. Ежедневно сообщаю родителям об успехах их детей, даже самых незначительных.
В своей работе использую принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип деятельности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип вариативности;
- Принцип непрерывности;
- Принцип творчества.
В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. Конструктивной формой взаимодействия с ДОУ с семьей в целях развития воспитательного потенциала семьи является семейный театр, объединяющий семьи с детьми дошкольного возраста при поддержке педагогов. Эта форма взаимодействия получила широкую распространенность.
Родители совместно со мной рисуют эскизы костюмов к постановке, помогают изготавливать костюмы и расшивать их и делают это с удовольствием.
Итог работы – театрализованные постановки, которые показываются на отчетном концерте для родителей.
На это концерт приглашаем родителей и жителей микрорайона. Афиши развешивают по поселку. Каждая группа представляет свою театрализовано-музыкальную постановку, песни, танцевальные номера. Этот концерт пользуется большим успехом, его ждут с нетерпением.
За три последних учебных года дети моей группы показали музыкально-театрализованныё представления по сказкам:
Ш.Перро «Золушка» - группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет;
Ш. Перро «Кот в сапогах» - группа общеразвивающей направленности от 6 до 7лет;
Украинская народная сказка «Рукавичка» - группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе партнёрского взаимодействия педагога и родителей. С этого года я ввела одну из таких форм взаимодействия, как участие родителей в досуговых мероприятиях, которые способствовают установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создавать атмосферу праздника, радости и взаимопонимания.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: многие из родителей стали активными участниками всех дел в группе и незаменимыми моими помощниками. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Тесное взаимодействие с семьей показало, что главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющие его самооценку. Другая важная особенность семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом.
Таким образом, моя работа и работа родителей в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.
Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Об эффективности сотрудничества можно судить по таким критериям как:
- положительная установка сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
- степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;
- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, моей деятельности, возможных результатах деятельности детей;
- владения необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.
Так как приоритетным направлением группы является экологическое воспитание, поэтому представляю вам работу с родителями в этом направлении:
план работы с родителями по экологическому воспитанию детей.(смотреть диск)
2013-2014 уч.год был выпускной, поэтому я составила для родителей подготовительной группы план по работе консультативного пункта.
ВЫВОД:
-Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
- За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
-Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.
-Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье
Подтверждение в реализации партнёрского взаимоотношения с родителями осуществляется гиперссылками в составленной мной схеме.(смотреть диск).
Предварительный просмотр:
Партнёрское взаимодействие с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-671345-1442854538.jpg)
Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.
Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233521-1364756734.jpg)
Анкета для родителей по удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных услуг
Данная анкета позволяет выявить уровень удовлетворенности родителей деятельностью дошкольного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1204866-1578629178.jpg)
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) удовлетворенностью качеством образовательной деятельности дошкольной организации.
изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг и удовлетворенности работой ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/23/picture-1332293-1661246671.jpg)
«Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»
Это проект, который позволит построить совместную работу по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста, а также создать единое образовательное прос...
Сценарий совместного мероприятия «Устный педагогический журнал для родителей (законных представителей) по теме «Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»»
Сценарий совместного мероприятия«Устный педагогический журналдля родителей (законных представителей) по теме«Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разносторонн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-396703-1603686274.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»
Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1358742-1648565159.jpg)
Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».
Кинезиологические упражнения помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...