Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»
статья на тему

Анастасия Владимировна31

        Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необходимых условий в дошкольной организации для формирование основ экологического сознания дошкольников на основе проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_moy.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

                     Доклад об опыте Козловцевой А.В.

Уважаемые коллеги!

Уважаемые коллеги вашему вниманию представляем доклад на тему «Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

МДОУ «Центр развития – детский сад № 4 п. Майский» является важной составной частью образовательной среды муниципального района.

  Таким образом, формирование основ экологического сознания является важной составной частью реализации данного направления развития в детском саду.

       Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга, который проводился  в форме бесед, игр, наблюдений. Их содержание было разработано с учетом требований примерной основной общеобразовательной программы «Детство», образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ребенок открывает мир природы»  (Приложение №1).

По итогам мониторинга были выявлены следующие результаты

    Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы определилась необходимость активизации работы по формированию экологического сознания дошкольников.

Актуальность опыта:   В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение генетического разнообразия живых существ, а также образование населения.

      Актуальность опыта заключается в оказании педагогической поддержки дошкольникам  в процессе формирования ценностного отношения к природе посредством активного включения их в  проектную деятельность.

Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике  прослеживается противоречие между важностью  проблемы  формирования  экологического сознания дошкольников  и отсутствием  модели  целенаправленной образовательной деятельности по реализации этого процесса в условиях дошкольной организации.


        Ведущая педагогическая идея

        Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необходимых условий в дошкольной организации для формирование основ экологического сознания дошкольников на основе проектной деятельности.

Длительность работы над опытом

         Работа над опытом охватывает период с  ноября 2014г. по март 2017г.:

 I этап (ноябрь 2014 – май 2015 г.) – подготовительный: наблюдение за детьми, подбор материалов для мониторинга, сравнения результатов мониторинга на начало и конец учебного года.

II этап – основной (июнь 2015г. – декабрь 2016г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ.

III – заключительный (январь 2017г.- март  2017г..) – мониторинг результатов реализации опыта, итоги которого доказали успешность выбранной технологии  для решения обозначенной проблемы.

Диапазон опыта

          Диапазон опыта представлен  дидактической системой, включающей в себя: диагностические материалы, выявляющие уровень экологического сознания; планирование образовательной деятельности на основе использования метода проектов; систему непосредственно-образовательной познавательно исследовательской деятельности, систему проектов экологической направленности.

Теоретическая база опыта

      В теоретическое обоснование   опыта положены  исследования в области экологического воспитания дошкольников и использования метода проекта в дошкольной организации и  были использованы следующие понятия:

-экологическое сознание;

-метод проектов.

Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [6].  

     Экологическое сознание (словарь терминов МЧС) - это способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной  неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности.

       По мнению Б.Т. Лихачева, экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Экологическое сознание выполняет ряд функций.

         Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

         Проектная форма деятельности является педагогической технологией,  одним из инновационных подходов реализации системно- деятельностного подхода  Российском образовании на современном этапе.

       «Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею».

         Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы проектной деятельности:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

-  кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

-  в каких источниках можно найти информацию;

-  какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-  с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

В практике современных дошкольных организаций используется следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы);

-  информационно–практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.).

Новизна опыта

     В  ФГОС ДО  дана  ориентация  дошкольного образования на позитивную социализацию, что предполагает активное включение детей в систему социальных отношений общества, умение  взаимодействовать с окружающим миром. Это диктует современная социально- политическая ситуация, стремительные изменения современного мира.

Новизна опыта заключается  в создании системы применения проектного метода, направленного на экологическое воспитание дошкольников, что соответствует стандартам нового поколения 

Технологии опыта

    Цель опыта  - формирование системы экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

    Задачи:

1.Помочь детям в накоплении эмоционально позитивного опыта общения с природой.

2.Систематически и целенаправленно расширять знания детей о природе и представления, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

3.Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

4. Способствовать пониманию того, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

5.Формировать практические навыки и умения разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна носить природоохранный характер.

6. Воспитывать любовь в природе родного края, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.

Принципы реализации опыта:

- Принцип научности предполагает, что элементарные экологические знания станут основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

- Принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

 - Гуманистичность  подразумевает использование личностно-ориенти- рованной модели взаимодействия, педагогику сотрудничества.

- Деятельностный принцип  – предполагает, что экологические знания становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. 

- Конструктивизм или  конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример

- Системность – последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В.Запорожца, актуальны и для экологического образования.

Комплексный подход предполагает объединения задач образовательных областей и использования разных видов детской деятельности.

- Регионализм  - проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.

    Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей об объектах и явлениях природы.

      Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения к проблемам экологии на основе метода проектов. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования основ экологического сознания, а отношение — это деятельность в разных вариантах, которая приводит к конечному результату.

       Экологические знания дети получают в совместной образовательной деятельности во время наблюдений, просмотра видеоинформации и картин, целевых прогулок, экскурсий, занятий (НОД), в игровой деятельности, в ходе проведения элементарных исследований, экспериментов, поисковой деятельности и т.д.   

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг тем:

Сезонность в природе (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны).Эта тема дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года, понятие о цикличности временных промежутков, их влиянии на живую природу.

Растения, их связь со средой обитания. Тема знакомит с растением как живым организмом, который развивается, растет, цветет, дает плоды.

Животные, их связь со средой обитания. Изучая тему, дети знакомятся с животным, как с живым организмом. Рассматриваются цепи питания.

«Природа – наш общий дом».Эта тема формирует базовое экологическое понятие о себе, как о жителе планеты земля – части природы, от которой зависит жизнь всего живого.

«Красная книга» природы. Тема знакомит с влиянием человека на живую природу.

         К каждой теме (или к нескольким  темам одновременно) в каждой возрастной группе разрабатывается экологические проекты.

        Система работы по формированию основ экологического сознания у дошкольников

Младший дошкольный возраст: совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.). Развивается внимание, интерес к наблюдаемым объектам (в частности к животным и растениям), формируется доброжелательное отношение к ним.

Формирование социальной активности, как основы экологического сознания: Начало формирования нравственных экологических  представлений. Развитие интереса и бережного отношения к живому. Воспитание положительного эмоционального отношения к природе.

       В младших группах, учитывая возрастные особенности детей,  можно организовать  в год несколько краткосрочных проектов. Они,  в основном, носят познавательный характер и в них  много места отводится наблюдениям, игровой деятельности (игры-эксперименты,  игры-имитации и т.д. (Приложение №2)

Средний дошкольный возраст: дети 4-5 лет сенситивны к разным видам познавательной деятельности. Быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети любознательны, у них формируется осознанное отношение к животным и растениям, к себе как части природы. Им доступно понимание простейших связей смысловой целостности. В средних группах можно использовать информационно–практико–ориентированные проекты, где дети под руководством педагога собирают информацию, проводят простые исследования и эксперименты.  (Приложение №3)

Старшая группа: ребенок способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить, систематизировать знания о природе и человеке, как части природы. Детям доступно осознание последовательности развития природных явлений.

     Педагог должен учитывать, что в этом возрасте  все большую роль играет мотивации в совместной деятельности, поэтому  при реализации проектов часто используется такая форма работы, как экологическая акция. (Приложение №4)

Подготовительная к школе группа: к  шести годам дети в результате обучения и самостоятельных наблюдений уже могут анализировать предметы и явления, выделяя в них существенные свойства и признаки; делать выводы. На основе этого они могут обобщать и классифицировать объекты, искать и находить тесные взаимосвязи живой и неживой природы: организм → среда обитания, влияние человека на природу и т. д.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, система планирования и реализации проектов должна быть гибкой: педагог должен учитывать особенности детей, их интересы, предпочтения, мнение при разработке плана реализации проектной деятельности на год.

Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что в образовательном процессе  она носит характер сотрудничества, поэтому метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.  Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Организация работы с родителями по данному направлению включает:

1. привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды, изготовлению пособий, оборудования для проектной деятельности;

2. участие в непосредственно образовательной деятельности;

3. организацию и проведение  экскурсий;

4. участие в туристических походах;

5. участие в подготовке  и проведении акций;

6.подготовка выставок и проведение экологических праздников и развлечений.

Результативность опыта

Для выявления  результативности опыта, анализа конечных результатов усвоения детьми программного материала использовала педагогическую диагностику Н.Н. Кондратьевой. Данная диагностика позволяет выявить уровень познавательного интереса ребенка к объектам и явлениям природы, систематичность представлений о многообразии мира природы, способность использовать знания, практические навыки для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.

Положительная динамика усвоения программного материала по    освоения общеобразовательной программы «Детство» образовательная область «Познание» за три года.

Уровни

Годы

2015

2016

2017

Высокий

8

12

24

Средний

83

82

73

Низкий

9

6

3

Итог

Положительная динамика – 24%

Результативность опыта и его практическая значимость:

-  доклад из опыта работы был представлен на Педагогическом совете (протокол заседания Педагогического совета №3 от 15.02.2017г.)  

- материалы их опыта работы размещены на международном образовательном портале nsportal.ru, maam.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданско-патриотического сознания дошкольников на основе использования репертуара вокального ансамбля

Литературно-музыкальная композиция «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь». Участники композиции воспитанники подготовительных групп вокально-хоровой студии "Прима". Музыкальный ...

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"...

Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...

Доклад из опыта работы.Формирование основ экологической безопасности у дошкольников

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности связано с ...

Доклад из опыта работы Формирование финансово грамотного поведения у дошкольников

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения...

Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста ....