Проект «Вода – какая она?»
проект (средняя группа) по теме

Зотова Зоя Николаевна

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

 (А.И.Савенков).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Вода – какая она?»24.76 КБ

Предварительный просмотр:


Проект «Вода – какая она?»

воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зотова Зоя Николаевна

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

 (А.И.Савенков).

Актуальность:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде  детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Гуляя  на улице с детьми , дети стали рассматривать лужи, сосульки, с которых капали капельки воды, и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает – вода?

Цель проекта:

Формирование представлений о свойствах воды.

Задачи проекта:

  • Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.
  • Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.
  • Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
  • Пополнить уголок экспериментирования материалами: демонстрационный материал, картотеки: игр-экспериментов, бесед, стихов и загадок, оборудование.

Проблема:

 Отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.

Срок реализации проекта: март 2016 г.

Предполагаемые   результаты работы над проектом

дети имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).

знают о том, что вода не имеет запаха, цвета, формы;

называют, какой предмет тонет, а какой плавает;

имеют представления о том, что в состав воды входит кислород;

знают о том, что краска растворяется в воде;

знают о том, что вода отстаивается;

Этапы реализации проекта:

I. Организационный.

  1.  Подбор методической и художественной литературы по теме.
  2. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, аудиозаписи).
  3. Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.
  4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, игр-экспериментов по теме
  5. Составлениеплана  реализации проекта.

Выявление знаний детей о воде, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой (русская народная сказка «По щучьему велению»).

Беседы по теме: « Где есть вода», «Кому нужна вода» , «Почему надо беречь воду» и др. Дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о воде.

Анализируя результаты, я выявила, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет ни один ребенок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по вопросу о том, что в состав воды входит кислород. Ни один ребенок не сказал, что вода окрашивается, но предлагали свои варианты ответов (станет красной, синей).

23 % детей (4 ребенка) показали средний уровень развития, так как затруднялись провести причинно-следственные связи.

76 % детей (13 детей) имеют низкий уровень развития, так как эти дети не имеют представлений о свойствах воды и не могут предположить, что случится с водой, если в нее добавить  землю.

Вопросы для диагностирования детей среднего дошкольного возраста

  • Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т. д.).
  • Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.
  • Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.
  • Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.
  • Знают о том, что краска растворяется в воде.
  • Знают о том, что вода окрашивается.
  • Имеют представление о том, что вода отстаивается.

II. Основной (практический)

Игра-эксперимент: «Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается»

Игра-эксперимент: «Окрашивание воды»

Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)

Игра-эксперимент: «Вода принимает форму»

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Игра-эксперимент: «Температура воды»

Дать понять, что вода бывает разной температуры.

Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе»

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Игра-эксперимент: «Кислород в воде»

Познакомить детей с составом воды.

Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет»

Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.

Проводили наблюдения на прогулке за снегом, сосульками, льдом. Проводили опыты со снегом, льдом, принося их в группу для эксперимента «Что с ними произойдет в тепле»

Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».

Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».

Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Наблюдения: «Как  влияет вода на рост растения».

Выявить зависимость роста растений от воды.

Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?»

Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.

Прослушивание  песен о воде, дожде,  аудиозаписей  из цикла «Звуки природы», «Шум моря»,  «Музыка дождя»,  «Звонкий ручей».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.

Загадывание загадок на тему «Вода».

Подвижная игра «Караси и щука» 

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра малой подвижности «Ручеек»,

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Изготовление корабликов из бумаги для игр с водой на прогулке.

III. Заключительный

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о воде, её свойствах и составе.

Открытый просмотр для педагогов и родителей «Путешествие к Царице Водице»

Презентация проекта на педагогическом совете.

 Подведение итогов.

Итоги проекта.

  • у детей сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности.
  • Расширен запас знаний о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире.

  • Умеют  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и алгоритмом деятельности;
  • Делают обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект в старшей группе «Буратино» «Вода – какая она?»

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста .Целью проекта было сформировать представления о свойствах воды.Вызвать интерес к поисковой деятельности,помоч...

Проект "Вода -какая она?"

Задачи проекта: вызвать интерес к поисковой деятельности; учить детей видеть и выделять проблему эксперимента; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные свой...

Методическая разработка. Экспериментально-практическая работа по реализации проекта "Вода. Какая она".

Проект ориентрован на детей младшего дошкольного возраста, он позволят расширить представления детей о воде, ее свойствах, значении для человека и мира животных....

Конспект совместной деятельности воспитателя с воспитанниками группы общеразвивающей направленности в возрасте от 2 до 3 лет по экспериментированию с водой "Какая вода разная - зеленая и красная..."

С самого рождения ребенок познает мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, стучит, прислушивается. Дети в во...

Проект "Вода-какая она?"

Познавательно-исследовательский проект "Вода-какая она?"...

Экологический проект для средней группы «Вода - какая она».

В  настоящее  время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых  вод и т.д.) является  наиболее  актуальной, т.к. всем известно – выражение ...