Проект «Вода – какая она?»
проект (средняя группа) по теме
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
(А.И.Савенков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Вода – какая она?» | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Вода – какая она?»
воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зотова Зоя Николаевна
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
(А.И.Савенков).
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
Гуляя на улице с детьми , дети стали рассматривать лужи, сосульки, с которых капали капельки воды, и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает – вода?
Цель проекта:
Формирование представлений о свойствах воды.
Задачи проекта:
- Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.
- Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
- Пополнить уголок экспериментирования материалами: демонстрационный материал, картотеки: игр-экспериментов, бесед, стихов и загадок, оборудование.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.
Тип проекта: познавательно – исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.
Срок реализации проекта: март 2016 г.
Предполагаемые результаты работы над проектом
дети имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).
знают о том, что вода не имеет запаха, цвета, формы;
называют, какой предмет тонет, а какой плавает;
имеют представления о том, что в состав воды входит кислород;
знают о том, что краска растворяется в воде;
знают о том, что вода отстаивается;
Этапы реализации проекта:
I. Организационный.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, аудиозаписи).
- Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.
- Разработать картотеку бесед, наблюдений, игр-экспериментов по теме
- Составлениеплана реализации проекта.
Выявление знаний детей о воде, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой (русская народная сказка «По щучьему велению»).
Беседы по теме: « Где есть вода», «Кому нужна вода» , «Почему надо беречь воду» и др. Дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о воде.
Анализируя результаты, я выявила, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет ни один ребенок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по вопросу о том, что в состав воды входит кислород. Ни один ребенок не сказал, что вода окрашивается, но предлагали свои варианты ответов (станет красной, синей).
23 % детей (4 ребенка) показали средний уровень развития, так как затруднялись провести причинно-следственные связи.
76 % детей (13 детей) имеют низкий уровень развития, так как эти дети не имеют представлений о свойствах воды и не могут предположить, что случится с водой, если в нее добавить землю.
Вопросы для диагностирования детей среднего дошкольного возраста
- Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т. д.).
- Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.
- Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.
- Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.
- Знают о том, что краска растворяется в воде.
- Знают о том, что вода окрашивается.
- Имеют представление о том, что вода отстаивается.
II. Основной (практический)
Игра-эксперимент: «Прозрачность воды»
Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается»
Игра-эксперимент: «Окрашивание воды»
Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)
Игра-эксперимент: «Вода принимает форму»
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Игра-эксперимент: «Температура воды»
Дать понять, что вода бывает разной температуры.
Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе»
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Игра-эксперимент: «Кислород в воде»
Познакомить детей с составом воды.
Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет»
Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.
Проводили наблюдения на прогулке за снегом, сосульками, льдом. Проводили опыты со снегом, льдом, принося их в группу для эксперимента «Что с ними произойдет в тепле»
Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».
Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».
Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».
Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Наблюдения: «Как влияет вода на рост растения».
Выявить зависимость роста растений от воды.
Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?»
Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.
Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе».
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.
Прослушивание песен о воде, дожде, аудиозаписей из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.
Загадывание загадок на тему «Вода».
Подвижная игра «Караси и щука»
Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Игра малой подвижности «Ручеек»,
Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Изготовление корабликов из бумаги для игр с водой на прогулке.
III. Заключительный
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о воде, её свойствах и составе.
Открытый просмотр для педагогов и родителей «Путешествие к Царице Водице»
Презентация проекта на педагогическом совете.
Подведение итогов.
Итоги проекта.
- у детей сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности.
- Расширен запас знаний о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире.
- Умеют выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и алгоритмом деятельности;
- Делают обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско - творческий проект в старшей группе «Буратино» «Вода – какая она?»
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста .Целью проекта было сформировать представления о свойствах воды.Вызвать интерес к поисковой деятельности,помоч...
Проект "Вода -какая она?"
Задачи проекта: вызвать интерес к поисковой деятельности; учить детей видеть и выделять проблему эксперимента; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные свой...
Проект "Вода какая она"
проект...
Методическая разработка. Экспериментально-практическая работа по реализации проекта "Вода. Какая она".
Проект ориентрован на детей младшего дошкольного возраста, он позволят расширить представления детей о воде, ее свойствах, значении для человека и мира животных....
Конспект совместной деятельности воспитателя с воспитанниками группы общеразвивающей направленности в возрасте от 2 до 3 лет по экспериментированию с водой "Какая вода разная - зеленая и красная..."
С самого рождения ребенок познает мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, стучит, прислушивается. Дети в во...
Проект "Вода-какая она?"
Познавательно-исследовательский проект "Вода-какая она?"...
Экологический проект для средней группы «Вода - какая она».
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение ...