Исследовательско - творческий проект в старшей группе «Буратино» «Вода – какая она?»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu.docx | 558.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 4 «Светлячок»
Исследовательско - творческий проект
в группе старшего дошкольного возраста «Буратино»
«Вода – какая она?»
Подготовила воспитатель:
Колпакова Наталья Сергеевна
г.Богородск
2015 год.
Паспорт проекта
- Вид проекта: исследовательско – творческий.
- Сроки реализации: апрель – май 2015г.
- Участники проекта: воспитатель Колпакова Наталья Сергеевна, дети группы старшего дошкольного возраста «Буратино», детского сада «Светлячок».
- Актуальность темы: Гуляя весной на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
- Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
- Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
- уточнить значение воды для всего живого.
-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
7. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- воспитать бережное отношение к воде.
8. Продукт проектной деятельности: фотовыставка «Юные исследователи»
План реализации проекта
в группе старшего дошкольного возраста
«Вода – какая она?»
Подготовительный этап проекта:
- Создание экспериментальной лаборатории в группе;
- Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
- Подбор подвижных и речевых игр.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел | Название | Программные задачи |
Ознакомление с миром природы | «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказа «Как люди речку обидели» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение. |
Занятие по экспериментальной деятельности | «Волшебница - вода» | Уточнить признаки весны, формировать эстетическое отношение к весенним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой; развивать творческое воображение, воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. |
Изобразительная деятельность | Аппликация «Тучи по небу бежали» | Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях. |
Беседа | “Чистота та же красота”. | Прививать детям правила личной гигиены |
Игры к проекту
Виды игр | Название | Программные задачи |
Речевая | "Подскажи словечко". | Развивать речь детей, моторику речевого аппарата. |
Игра малой подвижности | «Ручеек» | |
Подвижная игра | «На болоте» | Совершенствовать умения детей копировать движения живущих на болоте обитателей. |
Подвижная игра | «Караси и щука» | Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. |
Подвижная игра | “Море волнуется” | Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. |
Подвижная игра | “Мы – капельки”. | Развивать воображение детей, активность в игре. |
Опыты к проекту
- «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
- «Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
- «Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
- «Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
- «Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающихся кустарников.
Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
- «Прозрачность воды»
Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, ракушки, металлические предметы).Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы. Доказать, что вода в банке прозрачная(опустить мелкие предметы в банку, и они будут видны).Затем в другую банку добавить грязь или муку(вода мутная, в такой воде предметы не видны)
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода не прозрачная
- «Окрашивание воды»
Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в нее добавят. Приготовить стаканчики, краски, красители пищевые, палочки, ложечки для перемешивания. Добавлять краски, перемешивать.
Вывод: Вода прозрачная, но если в нее добавить краски, вода окрасится. Вода окрасится быстрее, если ее перемешать.
Заключительный этап проекта
- Оформление фотовыставки «Юные исследователи»
Используемая литература:
- Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 3-е изд., испр., и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальной деятельности 2 – 7 лет ,Волгоград 2013г.
- Н.В.Нищева . Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду. Санкт – Петербург «Детство пресс» 2013г.
- интернет источники http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение к проекту.
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко»
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня …( весна.)
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла ...
(Весна)
Если на проталинке
Встал подснежник маленький,
Значит, к нам пришла она -
Долгожданная *****,
(Весна)
Только ласточки-касатки
Прилетят весенним днём,
Значит, помните, ребятки,
Скоро грянет первый ****.
(Гром)
Если вдруг зажжется кряду
Над простором пара радуг,
Значит, через два-три дня
Жди повторного *****.
(Дождя)
Просвещал сынишку Яков:
- Если в речке много раков -
Непременно в ней тогда
Очень чистая ****.
(Вода)
Вот и всё. Я ставлю точку.
Очень трудно в одиночку
Вспомнить и за год порой
Все приметы до одной.
Так что, детки, временами
Вспоминайте вы их сами.
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Конспект занятия
Область «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы» в группе старшего дошкольного возраста
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (картинка «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты.
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды ; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Организационная структура
1. Организационно-побудительный этап.
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
В-ль: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В-ль: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Буратино. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
В-ль: Поможем? (Ответы детей). Буратино, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
2. Организационно-поисковый этап.
В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Буратино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
В-ль.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)
В-ль: Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В-ль.: Какого цвета молоко? (белого).
В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В-ль.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.
В.: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).
В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Буратино, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).
В-ль.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.
В-ль.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
В-ль.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Буратино. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте расскажем Буратино, для чего нужна вода и кому?
(Работа с плакатом «Кому нужна вода»).
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
В-ль.: Молодцы, ребята! Ну что,Буратино, узнал что-нибудь нового о воде?
Буратино: Да! Только это так трудно запомнить.
В-ль.: А ребята тебе, Буратино, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
В-ль: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (в помещении, на улице)
В-ль: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы)
Буратино: Ну. Спасибо, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Буратино, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Буратино: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран . А чтобы ты, Буратино, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ.
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Буратино: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).
Чтение рассказа
«Как люди речку обидели»
Программные задачи:
1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.
3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.
4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: « Как мы любим отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Живая вода», «Караси и щука».
Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».
Ход занятия.
В-ль: Дорогие мои детишки
Положите в сторонку книжки
Подождет вас немного игра,
Заниматься пришла пора.
В-ль: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?
В-ль: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?
В-ль: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?
В-ль: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой любила детей.
В-ль: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди.
Как люди речку обидели
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
В-ль: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
В-ль: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
В-ль: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
В-ль: Почему так нельзя поступать?
В-ль:Что бы ты сделал на месте Кости?
В-ль: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.
В-ль: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.
В-ль: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.
В-ль: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?
В-ль: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).
В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?
В-ль: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вами будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»
В-ль: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.
В-ль: Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.
В-ль: Послушайте и отгадайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит. (вода)
В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).
В-ль: Дети, у меня в стаканчике речная вода. . В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.
В-ль: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)
В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)
В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.
В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.
Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.
В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. . А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
Конспект занятия
Область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительная деятельность» (аппликация)
в группе старшего дошкольного возраста
Тема: «Тучи по небу бежали»
Программные задачи:
- Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: Разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать их в пределах нарисованного контура.
- Напомнить детям, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Вызывать интерес к созданию выразительного цветового образа.
- Развивать мелкую моторику и согласованность в движениях обеих рук.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за тучами и облаками; игра «Солнышко и дождик», беседа о сезонных изменениях, о том, что вода таит в себе много тайн; игры – экспериментирования с окрашиванием воды; заучивание стихотворений про дождик.
Материалы и оборудование: узкие полоски синего, серого, голубого и белого цвета – для модульной аппликации – мозаики; листы бумаги для фона, ножницы, клей-карандаш, салфетки, иллюстрации с изображением дождя.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? (весна)
В-ль: Назовите приметы весны? (прилетают птицы, тает снег, становится теплее на улице)
В-ль: А сейчас, послушайте о чем я прочитаю.
Тучи по небу бежали,
Тучи солнышку мешали.
Рос грибок,
Цвел цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около чья-то кукла Фекла.
Струйки с неба побежали.
Стекла в доме задрожали.
Мок цветок,
Мок грибок, мок щенок,
И мокла, чья-то кукла Фекла.
Возле дома у крылечка
Скачут капли, льется речка…
Дождь цветку умыл глазок.
Он грибку расти помог.
С головы до самых ног
Стал пушистее щенок,
И сидела сохла, чья-то кукла Фекла.
В-ль: Дети, что случилось с Феклой? ( ее замочил дождь)
В-ль: Сегодня в гости к нам пришла Капитошка.
Капитошка: Ребята, а вы знаете когда идет дождик? (когда на небе много облаков)
Капитошка: Правильно, облака состоят из капелек воды..
Капитошка: Всегда ли облака бывают одинаковые? (нет, они бывают разные, когда плывут по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные)
Капитошка: Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? ( в солнечную погоду они светлые, белые, а перед дождем – серые темно-синие, темные)
Капитошка: А как двигаются облака?
В-ль: Дети, Капитошка принес нам с вами мозаику – аппликацию «Тучи».
Он очень хочет, чтобы мы помогли ему сделать тучки, он не хочет скучать один на небе. Поможем ему?
В-ль: Но сначала давайте поиграем. Я буду мама-тучка, а вы с Капитошкой мои детки – капельки. И нам пора отправляться в путь.
Проводится игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
В-ль: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
В-ль: А сейчас давайте Я вам расскажу и покажу, как будем делать тучки.
Разрезаем полоски на мелкие кусочки. Берем лист бумаги светло-голубого цвета – это небо, по которому поплывет большая туча.
Покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро выкладываем мелкие кусочки цветной бумаги(светлые), потом покрываем среднюю часть и снова выкладываем цветную бумагу (Кусочки более темные) и на нижнюю часть тучки выкладываем темные кусочки.
Рисуем капельки дождя цветными карандашами.
Дети сами должны придумать, какие тучки они будут делать. Будет это мелкий дождик или сильный ливень?
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»
Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиками)
Капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны)
Только нас не замочи (прямоугольник над головой)
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще: (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед)
Станет травка гуще! (руками изобразить травку)
В-ль: Дети, давайте покажем Капитошке, какие тучки у вас получились.
В-ль: Какая работа понравилась вам больше всего и почему?
В-ль: Туча – кошка, хвост трубой
Туча с длинной бородой,
Туча – лошадь, туча – жук…
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места,
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе:
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идет!»
Беседа на тему: «Чистота – та же красота!»
Задачи: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие связной речи в различных формах и видах детской деятельности;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- развитие игровой деятельности;
- развитие детского творчества, фантазии;
- воспитание культуры поведения во время беседы.
Словарная работа: чистый, грязный, опрятный, неопрятный, чумазый, неряха, грязнуля, причёсанный, непричёсанный, микробы, расчёска, носовой платок, мыло, полотенце, зубная щётка, чистота, здоровье.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.
Предшествующая работа: беседы, игры (сюжетно-ролевые, дидактические), направленные на воспитание у детей навыков личной гигиены. Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» К.И.Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В.Маяковского, «Девочка чумазая» А.Л.Барт и другие.
Материал к занятию: кукла Буратино, зеркало, тазик с водой, полотенце, мыло в мыльнице, расчёска, носовой платок, зубная щётка, мыло, два мольберта, водопроводный кран на картинке для игры, «Чудесный мешочек».
Раздаточный материал: маркеры по количеству детей.
Дети входят в группу и останавливаются перед столиком с Чудесным мешочком.
Воспитатель:- Ой, посмотрите, ребята, какой чудесный мешочек! Вам интересно узнать, что в нём находится? Мне тоже интересно… Для этого нужно отгадать загадки. Вот послушайте:
Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)
- Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней, чем у волков, у медведей. (Расчёска)
- Пластмассовая спинка, жёсткая щетинка,
С зубной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щётка)
- Вытираю я, стараюсь после ванной паренька.
Всё намокло, всё измялось - нет сухого уголка. (Полотенце)
- И сияет, и блестит, никому оно не льстит,
А любому правду скажет – всё, как есть ему покажет. (Зеркало)
Воспитатель:- Молодцы! Вот мы и узнали, что было в мешочке.
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель:- Ребята, присядьте пока, пожалуйста, на стульчики, а я посмотрю, кто к нам в гости пришёл.
Дети садятся на стулья. В зале появляется чумазый Буратино.
Буратино:- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети:- Здравствуй, Буратино!
Воспитатель:-Здравствуй, Буратино. Тебя очень трудно узнать!
Буратино: -Почему?
Воспитатель: - А ты посмотри на себя в зеркало.
Буратино:- Ой, это я вчера гулял и испачкался.
Воспитатель:- Значит, это ты вчера испачкался. Ребята, что забыл сделать Буратино?
Дети:- Вымыть руки и лицо.
Воспитатель: -Буратино, а ты знаешь, когда нужно мыть руки?
Буратино:- Забыл. Когда?
Воспитатель:- Дети, давайте поможем Буратино. Скажите, когда нужно мыть руки?
Дети:- …после улицы, перед едой, после посещения туалета, если испачкался
Воспитатель: - А умываться?
Дети:-…после сна, перед сном и если испачкается.
Воспитатель: Вот послушай Буратино, что сказал Мойдодыр:
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А немытым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок!
Воспитатель:- И не стыдно тебе быть грязнулей?
Буратино:- Стыдно! Я больше так не буду.
Воспитатель:-Буратино, а знаешь ли ты, как правильно мыть руки?
Буратино:- Не знаю, но думаю, что очень просто: раз, два и – готово!
Воспитатель:- Нет,Буратино! Руки и лицо нужно уметь мыть правильно.
Ребята, давайте научим Буратино, как это делать.
Дети рассказывают и показывают Буратино последовательность мытья рук: нужно засучить рукава, открыть несильно кран, смочить водой руки, взять мыло и намылить руки круговыми движениями до образования пены. Затем положить мыло в мыльницу и всё хорошо смыть с рук водой под краном. После этого закрыть кран, «отжать пальчики» (сделать замок) и вытереть их насухо полотенцем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всё правильно рассказали. Понял, Буратино?
Буратино:- Понял.
Воспитатель:- Буратино, я помогу тебе сейчас вымыть руки и лицо, а дома ты сам будешь это делать.
Дети, пока я помогаю Буратино, давайте встанем и тоже «умоемся». Потешка.
«Кран откройся, нос умойся.
Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь ушки, мойся шейка.
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. Грязь смывайся, грязь смывайся.»
Воспитатель:- Хорошо, присядьте. Посмотрите, какой стал Буратино?
Дети:- Чистый, красивый.
Воспитатель:- Ребята, а что может случиться, если не мыть руки? Чем опасны грязные руки?
Дети:- Можно заболеть, потому что на грязных руках живут микробы.
Воспитатель:- А где ещё могут жить микробы?
Дети:- На грязных овощах, фруктах, в песке, в земле, на любых предметах.
Воспитатель:- А чего боятся микробы?
Дети:- Мыла и воды.
Воспитатель:- Давайте послушаем , что нам об этом скажут книжки.
«Часто врач спешит на помощь, где едят немытым овощ,
Там живот болит, озноб, а всему виной – микроб.
Он малюткой – невидимкой ждёт на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест горсть немытых ягод съест»?
«Хороша морковка с грядки! И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод, чем отправить его в рот».
«Чтобы ни один микроб не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой нужно с мылом и водой».
Воспитатель:- Дети, а как вы себе представляете микробов, какие они?
Дети:- Маленькие, круглые, кусачие, зубастые, чёрные, страшные,…
Воспитатель:- Самое главное: они- невидимые, но очень опасные! А, давайте нарисуем микробы так, как вы их себе представляете.
Дети рисуют на мольбертах микробов.
Воспитатель: Смотри, Буратино, какие микробы страшные и их так много повсюду, но наши ребята знают , чего они боятся.
Буратино:- Я теперь тоже знаю: ВОДЫ !
Воспитатель:- Правильно, давайте поиграем в игру «Кран открывается – микробы убираются!» (У меня в руке – кран с водой. Пока он закрыт – микробы двигаются, а как только я подниму кран- «открою его», - все микробы приседают и не двигаются, как будто их больше нет.)
Буратино играет вместе с детьми.
Воспитатель:-Молодцы. Садитесь на свои места. Буратино, а почему ты такой лохматый?
Буратино: - Не знаю.
Воспитатель:- Набегался с ребятами. Весь взъерошенный стал. Дети, что нужно сделать Буратино, чтобы привести себя в порядок?
Дети:- Причесаться
Воспитатель:- А когда вообще нужно причёсываться?
Дети:- После сна и по мере необходимости.
Воспитатель:- А чем причёсываются?
Дети: -Расчёской.
Воспитатель:- Только не забывайте, что расчёска должна быть чистой и у каждого своя. Расчёсками не делятся, это- не игрушка, а предмет личной гигиены. Вот послушайте стихотворение.
«Сам я встал сегодня рано, сам умылся из-под крана,
Чистить зубы сам пошёл и расчёску сам нашёл.
Перед зеркалом стою, сам себя не узнаю.
Нет, такому молодцу быть неряхой – не к лицу».
. (Воспитатель причёсывает Буратино)
Воспитатель:- Буратино, а у тебя есть носовой платок?
Буратино:- А зачем он мне?
Воспитатель:- Дети, зачем нужен носовой платок?
Дети:- Вытирать нос, если нужно и при кашле и чихании прикрывать рот.
Буратино:- А зачем при кашле и чихании прикрывать рот платком?
Дети:- Чтобы не заразить окружающих
Воспитатель:- Правильно, молодцы! Каждый должен иметь носовой платок и расчёску, быть чистым и опрятным. От этого зависит наше здоровье! А что ещё нужно, чтобы быть здоровым?
Дети:- Закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, гулять в лесу, плавать в реке, загорать и т.д..
Буратино:- Я это всё очень люблю!
Воспитатель:- Хорошо. Надеемся, что мы тебе сегодня помогли. Ребята, вспомните, каким пришёл к нам Буратино?
Дети:- Грязный, неопрятный, непричёсанный.
Воспитатель:- А чему мы его научили?
Дети:- Мыть руки, умываться, причёсываться, пользоваться носовым платком.
Воспитатель:- Каким теперь стал Буратино?
Дети:- Чистым, опрятным, причёсанным.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем с мыльными пузырями.
Буратино:- Спасибо Вам , ребята. Я сегодня узнал много интересного, пойду расскажу друзьям. До свидания!
Дети:- До свидания!
Конспект занятия
Область «Познавательное развитие» раздел «Познавательно-исследовательская деятельность» в группе старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Программное содержание:
1. Уточнить признаки весны, формировать эстетическое отношение к весенним явлениям.
2. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом.
3.Упражнять в образовании однокоренных слов.
4. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.
5.Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за весенними явлениями, чтение стихотворений, загадок, сочинение танцев, рассматривание картинок о весне.
Материал для занятия :
Демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений. костюм Волшебница-Вода, колпачки для фокусников по кол-ву детей, картинки для окрашивания по кол-ву детей, кисточки, вода в стаканчиках, 1 стакан воды, 1 стакан молока, лист белой бумаги, 2 деревянные палочки, баночки с водой и краска-гуашь с ложечкой по кол-ву детей, стакан сока, соль, сахар, лимон, льдинки на тарелочке по кол-ву детей, салфетки бумажные.
Организационная структура
1. Организационно-побудительный этап.
(Воспитатель вносит в группу таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме весны)
В-ль: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? (Весны)
В-ль: Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
В -ль: А какие времена года перед вами? (лето, осень,зима)
В-ль: Почему вы так решили, назовите мне приметы этих времен года.
В-ль: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы весны. ( Тает снег, прилетают птицы, журчат ручьи,теплее солнце)
В-ль:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко»
-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня …( весна.)
Если на проталинке
Встал подснежник маленький,
Значит, к нам пришла она -
Долгожданная *****,
(Весна)
Только ласточки-касатки
Прилетят весенним днём,
Значит, помните, ребятки,
Скоро грянет первый ****.
(Гром)
Если вдруг зажжется кряду
Над простором пара радуг,
Значит, через два-три дня
Жди повторного *****.
(Дождя)
Просвещал сынишку Яков:
- Если в речке много раков -
Непременно в ней тогда
Очень чистая ****.
(Вода)
Вот и всё. Я ставлю точку.
Очень трудно в одиночку
Вспомнить и за год порой
Все приметы до одной.
Так что, детки, временами
Вспоминайте вы их сами.
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла ...
(Весна)
В-ль: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите
В –ль Ребята, а вы любите, когда приходят гости? А сейчас садитесь на стульчики, послушайте и попробуйте угадать, кто же к нам в гости торопится? (Звучит запись со звуком воды).
Дети – Вода!
В-ль: Правильно, сегодня к нам придет Волшебница Вода! Хотите с ней познакомиться?
Дети - Да!
В-ль – Наталья Сергеевна покружилась, в волшебницу – Воду превратилась. (Надевает накидку голубого цвета и на голову голубой ободок)
В – Я волшебница-Вода. Сегодня я хочу чтобы вы рассказали ,что обо мне вы знаете интересного!
2. Организационно-поисковый этап.
В - Ребята, как вы думаете, для чего нужна вода?
Д – чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать.
В-ль – А вы стирать умеете?
Д – Да, мы помогаем стирать маме.
В-ль – Ах, какие молодцы, настоящие мамины помощники. Ребята, посмотрите, что я с собой принесла. (Ставлю на стол стакан воды, стакан молока, кладу белый лист бумаги). Какого цвета бумага?
Д- белого
В-ль – а молоко?
Д- белого
В-ль – А вода? Можно про воду сказать, что она белого цвета?
Д – нет.
В-ль – есть ли цвет у воды?
Д - Нет
В- Правильно, вода не имеет цвета, значит она бесцветная.
В-ль – Даша, возьми две палочки и положи одну в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Скажите, в каком стакане мы видим палочку?
Д – в стакане с водой
В-ль - Почему?
Д – она просвечивает, она светлая.
В-ль – молодцы, ребята, правильно. Вода не имеет цвета, она просвечивает, она прозрачная, как стекло. А вы, ребята, знаете почему воду называют Волшебницей?
Д – ответы
В-ль – вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как? Тогда я вас превращу в фокусников. (встали около стульчиков). Раз, два, три – ребятки покружились и в фокусников превратились. (надеваю детям разноцветные колпачки).
В-ль – я для вас приготовила волшебные баночки. И если сказать волшебные слова, то вода в банках окрасится. Попробуем? (дети подходят к столам с водой и краской)
Повторяйте за мной:
ты, вода-водица,
друг ты наш студеный.
Стань вода-водица,
не светлой, а разноцветной!
(Дети повторяют за воспитателем слова, кладут краску-гуашь ложечками в баночки с водой. Размешивают. Вода становится разного цвета).
В-ль – а теперь размешайте и скажите, у кого какого цвета стала водичка?
Д- называют цвета (красный, зеленый, синий, желтый и т.д).
В-ль – правильно, ребята, значить вода может окрашиваться в разные цвета. Вот это Вода-волшебница! А теперь наши фокусники покружились и в ребяток превратились (сели на стульчики, сняли колпачки)
В-ль – а сейчас я предлагаю узнать, не пахнет ли вода? (предлагаю понюхать воду из стаканчика, подношу детям). Что вы можете сказать? Вода пахнет?
Д- нет
В-ль – значит, у воды нет запаха. А что нужно сделать, чтобы запах появился?
Д – ответы
В-ль - А если мы в воду добавим кофе?
Д- у нее будет запах кофе.
В-ль - А если заварим чай?
Д - Запах чая.
В-ль – а теперь попробуем сок. Какой он?
Д - Сладкий, вкусный.
В-ль – правильно. А теперь попробуем воду. Что вы можете сказать? Вкус есть или нет?
Д - Нет
В - Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. А если положить в нее соль, она станет какая?
Д - Соленая
В- А если сахар, лимон?
Д - Сладкая, кислая.
В - Какие вы молодцы, ребята. Скажите, а почему меня называют Волшебница Вода?
Д - (ответы).
В-ль – да, ребята, потому, что вода умеет превращаться в снег, лед, пар, дождь и росу. Ребята, я для вас принесла Волшебные льдинки. Посмотрите. (показываю на тарелочке льдинки). Почему они волшебные?
Ответы
В - Потому, что когда мы их возьмем в руки, они начнут таять и превратятся во что?
Д – в воду.
В - Давайте возьмем в руки и посмотрим, что же будет (льдинки таят, воспитатель собирает льдинки в тарелочки и предлагают вытереть руки детям салфетками).
В - Ребята, вода состоит из капелек. А капельки очень веселые и любят играть. Давайте поиграем
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши)
Вот и кончилась игра!
В-ль – я пришла к вам с сюрпризом и принесла с собой волшебные картинки, я же Волшебница Вода!
При помощи кисточки и воды картинки станут разноцветными. Садитесь за столы и берите в руки кисточки. А мне пора с вами прощаться. Волшебница-Вода покружись, в Наталью Сергеевну превратись! (снимает атрибуты).
Ребята рисуют и видят в конце цветные изображения.
В-ль – что у вас получилось?
Д- водичка покрасила наши картинки и они стали разноцветными.
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
В- какие красивые картинки у вас получились! Итак, ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?
Д – вода не имеет запаха, цвета, вкуса. Может окрашиваться в разные цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Основная задача формирование реалистического представления о природе, круговороте воды в природе; продолжение обучения сравнивать, анализировать, обогащение причинно-следственных свя...
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Задача: формировать реалистические представления о природе, круговороте воды в природе; продолжать учить сравнивать, анализировать, обогащать причинно-след-ственные связи, способствовать развити...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»
Конспект познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Чистая вода"
Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, познавательно-исследовательская деятельностьдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чистая вода»Интеграция образовательны...
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
НОД по поисково - исследовательской деятельности в стар-шей группе: «Свойства воды»Цель: Познакомить детей со свойствами воды.Задачи:Образовательные:1. Совершенствовать знания детей о знач...
Комментарии
Замечательный проект,
Замечательный проект, охвативший разные стороны деятельности детей! С Вашего разрешения буду использовать в своей работе!