Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»
консультация
Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста .
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 238 комбинированного вида»
г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30
ИНН 404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604
Доклад из опыта работы
«Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»
Подготовила и провела:
Замараева Людмила Леонидовна
Новосибирск 2022г.
Цель: активизация знаний педагогов современных форм и методов работы по развитию памяти дошкольников.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.( 2 слайд) (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).
В условиях реализации ФГОС ДО, формирование функциональной грамотности ребенка направлено на:
• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
• формирование речевой активности дошкольников;
• формирование естественно-научных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.( 3 слайд)
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
Память – это основа психической жизни, основа сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Она является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без неё не мыслимо формирование всех компонентов функциональной грамотности.
В процессе работы с детьми передо мной стояла задача оптимизировать усвоение программного материала более интересным способом, что приводило бы к повышению качества работы.
В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ознакомимся с некоторыми такими приемами:
-на занятиях по формированию элементарных математических представлений, и в ходе индивидуальной работы с детьми, я активно использовала прием - «Интересная фигура»( 4 слайд)
-для развития внимания воспитанников, организовываю игру «День-ночь» (5слайд).
- во время физкульминуток использую игру « Веселые человечки»( 6 слайд)
Одним из приёмов, которые используется в работе с детьми, является НЕЙРОБИКА.( 7 слайд)
НЕЙРОБИКА служит для улучшения мыслительной деятельности. Она задействует разные участки головного мозга,заставляя работать их быстро и слаженно. Нейробика – это разминка для мозга, стимулирующая его работу. Например, можно предложить ребенку выполнять какие-нибудь привычные действия ( одеваться или ходить по квартире) с закрытыми глазами. Или чистить зубы левой рукой, если ребенок правша, и наоборот. Делая привычные вещи другим способом, мы заставляем работать клетки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе. Это способствует укреплению памяти, и влияет на качество запоминания . (8 слайд)
Приём, который помогает запоминать любую необходимую информацию самым эффективным способом и тренирует память – это мнемотехника. ( 9 слайд)
Основная задача мнемотехники - развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию, запоминает больше и быстрее.
Мнемотехнику мы используем в разных образовательных областях:
- на занятиях по развитию речи я использую мнемодорожки для составления рассказов, пересказа сказок, разучивания чистоговорок, потешек, стихотворений. Дети быстро и легко запоминают четверостишия при помощи цветных картинок. ( 10 слайд)
- окружающий мир(11 слайд);
- экология – сезонные изменения(12 слайд);
В результате использования мнемотаблиц :
- у детей расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, дети смогут грамотно выражать свои мысли, писать письма, оформлять смс; не испытывать затруднений в построении фраз, подборе слов; писать заявление, заполнять какие-либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
В заключении хочется сказать , что, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необ...
Доклад из опыта работы « Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов»
Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время...
Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»
laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...
"Развивающая предметно-пространственная среда по формированию функциональной грамотности у дошкольников"
Подготовительная группа...
Доклад из опыта работы.Формирование основ экологической безопасности у дошкольников
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности связано с ...
Доклад из опыта работы Формирование финансово грамотного поведения у дошкольников
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения...
Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...