Проект "Вода -какая она?"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Задачи проекта: вызвать интерес к поисковой деятельности; учить детей видеть и выделять проблему эксперимента; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность; обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире; активизировать творческое мышление детей; выявить свойства воды; развить наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость; познакомить с составом воды (кислород).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-kakaya_ona_dopolnennaya.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
И. о. заведующего МКДОУ
«ДС «Теремок» п. Ханымей
___________ Л.П. Афонина
Краткосрочный исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста
«Вода –какая она?»
Составил: воспитатель
МКДОУ «ДС «Теремок»
П. Ханымей
Полякова Татьяна Сергеевна
Ханымей, 2013
Краткосрочный проект
для детей среднего дошкольного возраста
«Вода –какая она?»
Характеристика проекта
Цель: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи: вызвать интерес к поисковой деятельности; учить детей видеть и выделять проблему эксперимента; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность; обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире; активизировать творческое мышление детей; выявить свойства воды; развить наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость; познакомить с составом воды (кислород).
Сроки реализации: 11.11.2013 –02.12.2013.
Участники проекта: воспитатель –Полякова Татьяна Сергеевна; дети (все желающие): Ахметгалиев Кирилл, Блинова Александра, Бруско Софья, Гильманов Артур, Журбин Виталий, Зырина Анастасия, Кошеварова Марина, Лазарева Арина, Ноздрина Злата, Онофрийчук Александр, Садыкова Самира, Самойлова Виктория, Саяпов Артём, Стрельников Степан, Тихонова Анастасия.
Этапы работы
- Организационный (подготовительный). Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе в ходе проведённых бесед, ознакомления с художественной литературой (русская народная сказка «По щучьему велению»).
Вопросы для диагностирования детей среднего дошкольного возраста.
- Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть тёплой и холодной и т.д.).
- Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.
- Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.
- Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.
- Знают о том, что краска растворяется в воде.
- Знают о том, что вода окрашивается.
- Имеют представление о том, что вода отстаивается.
Выявление знаний и представлений детей среднего дошкольного возраста по теме проекта «Вода –какая она?» на подготовительном этапе
Таблица 1
№ | Имя ребёнка | Вопросы | ||||||
Имеет представления о свойствах воды | Знает о том, что вода имеет вес | Знает о том, что в состав воды входит кислород | Знает о том, что краска растворяется в воде | Знает о том, что вода окрашивается | Знает о том, что вода отстаивается | Итог | ||
1 | Артур | - | - | - | - | - | - | - |
2 | Александра | - | - | - | / | - | - | - |
3 | Софья | - | - | - | - | + | / | / |
4 | Злата | - | - | - | - | + | / | - |
5 | Вика | / | - | - | - | + | - | / |
6 | Александр | - | / | - | / | - | - | / |
7 | Анастасия | - | - | - | - | - | - | - |
8 | Кирилл | - | - | - | / | + | + | / |
9 | Арина | - | - | - | - | - | - | - |
10 | Виталий | - | - | - | - | - | - | - |
11 | Артём | - | - | - | - | - | - | - |
12 | Степан | - | - | - | / | - | - | - |
итог | Высокий | 0% | 0% | 0% | 0% | 36%-4р. | 9%-1р. | 0% |
Средний | 9% -1 р. | 9%-1р. | 0% | 36%-4р. | 0% | 18%-2р. | 36%-4р | |
Низкий | 91% -11д. | 91%-11д. | 100%-12д | 64%-8д. | 64%-8д. | 73%-9д. | 64%-8д. |
«+» –высокий уровень; «/» – средний уровень; «-» –низкий уровень.
Анализируя результаты, я выявила, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет ни один ребёнок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по вопросу о том, что в состав воды входит кислород. Ни один ребёнок не сказал, что вода окрашивается, но предлагали свои варианты ответов (станет красной, синей).
36% детей (4 ребёнка) показали средний уровень развития, так как затруднялись провести причинно-следственные связи.
64% детей (8 человек) имеют низкий уровень развития, так как эти дети не имеют представлений о свойствах воды и не могут предположить, что случится с водой, если в неё добавить краску или землю.
- Основной этап. Тема «Что такое вода?» (приложение 1)
План реализации проекта «Вода –какая она?»
Таблица 2
Совместная деятельность (игры, эксперименты) | Задачи | Ожидаемый результат |
Прозрачная вода | Подвести к обобщению «чистая вода –прозрачная», «грязная –непрозрачная», познакомить детей с понятием «вода отстаивается» | Называют некоторые свойства воды. Отмечают, что вода прозрачная |
Окрашивание воды | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость | Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, что при помешивании краска растворится быстрее, чем произвольно |
Вода принимает форму | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита | Понимают. Что вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита |
Вода бывает тёплой, холодной, горячей | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные | В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит в них живут разные растения и животные |
Чем дышат рыбы в воде? | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность | В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. Кислород нужен тем, кто живёт в воде |
Тонет –не тонет? | Познакомить с тем, что вода имеет свой вес. Показать детям, какие предметы тяжелее воды, а какие легче | Точно называют, какой предмет тонет, а какой плавает. Понимают, что вода имеет свой вес |
- Заключительный этап
Положительные и отрицательные стороны реализации проекта: в ходе беседы на завершающем этапе проекта значительно повысился уровень знаний и представлений детей о том, что краска растворяется в воде быстрее при перемешивании.
Дети имеют расширенные представления о свойствах воды, о том, что вода имеет вес и в её составе находится кислород.
Два ребёнка затруднялись объяснить, почему тонут и не тонут предметы в воде, и затруднялись ответить на вопрос, есть ли в воде кислород.
Заключение. Анализируя результаты мониторинга, я пришла к выводу, что проект актуален для реализации в группе среднего возраста.
Этот проект значим для всех его участников: у детей сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний о свойствах воды и её составе, об окружающем мире.
Таким образом, реализованный проект «Вода –какая она?», в котором ребёнок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности. Отвечает потребности ребёнка самореализоваться в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами. Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы детского сада, с учётом учебного плана для детей среднего дошкольного возраста. По окончании проекта была оформлена фотовыставка для родителей «Юные исследователи».
Приложение 1
Конспекты игр-экспериментов
Прозрачность воды
Цель: подвести к обобщению «чистая вода –прозрачная вода», «грязная -непрозрачная», познакомить детей с понятием «вода отстаивается».
Ход занятия. Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки. Металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в банке такой же прозрачной, если опустить в неё кусочек земли?». Выслушать ответы, затем продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Пронаблюдать за мутной водой, выяснить, что вода в покое отстоится, все частицы земли осядут на дне, и вода снова станет прозрачной.
Вывод. Чистая вода прозрачная, через неё видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Окрашивание воды
Цель. Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят.
Ход занятия. Дети любят смешивать буквально всё. Проще всего смешивать чистую воду и краски. Приготовьте несколько пустых стаканчиков, разные краски, медицинские лопаточки, пластиковые палочки для перемешивания. Попросите детей налить воду в стаканчики, отметьте, что вода прозрачная. Затем добавьте краску одного цвета в стаканчик, отметьте, что краска растворяется медленно. Обсудите с детьми, что же происходит, что случится, если перемешать воду с краской? Предложите перемешать и проверить, что произойдёт. Отметьте, что вода окрашивается быстрее, если её перемешать. Окрашивать воду также можно в закрывающихся пластиковых бутылках. С помощью бутылки можно получить больше эффектов: её можно поставить на стол и следить за процессом смешивания красок или энергично потрясти, покатать по столу и т.д. в ней можно создать маленький вихрь, вращая бутылку в одном направлении.
Вместо красок в воду можно бросить раскрошенные мелки, блёстки, соль, сахар, молоко, сок, кофе, чай, перец, натёртую на мелкой тёрке свёклу или морковь, муку, шампунь, мыло и т.д.
Вывод. Вода прозрачная, но если в неё добавить краски, вода окрасится. Вода окрасится быстрее, если её перемешать.
Вода принимает форму
Цель. Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.
Ход занятия. Взять два стакана, наполненных водой, а также 2 –3 предмета, выполненных из твёрдого материала (кубик, линейка. Деревянная ложка и др.), определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). вспомнить где и как разливаются лужи.
Вывод. Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Температура воды
Цель. Дать понять, что вода бывает разной температуры.
Ход занятия. Налить воду разной температуры в тазы и предложить детям опустить руку в таз сначала с холодной водой, затем с тёплой и затем с горячей (температуры воды должна быть терпимой для кожи ребёнка). Обсудить с детьми температуру воды. Обсудить, почему вода в водоёмах бывает разной температуры.
Вывод. Вода может быть разной температуры: холодной, тёплой, горячей.
Круговорот воды в природе
Цель. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Ход занятия.
Вариант1. Расскажите детям, что вода испаряется с луж, озёр, морей и океанов. Пар поднимается вверх и собирается в облака. А облака собираются в тучи. Тучи проливаются дождём на землю. В зимнее время на землю выпадает снег. Нарисуйте детям рисунок.
Вариант 2. Вам потребуется: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая плёнка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв плёнкой. Солнце нагреет воду, она начнёт испаряться, и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной плёнке, а затем капать в банку.
Вариант 3. Расскажите ребёнку, что превращения с водой (испарение и конденсация) происходят постоянно. Такой круговорот можно продемонстрировать, показав кипящую воду под прозрачной крышкой или понаблюдав за образованием капель воды на обычной крышке, приподнятой над кастрюлей с кипящей водой.
Вывод. Круговорот воды в природе происходит постоянно.
Кислород в воде
Цель. Познакомить детей с составом воды (кислород).
Ход занятия. Прочитайте детям русскую народную сказку «По щучьему велению». Поставьте перед детьми вопрос: «Чем дышат рыбы в воде?». Обсудите разные варианты ответов и объясните, что рыбы дышат кислородом, который растворён в воде, для этого у рыб есть жабры. Предложите детям проверить, действительно ли есть кислород (воздух) в воде. Для этого налейте в банку воду и дайте ей постоять, на стенки банки образуются пузырьки –это и есть кислород. Спросите у детей, откуда взялись пузырьки, и объясните, что это выделился кислород, которым дышат рыбы и все водные обитатели.
Вывод. В воде содержится кислород.
Тонет –не тонет
Цель. Показать, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие –нет.
Ход занятия. Спросите у детей, имеет ли вода вес? Проверьте это, налив воду в ёмкости с разным объёмом и попробовав взвесить в руках. Спросите, что произойдёт, если опустить в воду: гвоздь, деревянную палочку, камни, деревянный брусок, стекло, пластмассу.
Проверьте гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод. Вода имеет вес. Тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие –нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия психолога "Какой я? Какой ты? Какие люди?"
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога с детьми дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии (нарушение слуха и умственная отсталость) 6-8 лет...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Какой, какая, какие предметы по цвету? "(согласование прилагательных с существительными).
Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными; развивать речь,память, мышление....
План-конспект ООД "Какой, какая,какое, какие?"
Совершенствование умения согласовывать слова в предложении. Образование однокоренных слов, словообразование....
Картотека "Какая, какое, какой, какие"
Картотекакоторая поможет расширить словарь прилагательных у детей....
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"
Дидактическая игра помогает формировать у детей умение изменять прилагательные по родам....
Дидактическая игра "Какой?Какая?Какое?"
Цель: закреплять умение образовывать прилагательное от существительного, умение согласовывать прилагательное с именем существительным. Расширять словарный запас. Развивать правильную, грамотную речь....
Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс
Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...