Формирование гражданско-патриотического сознания дошкольников на основе использования репертуара вокального ансамбля
материал (подготовительная группа)

Олейникова Светлана Михайловна

Литературно-музыкальная композиция «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь». Участники композиции воспитанники подготовительных групп вокально-хоровой студии "Прима". Музыкальный руководитель Олейникова С.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_2019_pps.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги!

Формирование и воспитание любви к Родине, к стране, в которой живешь, формируется с рождения. Первая песня – колыбельная, которую поет своему ребенку самый любимый человек – мама. Песни, сказки, речь, которые слышит ребёнок и усваивает от матери, всегда включают в себя местные особенности народного творчества. Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми.

В основу русской музыкальной культуры положена самобытность народной песни. Русские композиторы Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Свиридов широко использовали в своем творчестве мелодичность, распевность русской песни. На основе русской песенной культуры созданы всемирно известные произведения: оперы «Князь Игорь, «Хованщина», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила» и многие другие.

Человек не может жить без песни. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с нашими предками и славными традициями. Издревле на Руси любое дело сопровождалось песней. Будь то посевная, отдых, гулянка или проводы на службу в армию.

Роль песни в патриотическом воспитании особо важна, т. к. это самый доступный и понятный всем поколениям язык. А патриотические песни всегда были наиболее популярны, потому что в них чаяния, надежды, любовь к Родине и пелись они хором, становясь личным переживанием каждого. У этих песен есть характерные особенности: они быстро запоминаются, мелодии всегда решительного или призывного характера со многими повторами. Эти песни мы должны передавать детям, внукам, правнукам. Чтобы они были понятны, нужно рассказывать историю их создания, чтобы сегодняшнее поколение молодых помнили своих предков, гордились ими и несли эстафету патриотизма в будущее.

МУЗ. РУК.:А сегодня мы вам  предлагаем совершить небольшое путешествие  по песенным вехам России. Устраиваемся поудобнее. Начинаем.

Звучит фоновая старинная музыка – гусли. Слайд – БОЯН

ВЕД.:От былинных времен ведет начало русская песня. Баян (Боян) – древнерусский певец и сказитель, «песнотворец». Бояна считают покровителем музыки, поэзии и творчества.

Когда происходило становление Руси как государства, велось много войн: за территорию, за плодородные земли. И все походы русского воинства, русских богатырей воспевались в песнях Бояна.

Под фоновую музыку –гусли- выходит гусляр( ребенок).

ГУСЛЯР (Никита):

Течет речка, речка полноводная,
Необъятна взором её ширь.
Ой ты песня, песенка народная,
Как за Русь сражался Богатырь.

Не на жизнь, а на смерть бился с ворогом,
Меч булатный крепок и тяжел.
Нечисть вражья закружилась вороном,
Захотела Русь забрать в полон.

Богатырь расправил грудь широкую,
Плечи распрямил и поднял меч,
Взглядом Русь окинул синеокую,
И рубить он начал нечистьсплеч.

СЛАЙД БОГАТЫРИ
Выходят 3 богатыря под песню «Богатырская сила»+ 3-5детей в русских одеждах.

ПЕСНЯ «ДВА ОРЛА»

МУЗ. РУК.:Особую любовь и уважение вызывают к себе солдатские песни, ведь песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. Строевые песни - отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы - ну разве мог кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки? 

С песней легче переносить все тяготы военной жизни, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии.

Хочется вспомнить высказывание  великого полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к победе, а победа – к славе».

Русское Военное Министерство, понимания значение морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен. В 1886 г. при Императорском Русском Географическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск.

И мы с вами, уважаемые гости, продолжаем наше увлекательное путешествие во времени.

Слайд – русская деревня, посиделки с семечками, девушки и парни.

Дети в русских костюмах выходят, становятся напротив друг друга: 5мальчиков и 4 девочки, начинают петь частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла —

Я не удержалася!

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал —

Курица обидела!

5.Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

6.Мы всегда везде такие —

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

7. Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

8.У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕДЕВОЧКИ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем — молодец!

Музыка - фанфара военная, слайд – проводы в солдаты на Руси.

Выходит глашатай, частушечники отодвигаются на задний план.  Глашатай читает указ:

Внимание! Внимание! Согласно закону о всеобщей воинской повинности призвать  холопа Семена сына……., холопа Савелия, сына………….., холопа  Владимира сына Игоря, холопа Никиту, сына………., холопа Юрия, сына……………., холопа Владислава, сына ……………………, холопа Сергея, сына…………..в солдаты. Определить оным место службы в пешей артиллерии.

Звучит вступление к песне «Солдатушки, бравы ребятушки», дети начинают маршировать. Глашатай присоединяется

ПЕСНЯ «СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ»

Под муз.коду  дети маршируют и уходят.

МУЗ.РУК.:Особое место в нашей жизни занимают песни Великой Отечественной войны.В этих песнях сочетаются боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине. Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели взрослые и дети, пели везде, где ждали и бились за свободу. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернутся в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось…..

Наше путешествие продолжается. И мы с вами отправляемся в нелегкое, тяжелое военное время….

Звучит фоног-ма: вой сирены, звук пуль, летящего самолета, взрывов

Слайд про В.О.В.- отдых солдат и офицеров, концерт, т.д.

Дети под фоновую лирическую военную музыку в военной форме выходят, усаживаются у костра. Читает стих:(Ксюша Устюгова)

Когда, ворча измученно и зло, 
Война давала людям передышку, 
И прекращался лай натруженных стволов,
На дальних рубежах устало гасли вспышки,
Смолкал разгорячённый автомат, 
И тишина наваливалась грузом - 
Тогда о песне вспоминал солдат, 
И уступали место музам:

И был недолгий фронтовой покой 
Наполнен то бетховенским аккордом, 
То вдохновенной пушкинской строкой,
То шуткой озорной, то монологом гордым, 

То песней о ресницах и глазах, 
О милом огоньке, о соловьиной трели: 
И светлая солдатская слеза
Росинкой застывала на шинели.

СОЛИСТ  «В ЗЕМЛЯНКЕ» (Милюков Вова)

Встают от костра все дети, вперед выходит чтец:

Даша Першина:

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

ПЕСНЯ «СМУГЛЯНКА»

Дети уходят

МУЗ. РУК.: А нам, дорогие гости, пора возвращаться в наше непростое, но замечательное время.

Слайды детей в детском саду+ муз.фон

СТИХ – Непокрытых Катя

Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.

Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить,
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать.
Ты мне - Родина родная,
Вольной волей дорога.

Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна.
Неразгаданная сказка,
Синеокая страна.
Я б в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!

Живем мы с вами в огромной мирной стране, стране с богатой историей, с давними культурными традициями и наследием. Сегодня мы совершили с вами, надеюсь увлекательное, музыкально-историческое путешествие по разным временам становления и развития нашей Родины. И где бы мы ни побывали – в любом времени, -  поняли очевидное: что русская песня всегда пронизана чувством любви и гордости к родной стране, к ее защитникам. И чтобы память поколений не угасла, чтобы гордость  за свою Родину – Россию жила в сердце каждого– необходимо все это богатство не только сохранить, но и передавать из уст в уста, из песни в песню, из поколения в поколение.

В этом, как мне кажется, и заключается формирование гражданско-патриотического сознания наших деток посредством песенного наследия нашей страны.

Деи выходят в русских нарядных костюмах+ в чем были до того.

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА-РОССИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольников на основе использования нетрадиционных оздоровительных средств

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здор...

Педсовет по формированию гражданско-патриотического сознания.

Педсовет по формированию гражданско-патриотического сознания....

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...